Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Лучшие статьи сайта: Умение вмешиваться
Просмотров: 322     Комментариев: 0

В 2023 году сайту Саратовской митрополии (до 2011 года — епархии) исполнилось 20 лет. Не перечесть всех журналистских материалов — очерков, репортажей, статей, интервью, эссе, которые прошли через него за два десятилетия. В этих публикациях — живая вера, живая мысль, неповторимые переживания, моменты истины, частички истории: истории епархии, митрополии, Церкви, нашей земли, России… И личной духовной истории каждого из нас — тоже. Каждого, кто писал и каждого прочитавшего.

Что касается нас, авторов, мы действительно росли с каждым нашим текстом, с каждой встречей, с каждой проблемой, которую приходилось обсуждать. Наши границы расширялись, отодвигая мрак неведения; стремясь побольше рассказать другим, мы больше узнавали сами. Но и наша аудитория тоже, наверное, росла. Ситуация вокруг менялась, она не только радовала, она могла и огорчать, и преподносить новые вопросы, но неизменной оставалась вера: Господь поможет тому, кто искренне хочет служить Ему словом и просвещением.

Нам часто приходилось обращаться к темам, которые волнуют каждого — нравственное здоровье общества, семья, воспитание детей, старение человека, его отношение к смерти. Мы старались познакомить читателя с христианским взглядом на эти проблемы. Вместе с нашими собеседниками мы искали ответы на вопросы о том, какой должны быть жизнь православного христианина сегодня, что необходимо, чтобы она оставалась живой и подлинной. И теперь мы возвращаемся к самым значимым и глубоким, на наш взгляд, публикациям, чтобы вместе с вами переосмыслить прожитое время и его плоды.

* * *

Заметки не слишком умелой, но кое-чему уже научившейся

Изображение от freepikПрихожу я как-то в большой книжный магазин. На входе, как полагается, шкафчики с ключиками для пакетов и хозяйственных сумок. И специальный молодой человек к этим шкафчикам приставлен, чтоб никто с пакетом в книжные ряды не внедрился. Собственно, как приставлен — он на стуле сидит. Но бдит:

— Женщина! Женщина!! Сумку оставьте! Нельзя с такой сумкой!

«Женщина», годящаяся этому стражу книжных сокровищ в бабушки, испуганно оглядывается и покорно следует со своей кошелкой к шкафчику. У меня же возникает желание, даже, можно сказать, намерение: подойти к молодому человеку и объяснить ему, что обращения «женщина» и «мужчина» просто отвратительны в своей вульгарности; что в подобных случаях неплохо бы использовать слово «пожалуйста»; что со стула можно было бы и встать, чтобы, подойдя к немолодой покупательнице поближе, вежливо попросить ее оставить сумку в шкафчике… Однако я не подхожу и ничего такого мальчику не говорю. Почему? Потому что я не уверена в успехе. То есть не уверена, что этот юноша вообще меня поймет. Обращения «женщина» и «мужчина» давно уже стали в нашем городе обычными; считается, что без них нельзя обойтись, потому что у нас нет иной формы обращения к незнакомым людям (отдельная тема). Никаких неприличных или оскорбительных слов в адрес покупательницы молодой сотрудник не произнес. А что до вставания со стула — так у него начальство имеется, оно ему и скажет, когда вставать, а когда сидеть. Кто я такая, чтоб его учить? Чего я вообще к нему прицепилась?..

Культура, и культура поведения в частности,— это то, что сначала бессознательно, а затем сознательно перенимается ребенком у родителей, воспитывается семьей, средой, избирается им самим, наконец, как линия жизни. Как быть, если этого не произошло? Нет в человеке культурных, этических понятий, этой, если угодно, поведенческой базы — и как с ним разговаривать, к чему взывать? Чего требовать? Разговор слепого с глухим, вот что получится. Нет, не стоит вмешиваться и пытаться воспитывать молодого охранника. Бесполезно это. Пойду книжки смотреть. Тем более, что и пострадавшая (с моей точки зрения) бабушка ничего особенного в поведении охранника, кажется, не видит и пострадавшей себя не считает.

Но какое оно неотступное, какое сильное — чувство вины. Почему мы с этой пожилой книголюбкой, со всеми, кто хотя бы краем уха слышал лениво-надменное «Женщина!..», так покорно принимаем, глотаем эту гадость? Где наше человеческое и гражданское достоинство? Почему мы расписываемся в бессилии? Можно ли привыкать к тому, к чему мы таким образом привыкаем?

Действительно, к «вежливому» (т.е. не содержащему в себе прямых оскорблений и ненормативной лексики) хамству люди наши давно привыкли. Немолодые, но еще не совсем уж престарелые люди не видят ничего особенного в том, что молодые люди и подростки не уступают им места в общественном транспорте. Они не требуют, не просят, не взывают к сознательности — они просто едут, как приходится. И в эту ситуацию тоже не хочется вмешиваться, потому что не поймут молодые люди, да еще и нахамят в ответ — совсем уже не вежливо… А что ты можешь противопоставить крепкому, здоровому хамству, гнилой интеллигент?..

Изображение от pikisuperstar на FreepikНо согласие с хамством немногим лучше самого хамства, это во-первых. А во-вторых, я вижу, как тяжело седой пассажирке стоять в толчее; как хватается она за поручень, как пытается пристроить тяжелую сумку. И какой одинокой, какой беззащитной и униженной чувствует она себя на самом деле (даже если сама этого по причине душевной усталости и многолетней привычки не осознает) среди удобно сидящих молодых людей с банками пива и планшетниками. Надо вмешаться. Весь вопрос в том, как.

— Молодой человек, у вас совесть есть?! Оторвите лицо от планшета, пожалуйста, а следом и противоположную часть тела от сиденья…

Нет, так не годится. Иначе нужно.

— Вы садитесь. Вот, молодой человек уступит, конечно же, вам место. Он просто вас не заметил. Большое спасибо, юноша.

Действительно ведь срабатывает! А почему? Во-первых, потому, что я предоставила обладателю планшетника не отрицательную, а положительную роль в мини-спектакле. Не унизила его, а, напротив, приподняла. И тем самым сняла агрессию — защищаться стало не от чего. А во-вторых, потому, что некое понятие об этичном, о мужском, в конце концов, поведении у многих из этих нынешних ребят на самом деле есть. Они просто ленятся вести себя иначе — тем более, что никто и ничто от них этого не требует. Я заметила это однажды, когда в полупустой автобус ворвалась шумная и смешанная студенческая компания. Ребята мигом уселись на свободные места, оставив девушек (естественно, менее проворных) стоять в проходе. Девушки — это не бабушки, конечно, и вообще, какое мне дело до отношений в их среде, но… в мои студенческие годы такое было невозможно, понимаете. И я не утерпела. И так мягко, с улыбкой сказала: «Ребятки, да вы же мужчины, что ж вы так? Такие красивые девушки с вами рядом, а вы…». И ребятки как один тут же поднялись, и девушки смогли сесть и принялись смущенно защищать своих однокашников: «Они вообще ничего у нас…».

Ругаться в подобных случаях не только бесполезно, но и вредно, точнее, душевредно — для нас самих. Будучи убеждены в собственной правоте, мы легко определяем собственный гнев как праведный; а на деле он если таковым и бывает, то гораздо реже, чем нам кажется. Разгневанных нас ослепляет гордость, чувство собственного морального превосходства над окружающими. И мы забываем об одном обстоятельстве, а именно о том, что Спаситель наш практически ни к чему людей не принуждал. Единственное «насильственное действие», о котором рассказывают евангелисты,?— изгнание торгующих из Храма. Но был ли другой способ защитить Дом Отца? Торгующие — они ведь и сегодня таковы же: добровольно, под воздействием одного только кроткого слова торговых площадей своих не сдадут. В остальном же Сын Божий предоставляет человеку свободу, оставляет выбор: жить по вере и совести или наоборот. Попробуем подражать Ему, насколько это возможно. Тогда нас поймут! И предлагаемое нами — именно предлагаемое, а не навязываемое! — примут. И мы не будем бояться остаться одинокими в своих «неадекватных претензиях» и «книжных понятиях».

Впрочем, мои успехи на этом поприще невелики. Что-то хорошее у меня получается далеко не всегда и не сразу. Хуже всего с ситуациями нестандартными. В маршрутку вошла женщина — судя по всему, психически больная, нелепо одетая, увешанная елочным «дождем», лицо раскрашено какой-то гуашью. Два пьяных парня принялись издеваться над нею и оскорблять ее. Салон молчал. Я попыталась выразить свой протест, но ничего, кроме хамства, в свой адрес не получила. Попыталась утешить несчастную, когда парни вышли. И всё… Не тот тон взяла, но поняла это поздно. Резче их быть попыталась, а куда мне!.. Но от чего агрессивный тон? От неуверенности в себе, от страха оказаться одинокой (салон-то молчал!), непонятой и униженной.

Значит, беспомощность моего протеста — от гордости? Да. И от маловерия. От недоосознания того факта, что Бог гораздо лучше нас видит зло и несправедливость, и что бороться с ними надо — именно ради Него. А когда мы делаем что-то ради Него, то Он с нами рядом и мы не одиноки, это во-первых, а во-вторых — гордость не мешает нам, не повергает нас в страх унижения.

Но здесь не только об удачах или неудачах собственных нужно, наверное, говорить. Здесь нужно говорить еще и о собственной вине. Да, о собственной вине в том, что делает другой человек и к чему ты вроде бы не имеешь отношения. Вина наша за все, что в мире творится, заключается в том, что хотя бы начаток любого из наблюдаемых нами зол в нас самих есть. Надо только его в себе поискать, когда наблюдаешь зло в очередной раз. Хотя бы для того, чтобы удивляться перестать.

Я училась в старших классах, когда мой собственный дед от болезни сосудов мозга лишился рассудка. Я помню, как меня занимали, развлекали его безумные речи и поступки: это было чем-то вроде занятного приключения для меня… Так что же я теперь удивляюсь этим парням в маршрутке, их реакции на больную женщину? И это только один из моих личных примеров. Так что не буду удивляться, возмущаться, кипятиться. Буду учиться потихоньку.

Первоисточник в архиве сайта

Материалы по теме

Сегодня через Интернет предлагаются многочисленные услуги психологического характера: «Ваша новая жизнь без страхов и неуверенности», «Обучающий семинар по регрессивному гипнозу», «Трансформация личности на уровне самоидентификации», «Медитация с помощью поющих тибетских чаш», «Системные расстановки Хелингера — работа с эго-синтонными проблемами на уровне системного бессознательного», «Дыхательные и телесные психотехники», «Холотропное дыхание в семинаре “Путешествие Трансформация”», «Развитие управленческих и коммуникативных способностей». И все это, заметьте, с точными адресами, расписанием ознакомительных встреч и дальнейших занятий. Среди людей, готовых отозваться на эту рекламу, есть и те, кому просто любопытно; и те, кто надеется раскрыть в себе невероятные способности; и те, кто не справляется со своими проблемами и, может быть, действительно нуждается в помощи. Как относиться к рекламируемым «психологическим услугам»? А к психологической помощи в принципе? Встреча с профессиональным, компетентным психологом — есть ли ей место в жизни православного, воцерковленного человека?

Просмотров: 231
Комментариев: 0

Нам кажется, что мы много занимаемся детьми: тут и кружки, и языки, и спортивные секции. Но мы забываем о самом главном: каким он будет человеком, какой путь выберет, скажет ли, выросши, вслед за царем Давидом: Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72, 28), или свысока будет рассуждать об устарелых постах и недостатках Церкви. Сами того не замечая, мы прокладываем для детей вектор в сторону от Церкви, потому что в нашей собственной жизни она не занимает всеобъемлющую, главную роль. Мы ничем не готовы пожертвовать Христа ради

Просмотров: 335
Комментариев: 0

Нет, наверное, среди нас человека, который так или иначе не столкнулся, не встретился лицом к лицу с этой бедой; которому не приводилось еще стоять над гробом друга, товарища, коллеги, родственника, члена семьи наконец, погибшего от алкоголизма… Об этой страшной и загадочной болезни и о путях исцеления мы беседуем с игуменом Ионой (Займовским), насельником Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, руководителем православного центра помощи зависимым от алкоголя и наркомании «Метанойя»

Просмотров: 617
Комментариев: 0

Какое место вправе занять юмор, шутка, смех в жизни православного христианина? Совместимы ли они со строгой духовной жизнью, если кто-то из нас намерен таковую вести? Может ли, должен ли христианин быть веселым?.. Как отличить добрый смех от дурного, очищающий и возвышающий (если такой возможен) — от унижающего и загрязняющего душу? Как соотносится наше естественное душевное движение к радости и смеху, удовольствие от увеселения с тем самым Радуйтесь всегда в Господе и еще говорю — радуйтесь (Фил. 4, 4)? Помогает ли чувство юмора на трудном духовном пути? Об этом размышляют наши авторы — священник, журналист и монахиня

Просмотров: 1344
Комментариев: 0

Протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане, ответил на наши вопросы о богоустановленности брака, об укорененности Таинства Брака и христианских понятий о семье в Священном Писании

Просмотров: 1511
Комментариев: 0

Недавно со мной произошла одна история. Сначала она показалась мне забавной, даже анекдотичной. Но потом заставила задуматься. Задуматься о том, насколько каждый современный христианин призван быть миссионером — сегодня, сейчас, каждый день

Просмотров: 1319
Комментариев: 0

Бывает такое: вроде бы и повезло человеку с работой, отвечает она его внутренним устремлениям, позволяет реализовать способности, оставить в мире добрый след… И какое-то время человек на этой работе просто горит, отдает ей все, что может. А потом вдруг гаснет. И осознает, что ничего ему уже не хочется, ничто, связанное с работой, его не радует. По обязанности, ради куска хлеба, по той, наконец, простой причине, что поздно уже искать что-то другое, человек продолжает трудиться на своем совсем недавно любимом и обильно плодоносившем поле. Поле не изменилось, но пахарь уже не тот, и плоды не те, и нервы сдают, и уныние наваливается. Профессиональное выгорание — так это с недавнего времени принято называть; страдают от него и учителя, и врачи, и журналисты, и музыканты, и священники… Отчего такое с людьми происходит и что с этим делать — объяснит священник и психолог Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета

Просмотров: 1077
Комментариев: 0

Продолжая тему «Как овладеть временем?», мы беседуем о причинах возникновения глобального конфликта человека и времени и о способах его преодоления со специалистом по тайм-менеджменту, кандидатом социологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Алексеем Алексеевичем Понукалиным

Просмотров: 954
Комментариев: 0

Мы решили опубликовать в нашем журнале фрагменты из не изданной пока автобиографической книги известного врача-психиатра, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ, профессора Федора Викторовича Кондратьева «Перед уходом. Уроки прожитой жизни». В этой книге автор подводит духовные итоги своей жизни, стремится донести до читателя то главное, что удалось ему понять, осмыслить за долгие и непростые годы. Сейчас вы прочитаете главы, посвященные смерти. Вернее, даже не смерти, а смертям разных, но хорошо известных автору людей

Просмотров: 1217
Комментариев: 0

Хотим мы того или нет, наших детей воспитывают не только родители, но и среда, в которой они растут, учатся и общаются. В какой школе — православной или обычной, светской — лучше учиться ребенку из верующей семьи? Правильно ли это — видеть в православном учебном заведении защиту от всех сегодняшних соблазнов и вредных влияний? Какие проблемы могут возникнуть у верующего подростка в обычной школе, как помочь ему их разрешить? В чем ребенку нужно предоставить свободу, а в чем, напротив, проконтролировать, чтобы уберечь от соблазнов? Об этом мы беседуем с главным редактором православного журнала для молодых людей «Наследник», отцом девятерых детей протоиереем Максимом Первозванским

Просмотров: 924
Комментариев: 0

Каждого из нас в тот или иной период жизни посещает чувство печали, тоски, тревоги. Причины для такого чувства всегда есть! Но иногда оно становится хроническим и уже само подыскивает для себя причины или, точнее, поводы. А иногда человек понимает, что не выдерживает… Все это может серьезно пошатнуть наше душевное здоровье и привести к возникновению такого расстройства, как депрессия. Что делать в такой ситуации? Как помочь себе и близким выйти из нее? Каким должно быть христианское отношение к этому заболеванию? Об этом мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Просмотров: 1151
Комментариев: 0

Проблема творчества всегда волновала христианскую совесть. Что такое творческий дар? Благословение Божие? Духовное испытание? Искушение? Первое творческое задание получает Адам в Эдемском саду: возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Но способен ли падший человек сохранить правильное отношение к этому дару и заданию? Что сотворит он, используя дарованный Богом талант и обретенное собственными усилиями мастерство: храм Господень или Вавилонскую башню?

Просмотров: 1082
Комментариев: 0

Все знают, что необходимо почитать родителей, но не у всех это получается. Почему так сложны бывают отношения между поколениями, как вести себя с «плохими» родителями и можно ли почитать старших, не любя их? Об этом и многом другом мы поговорили со священником Ярославом Коздринем

Просмотров: 1565
Комментариев: 0

Нет человека, который не нуждался бы в любви, в том, чтобы его любили. Все хотят быть любимыми, все страдают от отсутствия любви — то есть от безразличия — и тем более от того, что любви противоположно. Даже когда эпатажный подросток выдает нечто вроде «Обожаю, когда меня ненавидят» — это на самом деле вызов его собственной потребности в любви, потребности, которую он воспринимает как слабость и зависимость. Но что она такое — наша потребность в любви, именно направленной на нас? С вопросами о ней и неизбежно связанных с нею страданиях я пришла к протоиерею Сергию Ксенофонтову, клирику храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Саратове

Просмотров: 2164
Комментариев: 0

Еще вчера они, стоявшие со сложенными на груди руками в очереди на Причастие, вызывали умиление церковных бабушек — а сегодня на предложение сходить на службу отвечают, что у них другие планы. «Почему практически выросшие в храме дети уходят из Церкви? Что мы сделали не так?» — задаются вопросами взрослые. К разговору на эту непростую, болезненную тему мы пригласили самих ребят, родителей, священников и психологов

Просмотров: 2201
Комментариев: 0

Проблема, которую мы с игуменом Нектарием (Морозовым) попытаемся здесь обсудить, началась для меня очень давно — раньше, чем я стала осознавать собственную греховность и пересчитывать ее горькие плоды. В девятом классе мы проходили «Преступление и наказание»; когда я дочитала, наконец, до эпилога, у меня возник вопрос: а какое же право имеет Раскольников на мир, на душевный покой и радость, если зарубленные им люди — не только заведомо отрицательная старуха-процентщица, но и ни в чем не повинная сестра ее Елизавета — уже не воскреснут, если совершено непоправимое?..

Просмотров: 2605
Комментариев: 0

В минувшем году сайту Саратовской митрополии (до 2011 года — епархии) исполнилось 20 лет. Нам часто приходилось обращаться к темам, которые волнуют каждого — нравственное здоровье общества, семья, воспитание детей, старение человека, его отношение к смерти. Вместе с нашими собеседниками мы искали ответы на вопросы о том, какой должны быть жизнь православного христианина сегодня, что необходимо, чтобы она оставалась живой и подлинной. И теперь мы возвращаемся к самым значимым и глубоким, на наш взгляд, публикациям, чтобы вместе с вами переосмыслить прожитое время и его плоды

Просмотров: 2326
Комментариев: 0