Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Лето Господне благоприятное
Просмотров: 706     Комментариев: 0

До царствования Петра Великого новый год на Руси начинался 1 сентября — по старому, естественно, стилю. Царь-реформатор установил гражданское новолетие — 1 января. Но Русская Церковь по-прежнему завершала минувший год и начинала следующий тогда, когда положено ей было это делать с византийских времен — в первый день осени.

По новому стилю это 14 сентября, в этот день в храмах празднуется церковное новолетие, знаменующее начало нового богослужебного года, или индикта.

Праздник начала индикта был установлен еще отцами Первого Вселенского Собора. В допетровские времена он праздновался весьма торжественно: совершался особый чин «летопроводства» с участием Патриарха и царя. Сегодня мы встречаем церковное новолетие скромнее. Но менее важной для нас эта веха не стала. С каким чувством должны мы встретить наш духовный новый год, чему обрадоваться и о чем задуматься?

Задуматься предстоит о важнейшей для каждого из нас вещи — о времени. А обрадоваться — тому, что Господь продолжает еще нам его давать, и тому, что Церковь ради нашего преображения и спасения продолжает наполнять даруемое нам время священным содержанием.

Время создано Богом вместе с миром — об этом говорится в Послании к Евреям (см.: Евр. 1, 2). Время — единственный способ существования мира: вне его мир немыслим, в нем он непрерывно изменяется. Божий Промысл о мире предвечен, но действует во времени. Во времени развивается и Божий Промысл о человеке. Формирование личности — это всегда процесс, по сути — процесс реализации дарованной человеку свободы выбора. Вот человек родился, вот он растет, становится взрослым, стареет, приближается к своему концу — и все это время делает выбор: жить с Богом, трудиться и преображать себя ради Него, ради соединения с Ним — или же наоборот. И каждый следующий шаг делает — из той точки, в которую уже пришел. Человек — существо несовершенное и грешное, и на то, чтобы измениться — перерасти свой грех, раскаяться в нем, преодолеть его, — бывает нужно время. Таким образом, время — это возможность спасения, предоставляемая человеку Богом, это Его милость к человеку, Его терпеливое ожидание. Митрополит Каллист (Уэр) пишет, что время «напрямую связано с “отстранением” или “умалением” Божиим, оставляющим нам, людям, свободу, чтобы любить. Это, если угодно, “пространство”, которое позволяет нам свободно и по доброй воле идти навстречу Богу». Далее владыка Каллист приводит слова Господа из Откровения апостолу Иоанну (Апокалипсиса): Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

«Бог стучит, но не ломится в дверь, — подчеркивает митрополит Каллист. — Он ждет, пока мы откроем. Это ожидание Божие и составляет самый смысл времени».

Однако недаром мы вспомнили Апокалипсис: ожидание Божие может быть долгим, но не бесконечным. Бесплодную смоковницу из Христовой притчи (см.: Лк. 13, 6–9) садовник окопает и напитает удобрением еще один раз — и не более. Как жизнь каждого человека, так и существование этого мира во времени ограничены. По собственному опыту мы знаем, что время необратимо и быстротечно. Апостол Павел призывает нас дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5, 16): кажется, что дней у тебя много, а ведь может оказаться, что их совсем нет. Мы должны правильно использовать каждый день и уж тем более — каждый год, церковный год, священный богослужебный круг нашей жизни.

Богослужение Церкви целостно и неразрывно, в нем нет ничего случайного. Каждый последующий день вытекает из предыдущего, каждый день совершается память определенных святых. К каждому церковному торжеству, к каждому из двунадесятых праздников Церковь подводит нас определенной, издревле выверенной дорогой — дорогой духовной подготовки. И когда приходит этот день, мы не просто вспоминаем то или иное событие Священной истории, но вновь переживаем его как свое, личное. Для чего? Для того, чтобы подняться на новую духовную ступень. Время Церкви — это не поток, невозвратно уносящий наши дни, это лестница нашего восхождения. Годовой богослужебный круг — этап нашего пути.

На утрене накануне новолетия мы слышим тропарь: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны». Лето — это в данном случае год. И не просто об окончании года здесь речь, заметьте, а о его венце, увенчании. Пройдя круг, завершив эту свою работу, мы благодарим Того, Кто дал нам на нее время, и просим Его благословения на круг следующий, дабы провести его «в делех духовных богокрасных», во внутренней тишине и мире: «Житие начати благоугодно Тебе, Владыко, с летным начинанием нас сподоби… сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе».

И там же, уже на всенощной, мы слышим отголосок того Евангелия, которое будет прочитано на праздничной Литургии. Слышим в словах канона: «На землю пришел еси, Собезначальне Отцу, пленником отпущение, слепым же прозрение от Отца возвещая и время приятно». За Божественной литургией в день новолетия мы услышим Евангелие от Луки:

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк. 4, 16–22)

Это, по сути, первый день мессианского служения Иисуса Христа — первая Его проповедь людям. Он только что выдержал сорокадневный пост в пустыне и духовную битву с искушавшим Его сатаной. Он приходит в галилейский городок, где прошло Его детство; Он обращается к людям, которые, вот именно, с детства Его знали, которые были хорошо знакомы с Его предполагаемым ими отцом — Иосифом. Он читает людям, собравшимся в синагоге, Книгу Исайи — великого пророка, который жил за семь веков до Его рождения. Пророка, предвидевшего явление Мессии и наступление особого времени — лета благоприятного, в котором человек сможет освободиться от рабства греху и смерти, вступить в завет с Господом, обрести блаженство жизни с Ним. Господь говорит им, притихшим, что пророчество Исайи уже исполнилось. Но они не готовы услышать это из уст обычного, как им представляется, человека — сына старого плотника Иосифа. Им кажется, что Он обманывает их и даже оскорбляет. Беседа в синагоге не заканчивается трагически только потому, что время Его Жертвы еще не настало. Но благоприятное лето (в данном случае — время) действительно наступило — и закончится оно лишь Вторым Его пришествием и Последним Судом. Мы с вами живем в это время — и, слава Богу, мы живем в Церкви, в ее богослужебном времени.

Известный пастырь протоиерей Димитрий Смирнов в своей проповеди на новолетие призывал прихожан оглянуться на прошедший год и задать себе вопрос: «Чему я, собственно, научился, что я познал в этом году, к чему пришел? Вот прожил год и ходил этот год в храм. Было ли это просто хождение либо это было все-таки следование умом и сердцем за течением праздников, этих великих уроков, которые преподает Церковь, — уроков благочестия? Что я познал из закона Божия хотя бы умом, что начал из него воплощать в своей жизни? <…> Вот, начинается новолетие, мы как бы поступаем в новый класс этой духовной школы, где Церковь через свои праздники, через свои песнопения, через чтение святых Писаний будет учить нас Царствию Небесному, учить приобретать те навыки, которые необходимы для жизни духовной, и искоренять те навыки, которые этому препятствуют…».

А ведь и вправду, в Церкви мы все чувствуем себя первоклассниками. Сколько бы ни было нам лет, каков бы ни был наш церковный «стаж» — мы всегда ученики, которым предстоит много работы. На дворе сентябрь — учебный год начался. Благоприятное время продолжается.

 Газета «Православная вера», № 09 (737), сентябрь 2024 г.