Земля Вавилова Дола еще в советские годы считалась в народе святой, хотя далеко не все приходящие сюда попросить у Бога помощи и заступничества знали, чем она свята. Когда-то здесь располагался пещерный монастырь, многие насельники которого были убиты в годы советской власти. Кровавый террор, уничтоживший неисчислимое количество жизней служителей Церкви, монахов, послушников и простых людей, не отрекшихся от Христа, не смог стереть память о мучениках за веру, как ни старался. Семнадцать лет назад сюда стали приходить ежегодные крестные ходы, посвященные памяти святых Царственных страстотерпцев и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской. Каждый год 17 июля, в годовщину убиения царской семьи и день ее церковного поминовения, здесь проходит торжественное и многолюдное архиерейское богослужение с участием паломников и крестоходцев, многие из которых преодолели с молитвой почти восемьсот километров.
В годы гонений на Церковь территория бывшего монастыря была ограждена, земля перепахана, посажен лес, но люди все равно шли. И благодать Божия не оставила этих мест. Здесь бьют из-под земли родники — завсегдатаи этих мест сравнивают их с чистыми душами праведников, не оставляющих нас своими молитвами. Постепенно были восстановлены Никольская часовня, колодец с родниковой водой, купели омовения для всех желающих.
Крестный ход Балашов — Саратов — Вавилов Дол, проходящий по всем трем епархиям Саратовской митрополии, объединяющий их прихожан и гостей из других городов, продолжается 32 дня и всегда заканчивается в день памяти святых Царственных страстотерпцев. 16 июля крестоходцы прибыли в конечную точку маршрута и заночевали в палаточном городке.
Этот городок ожил ранним утром следующего дня: его жители встали пораньше, чтобы до службы, начало которой в семь утра, успеть прочесть последование ко Причащению. На передвижной кухне кипит работа: волонтеры торопятся, чтобы к концу богослужения была готова трапеза. Подъезжают автобусы со всей области с желающими присоединиться к праздничной Литургии. Несмотря на то что позади сотни километров, крестоходцы организованы и собраны. Откуда черпают силы эти люди, такие непохожие друг на друга и вместе с тем объединенные единой целью? Что побуждает их из года в год повторять этот изнурительный, полный лишений переход?..
Евгений из Саратова проходит весь путь от начала до конца пятый год подряд. Он говорит, что первый крестный ход настолько изменил его жизнь, что разделил ее надвое: на «до» и «после».
— Здесь слетает мирская спесь, приходишь в себя, понимаешь, как жили раньше православные предки, — говорит он. — Крестный ход — это проповедь Христова. Ведь когда мимо тебя идет не пять человек, а двести, пятьсот, тысяча, непременно задумаешься: куда они идут, для чего? И в ком-то порой рождается желание присоединиться, тоже попробовать с молитвой пройти, попросить у Бога милости, прощения. И в результате люди в Церковь приходят, обретают веру.
Елена из Белгорода, мама пятерых детей, пришла в Вавилов Дол с дочерью Любой. Надеется, что остальные дети тоже захотят пойти в следующем году. Опыт крестных ходов она получила в Украине: прошла 360 километров за 9 дней. Говорит, что с непривычки было очень тяжело, в первые дни думала, зачем вообще решилась на это. Но продолжала идти, и по мере того, как освобождалась от мирских забот, обретала ответ: крестный ход — это миссия. По пути следования, в деревнях и селах, навстречу крестоходцам выходили люди. И их реакция была порой поразительной: кто-то вставал на колени и плакал, кто-то горячо благодарил.
— Чтобы найти этому объяснение, надо самому увидеть людей, которые идут. Это детки маленькие, бабушки с палочками, мужчины и женщины со стертыми в кровь ногами — и они все радуются. И молятся за тех, кто не готов еще идти за Христом, и трудятся за них духовно, как за своих близких. Человек это чувствует, и это вызывает в нем душевный отклик. И еще для меня лично важно, что в крестном ходе все делается по послушанию, с благословения батюшки. Это поучительный и редкий в наше время опыт: в современном устройстве жизни послушание — атавизм. Все живут своим умом, никто ни с кем не советуется, жены не слушают мужей, дети — родителей… А здесь понимаешь, как это должно быть и как это может быть с любовью.
— Во время одной из стоянок проходящий мимо мужчина сказал о нас: «Это люди, которые сами себя мучают», — присоединяется к разговору ее дочь Люба.
— По-моему, это он сам про себя говорит: он мучается от того, что не ощущает радости жизни. В крестном ходе именно радость жизни, радость единения с идущими рядом людьми. Сначала я очень уставала, иду в первый раз, но потом появилось ощущение такого счастья, что на следующий год хочется пройти уже большее расстояние.
Михаил из Саратова — крестоходец с восьмилетним стажем. Первый раз он прошел весь путь шестилетним ребенком. Говорит, что иногда за эти годы приходили мысли о том, что больше не пойдет, накрывали уныние и усталость. Но в крестном ходе человек не одинок. Рядом идут не только собратья, но идет Сам Господь, который дает и силы, и помощь, и радость. В общем, вырос человек вместе с крестным ходом, повзрослел и останавливаться на достигнутом не собирается.
Иван в этом году первый раз прошел весь крестный ход от Балашова до Вавилова Дола. Его позвали друзья. Сначала не был уверен в своих силах, но получил настолько яркие впечатления, что у него появились мысли стать священником. Считает, что каждый верующий человек должен хотя бы один раз в жизни пройти крестным ходом, чтобы приобрести свой собственный неповторимый опыт.
В этом году, как и в прошлом, крестоходцы прошли около восьмисот километров. На всем пути следования паломников сопровождали машина ДПС, скорая помощь, полевая кухня. Отстающих и ослабевших довозил до места стоянки микроавтобус. На протяжении маршрута состав крестоходцев менялся, но с каждым годом все больше людей проходят дистанцию целиком. Ведь это шанс вырваться из повседневной суеты и хотя бы на время посвятить себя Богу и молитве. Во время крестного хода по благословению Митрополита Лонгина ежедневно совершаются богослужения, во время которых участники крестного хода причащаются. Это исключительная возможность подходить к Чаше тридцать два дня подряд.
Вместе с паломниками бессменно идут клирик Покровского храма Саратова священник Сергий Чамышев и клирик Свято-Троицкого собора Саратова священник Александр Степовик.
— Я думаю, что крестный ход — это лестница, — делится с нами отец Александр. — Это особое время, когда человек целые дни проводит в молитве, и ничто из привычной суеты его не отвлекает. Духовное напряжение при этом очень большое, поэтому здесь и ежедневное причащение, которого у мирян, как правило, в обычной жизни не бывает. Крестный ход — это движение по вертикали.
Божественную литургию в Вавиловом Доле совершили три архиерея: Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий, Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. Архипастырям сослужило духовенство Саратовской митрополии. После Литургии на источнике во имя святителя Николая Чудотворца был совершен водосвятный молебен.
Праздничная трапеза, прощание. Не зря говорят, что все дороги ведут в храм. Хочется верить, что каждый крестный ход действительно, как по лестнице, ведет человека к встрече со Христом.
Газета «Православная вера» № 14 (634)