Епископ Манхэттенский Николай (Русская Православная Церковь Заграницей) — хранитель Курской-Коренной иконы Божией Матери — Одигитрии Русского зарубежья, одной из главных святынь православного мира. В интервью порталу «Православие и мир» он рассказал об особенностях своего послушания, о важности Курской иконы для русских за рубежом и о чудесных историях, связанных со святыней.
Как мы можем чего-то бояться
— Вы стали хранителем Курско-Коренной иконы восемь лет назад. Помните свои первые ощущения, когда вам было поручено находиться при святыне?
— Мне сообщили об этом в алтаре нашего кафедрального Знаменского собора в Нью-Йорке. Это было в декабре 2010 года. Вначале я немного смутился и полностью не осознал всю серьезность этого, но потом почувствовал любовь и поддержку наших епископов и принял это замечательное послушание.
Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что я не один несу его. Другие епископы, духовенство, верующие — все мы являемся хранителями Курской иконы. Я могу помогать в организации графика, ездить с иконой в разные епархии или приходы, но в этом процессе участвуют все. Это большая радость, но одновременно — и страх Божий, потому что мы находимся в присутствии Пресвятой Богородицы.
— Какие основные обязанности у человека, который несет послушание хранителя чудотворной иконы?
— Конечно, хранителю необходимо знать историю иконы, специальные молитвы перед ней. Но я бы сказал, что значительная часть моего послушания заключается в том, чтобы сопровождать икону во время ее поездок в другие приходы и при посещении болящих. И я стараюсь по мере своих скромных возможностей молиться перед иконой о тех, кто просит об этом. Например, отслужить молебен или помянуть во время литургии.
Кроме того, нужно давать людям знать, когда икона находится в Нью-Йорке, когда посещает тот или иной приход, чтобы они могли прийти и помолиться Богородице. В моем понимании это также и распространение православия, и рассказ людям о чуде пребывания Курской иконы среди нас.
— Каково это — регулярно быть рядом с иконой, перед которой молились преподобный Серафим Саровский, святитель Иоанн Шанхайский, которой поклонялись многие поколения людей? Нет ли какого-то страха, трепета?
— Есть ощущение радости и умиротворения, но боязни нет. Как мы можем чего-то бояться в присутствии Богородицы? Вы правильно напомнили, что перед ней молился преподобный Серафим Саровский и многие другие святые, наши цари, иерархи. Осознание этого помогает человеку испытать чувство смирения. Но в этом нет ничего такого, что могло бы пугать.
— Наверняка вы были свидетелем чудесных историй, связанных с Курской иконой. Можете рассказать какие-то из них?
— Во время молебнов перед иконой всегда испытываешь чувство благоговения. Эти люди могут нуждаться в исцелении, может быть, они одиноки или находятся в трудной ситуации. Но они знают, что им нужна помощь Богородицы.
И, конечно, чудеса совершаются. Многие из них — очень личные, и я бы не хотел о них говорить. Но недавно, например, молодая женщина из России написала мне, что они с мужем безуспешно пытались родить ребенка. Она узнала, что Курская икона приезжает в ее город, и стала добровольно прислуживать в храме в эти дни — мыла пол, следила за цветами.
Она была рядом с иконой целую неделю. И на следующий день после того, как святыня вернулась в Америку, они с супругом узнали, что у них будет ребенок. Она написала, что это чудо связано с Курской иконой и молитвами Богородице.
В других случаях люди исцеляются от болезней, у многих решаются проблемы с работой или какие-то личные вопросы. После молитв перед Курской иконой они иногда приходят и говорят: «Владыка, все получилось даже лучше, чем я мог ожидать».
— Среди тех, кто обратился к вере через Курскую икону, был и человек, который в свое время пытался ее взорвать. Могли бы вы рассказать эту историю?
— В марте 1898 года, когда святой образ находился еще в Курске, анархисты задумали взорвать Знаменский собор и заложили бомбу под аналой Курской иконы. Среди ночи монахи услышали взрыв, и это было похоже на землетрясение. Прибежав в собор, они увидели черный дым, иконы были разбросаны, окна и двери выбиты. Когда же среди всего этого хаоса они подошли к Курской иконе, то увидели, что она не пострадала и даже киот не был поврежден. Это было настоящее чудо. Получилось, что враг таким образом помог еще больше прославить икону, потому что Господь показал нам столь удивительное чудо.
Много лет спустя, уже после Второй мировой войны, в 1949 году, когда икона приезжала в один из русских приходов во Франкфурте, к сопровождавшему ее протопресвитеру Георгию Граббе, который позднее стал епископом Григорием, подошел человек в слезах. Он рассказал историю, о которой я только что поведал, и сказал, что был одним из тех, кто собирался взорвать святыню.
«Я решил, что если Бог есть на самом деле, Он проявит чудо и икона не пострадает», — сказал он тогда. Этот человек пришел покаяться перед Пресвятой Богородицей.
Десятки тысяч людей в Москве и Курске шли поклониться святыне
— Как Курская икона изменила вас?
— Я надеюсь, молю Бога, чтобы я стал более прилежным христианином, стал бы лучше как человек, более смиренным и больше помогал людям. Я не могу сказать, как я изменился, но надеюсь, что это произошло в лучшую сторону.
— Вы один из самых молодых епископов Русской Зарубежной Церкви, несколько лет назад даже монахом еще не были. Ощущаете ли вы, что близость к иконе помогла приходу к священству, нынешнему служению?
— Это очень трудный вопрос, и я не могу ответить на него со стопроцентной уверенностью. Я благодарю Бога за то, что Курская икона сыграла очень важную роль в моей духовной жизни. Но если говорить откровенно, получив это послушание от иерархов нашей Церкви, я стараюсь делать все возможное, чтобы быть примером православного архиерея и христианина. Я молю Бога о спасении моей души и душ людей, которые меня окружают.
— В 2009 году Курская икона впервые за почти 90 лет посетила Россию. Вы сопровождали святыню в той поездке. Какие остались впечатления?
— Я бы хотел начать с другого исторического события — воссоединения Русской Церкви в мае 2007 года. После торжеств и богослужений по этому поводу в Москве, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр с небольшой делегацией отправился в Курск, а затем в Киев.
В Курске мы посетили Курскую Коренную пустынь, которая находится на месте закрытого и разрушенного большевиками монастыря. Монашеская жизнь там стала возобновляться в 1990-е годы. Во время поездки местное духовенство и верующие спрашивали нас о возможности приезда Курской иконы.
Помню, владыка Лавр тогда очень ясно сказал, что это наверняка произойдет, когда будет восстановлен главный храм. И вот, через два года был построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был освящен Патриархом Кириллом и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом (Капралом) в присутствии Курской иконы. В этой первой за десятилетия поездке в Россию нашу Одигитрию сопровождали 30-35 человек, в том числе и я. Нас охватывало удивительное чувство радости и трепета.
Видеть, как десятки тысяч верующих в Москве и Курске идут поклониться святыне — это было потрясающе. А мне лично это помогло лучше понять, какая святыня находится с нами.
Я понял, что мы действительно имеем благословение, Господь с нами, и это проявляется в том, что Курская икона находится среди нас и Пресвятая Богородица никогда нас не оставляла. А еще я гораздо лучше осознал историю иконы и почему нам за пределами России нужны наши русские святыни. Мы живем в неправославной стране и из-за этого сталкиваемся с трудностями. Но, имея такие святыни, мы обретаем покой и помощь в укреплении веры.
Быть православным легко, мы просто ленимся
— Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах?
— Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты — думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры.
Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли — у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг.
— Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях?
— Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой.
— Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье?
— Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах.
Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.
— А правду говорят, что скоро у иконы может появиться новая швейная риза?
— Нынешняя швейная риза была приготовлена в Иерусалиме русскими сестрами-монахинями, которые молятся на Святой Земле. Но недавно нам пришла новая швейная риза — из Курска, и, возможно, наш первоиерарх вскоре благословит облачить икону в новую «одежду».
— Что значит Курская-Коренная икона для русских православных людей, живущих не в России?
— Она являет собой особую любовь Богородицы к русскому народу в изгнании. Мы называем ее Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского зарубежья. Мы привыкли говорить, что Курская икона постоянно находится в движении: она путешествует, посещает наши епархии, приходы, болящих и престарелых по всему миру. Это великое благословение.
Икона покинула Россию в октябре 1920 года. Она отбывала за границу из Крыма, последней части страны, еще не занятой большевиками. Она уезжала вместе с представителями Белой армии, нашим духовенством и верующими. Для людей это были трудные времена: они были вынуждены покинуть родину и бежать в странный и непонятный для них мир. Зачастую они не знали языка своей новой страны, традиций, у них не было работы. Но вне зависимости от того, где находились русские люди в рассеянии, у них были их друзья и близкие, их православная вера и Курская икона. Она покинула Россию для того, чтобы защищать их, направлять ко спасению и свободе веры.
Конечно, каждый святой образ по-своему чудесен, но для русских людей, живущих за границей, Курская икона имеет действительно особое значение. И я могу сказать, что теперь это относится не только к русским, поскольку она стала святыней для всего православного мира: наши братья сербы, представители Греческой, Антиохийской и других Церквей приходят помолиться перед ней. Даже многие неправославные люди молятся перед этим чудесным образом.