Миновал праздник Крещения Господня, или Богоявления. Трещат морозы, иордань на Волге быстро затянулась льдом... А мы решили вернуться к празднику, чтобы поразмышлять о том, что он для нас означает, что он нам дал и как меняется наше отношение к нему... Если меняется, конечно.
По мнению многих жителей нашей области, праздник Крещения важнее двух самых значительных праздников Православной Церкви — Пасхи и Рождества Христова. Об этом говорят цифры: храмы Саратовской митрополии в праздник Рождества Христова посетили 115 тысяч, а в праздник Крещения Господня — 178 тысяч!..
Люди приходят за Великой Агиасмой, за святой водой. Они верят в ее благодатную силу. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой — многие относятся к святой воде чисто утилитарно. Не задумываются о смысле праздника, о том, почему он называется еще Богоявлением, не вникают в богослужение, не чувствуют его красоты, не вслушиваются в читаемые паремии… И оттого не понимают, что набрать святой воды и принести ее домой — дело хорошее, но все же вторичное. Крещенская вода не может заменить веру и участие в богослужении. Многие, набрав воды, поспешно уходят из храма… а возвращаются лишь через год, опять — за водой.
Мы решили спросить священнослужителей: что происходило в храмах в день Крещения, как себя вели люди, с каким настроением они приходили в церковь, какая атмосфера царила в храме? И меняется ли что-то к лучшему, наконец? Предлагаем их наблюдения вашему вниманию.
Ключарь Свято-Троицкого собора города Саратова священник Александр Домовитов:
—?Последние два-три года люди ведут себя иначе, не так, как раньше. Раньше многие приходили, действительно, лишь за водой. И ничего их больше не интересовало: ни богослужение, ни то, о чем говорит священник, да и слышать они ничего не хотели. А сейчас большинство пришедших в храм людей молятся за Литургией, слушают проповедь, ведут себя спокойно, как в обычный день. А потом, после службы, набирают воду, с благоговением, со страхом Божиим, в тишине, понимая, что делают.
Не наблюдал в этом году, чтобы люди толкались, мешали друг другу. Большинство людей пришли в храм осознанно, потому что сами стали интересоваться, прислушиваться к словам священников, читать о празднике, его смысле и значении, о богослужении. Во время проповеди клирики нашего храма неоднократно напоминали всем пришедшим о том, что святая вода является великой святыней, о том, как должно ее использовать в нашей повседневной жизни, для чего Господь предлагает нам такой дар.
Даже те, кто не присутствовал на богослужении, а пришел в храм только за святой водой, вели себя спокойно, тихо, с пониманием, терпеливо ожидая своей очереди. Несколько человек из наших прихожан — в основном молодые люди — раздавали листовки, как и во многих других храмах,?— с информацией о смысле праздника Крещения и о свойствах святой воды.
Как объяснить, что на Крещение было больше людей, чем на Рождество? На Рождество в храмах ничего не раздается, а на Крещение можно набрать святой воды. Пусть эти люди нечасто бывают в храмах, но ведь они приходят за великой святыней, она им нужна. Если человеку не нужна святыня, он за ней не придет. Так что здесь все-таки не совсем уж утилитарный подход: люди ищут благодати Божией и верят, что она действует через Великую Агиасму.
Клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова священник Кирилл Петрович:
—?Людей у нас в храме на Крещение было много, но все же меньше, чем в прошлые годы. Я это связываю с тем, что количество храмов растет. Мы постарались сделать так, чтобы те, кто пришел просто за водой, не мешали тем, кто участвовал в службе, причащался. Хотелось бы сказать, что народ вел себя значительно спокойнее, чем в прошлые годы. Не было никаких конфликтных ситуаций, не было давки.
Почему на Крещение было больше людей? Те, кто пришел на Рождество, действительно пришли на праздник. А на Крещение многие приходят за водой. Хотя на Крещение мы старались и этим людям что-то объяснить: раздавали информационные листовки, а те, кто стоял на раздаче воды — наши постоянные прихожане, учащиеся воскресной школы для взрослых — беседовали с пришедшими людьми, рассказывали им о празднике Богоявления, о святой воде. Практически непрерывно пели праздничный тропарь, к пению присоединялось все больше людей: тропарь был напечатан на листовках. Надеюсь, что люди будут все больше узнавать о Церкви, о богослужении, о праздниках. Ведь и через общение с церковными людьми, хотя бы и нерегулярное, можно приблизиться к Церкви.
Настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира города Саратова священник Михаил Богатырев:
—?Боюсь, что ничего нового не скажу: многим, пришедшим в храм на Крещение, нужна только вода. Все остальное им не нужно: ни служба, ни Сам Бог. Но у меня создается впечатление, что людей, подходящих к празднику и к святой воде осознанно, становится больше.
Хотя нельзя не заметить, что после Великого освящения воды основная часть людей пошла к кресту, как и положено, а кто пришел только за святой водой — тот рванул к бочке, начал ругаться. Ажиотаж среди людей, которые приходят только за водой, проходит примерно минут через сорок после начала раздачи воды. Спустя это время все остальные, все, кому понятен смысл праздника, идут набирать воду, спокойно, с молитвой, с благоговением. В течение дня все желающие приходили за водой, в порядке нормальной очереди, спокойно наливали святую воду без всякой толкотни и суеты.
Мне нравится, что людей в храме становится больше. Пусть эти люди пришли только за водой, но ведь до раздачи воды они стояли и ждали в храме. Они слушали наши молитвы, проповедь священника, и что-то, наверное, доходило до них, чему-то они откликались. И многие из них через какое-то время начнут вникать, задумываться, изучать более подробно все, что происходит в Церкви. Конечно, не все сразу. Но тем не менее, слава Богу, что хотя бы вот так, но люди идут в Церковь, ищут Бога. Ведь Господь к Себе людей приводит по-разному. Не каждый сразу откликается на призыв Божий. Как зернышко — посадил, а оно еще прорасти должно. Всех, кто приходит в храм, мы встречаем, привечаем, всем даем освященную воду — пожалуйста, берите. Многие спрашивают: а что с ней делать? Как обращаться? Объясняем, что это святыня, нужно относиться к ней с благоговением.
Клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова священник Ярослав Коздринь. В праздник Крещения служил в храме во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в поселке Северный Хвалынского района:
—?Отрадно, что прихожане сами, своими силами подготовились к службе, сами пели за богослужением. Заранее поставили много посуды, наполнили ее водой. Потом каждый просто взял ту емкость, которую принес. Таким образом был поддержан порядок, не было толчеи, ничто не оскорбило святыню. У всех было очень хорошее, праздничное настроение. В храме было много мужчин, женщин, маленьких детей, что, казалось бы, редкость для деревни. Да, некоторые пришли только к концу службы — за святой водой, но большинство принимало участие в богослужении.
* * *
Конечно, сегодня многие приходят в храм в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения только лишь набрать воды, и как можно больше, чтобы на год хватило! Ведь это суеверное мнение витает повсюду — вода, набранная именно 19 января, имеет особую целительную силу… Хотя священники во время проповеди объясняют, что это не так, что за Крещенской водой можно приходить в течение 9 дней, до отдания праздника Богоявления.
Но есть надежда, что сердец людей, приходящих в храм всего лишь один или несколько раз в год, коснется благодать Божия; и они, может быть, из «захожан» сделаются прихожанами. Главное — встретить людей в храме с добротой сердечной, не отпугнуть их своей неприветливостью, фарисейским высокомерием («Вы — неправильные, несознательные, вы только за водой, а вот мы — другое дело»), бесконечными замечаниями или попросту невниманием, нежеланием отвечать на вопросы, которые порой кажутся глупыми… Но могут оказаться очень важными для спрашивающих.