Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев.
«Душа еще теплится»
Эта поездка уже не первая — прихожане Свято-Ильинского храма ездят в Стригай каждое воскресенье после Литургии. Все уже четко знают свои обязанности: кто отвечает за машины, кто следит за инвентарем, на ком приготовление трапезы. Трудникам предстоит провести в селе весь день. Большинство идет убирать территорию храма, некоторые остаются помочь в саду настоятелю местной Покровской церкви протоиерею Валерию Коротееву, который радушно принимает городских гостей.
Кроме прихожан храма на Ильинке в Стригай регулярно приезжают добровольцы миссионерского и молодежного отделов епархии. Активист миссионерского отдела Валерий Кулагин принимал участие во многих поездках. Главное, объясняет Валерий, сделать крышу и произвести консервацию. Стены храма в хорошем состоянии. Восстановить его можно, но чрезвычайно дорого. И в то же время необходимо.
— Мы с миссионерским отделом побывали во многих разрушенных храмах епархии, — делится своими наблюдениями Валерий. — И чувствуешь в таких случаях, что храм, как человек при смерти: всё внешнее обезображено, но в нем еще теплится душа.
Девятнадцатилетняя Алина, студентка Академии права, приехала в Стригай в первый раз. С подругой за компанию. Алина интересуется разными религиями, но назвать себя православной сейчас не может. Поездка в Стригай стала для нее возможностью впервые увидеть церковную жизнь изнутри: побывать на богослужении, пообщаться со священником. Алина говорит, что впечатления от встречи с религиозными людьми разительно отличаются от того представления, которое сложилось у нее ранее по рассказам старшего поколения и по историям из интернета.
— Я в восторге от беседы с отцом Валерием, — рассказывает она. — Такой участливый батюшка и рассказчик очень интересный.
Сохранить веру
После революции храм сначала закрыли, позже превратили в зерновое хранилище, а потом… В 1998 году здесь случился страшный пожар, уничтоживший деревянные перекрытия, на которых держалась крыша храма. Поджог? «Нет, — уверяют местные жители, — просто кто-то уронил горящую спичку по пьяному делу». К сожалению, волонтеры, убирающие территорию храма, видят много свидетельств того, что он и после закрытия подвергался осквернению. На месте, где некогда находился алтарь, находят стаканы, а кто-то из «гостей» церковных руин оставил о себе напоминание в виде пятиконечной звезды, вырезанной на штукатурке храма. Сегодня мы часто слышим фразу, что храм, мол, «не в бревнах, а в ребрах». Но опыт показывает, что разрушение «бревен» ведет к разрушению веры в душах людей. Однако веру нельзя уничтожить до конца, в селе Стригай она все годы советского безбожия сохранялась. И верующие дождались того дня, когда стало возможно восстановить в селе религиозную жизнь.
Мирянским чином
О том, как жилось православным сельчанам без храма, нам рассказала Наталья Михайловна Талалова, старейшая жительница села, в этом году ей исполнилось 87 лет.
Наталья Михайловна происходит из семьи с крепкими религиозными устоями. Ее дед и бабушка ходили в храм три раза в день, тогда богослужение совершалось утром, в обед и вечером. Внукам дед сказал: начальству надо подчиняться, а Богу верить и крестик всегда носить. Так и сделала Наташа, хотя и горько было ей напоказ носить пионерский галстук, а крестик зашивать в рубашку, чтобы не нашли. Ни она, ни другие верующие не роптали: сами научились совершать богослужение мирянским чином, читать Псалтирь по усопшим. Сельчане собирались вечером в доме Клавдии Семеновны Телебановой, человека глубоко верующего, и совершали мирянским чином вечерню. Возвращались домой уже поздно ночью и пели духовные стихи. Эта практика сохранялась до 80‑х годов. А в 1989‑м в село приехали священник Сергий Петриченко и диакон Валерий Коротеев, и началось возрождение церковной жизни.
«Томатную пасту продадим»
Хлопоты по регистрации прихода взяла на себя Наталья Михайловна. На собрании актива села разногласий не было: все проголосовали за обустройство молитвенного дома. Внесли предложение собрать деньги на нужды прихода: с пенсионеров по 25 рублей, с работающих — дневной заработок. Назначили ответственных за сбор пожертвований на каждой улице. Деньги были нужны немалые: обустроить выделенное помещение, сделать иконостас, обеспечить жильем семью священника. В райцентре выделили на нужды верующих пять тысяч рублей, неплохую по тем временам сумму. Директор консервного завода дал на реализацию томатную пасту, а директор маслозавода — коробку сливочного масла. Все это продали — тогда, в начале «лихих 90‑х», в стране как раз случались перебои с продовольствием. Так началась в селе приходская жизнь.
Покровский храм вмещает около ста человек. А на службы приходят около шестидесяти по праздникам. В основном это старшее поколение, молодежь в поисках работы из села уезжает. И, конечно, им не до старинного разрушенного храма.
«Мы восстанавливаем храм для себя»
— На местных жителей мы особо не рассчитываем, — делится своими размышлениями организатор поездки, настоятель Свято-Ильинского храма Саратова священник Дионисий Каменщиков.— Люди довоенного поколения понимали, что храм — это святыня, но сейчас для многих современников разрушенная церковь — просто часть пейзажа. К сожалению, село умирает, и его возрождение — не задача Церкви. Задача Церкви — спасение душ. Однако в каждом таком селе стоят остовы храмов — значимые христианские святыни. И если Господь сохранил их для нас, значит, Он сделал это с какой-то целью. Местным жителям не по силам привести их в порядок. Но есть другой путь — сделать сельский храм как бы подворьем большого городского прихода. Прихожане могли бы поддерживать этот храм, приезжать сюда время от времени потрудиться. Свято-Никольский храм — это потрясающий памятник архитектуры и настоящая святыня, все, кто сюда попадает, проникаются святостью этого места. Так что, прежде всего, мы восстанавливаем этот храм даже не для местных жителей, а для нас самих.
* * *
Сейчас первоочередная задача — изготовить проект с подробным расчетом материалов и сметой на работу. Его стоимость — 60 тысяч рублей. Отец Дионисий с добровольцами с молитвой и благодарностью примут любое пожертвование на это благое дело. Номер карты Сбербанка: 5469 5600 2101 5652.
Газета «Православная вера» № 15 (659), август 2020 г.