Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Кому не нравится активность епархии?
Просмотров: 4168     Комментариев: 0

Интервью Епископа Саратовского и Вольского Лонгина еженедельнику "Аргументы и Факты - Саратов". Полный текст интервью в № 47 (472), ноябрь, 2003 г.

— Владыка, есть ли у Вас план действий? Что нужно сделать в первую очередь, а что  во вторую?

— Для меня понятны главные проблемы епархии. Это недостаток духовенства, способного окормлять всех нуждающихся в этом, и храмов, в которых могли бы совершаться богослужения. Значительное их количество еще не передано Церкви, многие лежат буквально в руинах, еще немного, и от них останется только воспоминание. Если попытаться сформулировать кратко, то план действий мне видится такой.

Во-первых, подготовка новых священников, людей, готовых к пастырскому служению, искренне стремящихся к нему. Это могут быть как выпускники духовной семинарии, так и верующие, глубоко воцерковленные люди, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

Во-вторых, работа по передаче епархии всех принадлежавших ей церковных зданий, сохранившихся до сегодняшнего дня. Эта работа должна быть совместной — необходимо участие как Церкви, так и областных властей. И я очень рад, что губернатором Дмитрием Аяцковым мне были даны заверения в том, что помощь будет оказана.

В-третьих, реставрация старых и строительство новых храмов. Хотя я как управляющий епархией готов сегодня открывать новые приходы не только в храмовых зданиях, но и в приспособленных для этого помещениях.

Нельзя забывать и о том, что называют сегодня социальным служением Церкви. Современное общество больно: это упадок нравственности, преступность, наркомания, алкоголизм. Мы не можем замещать собою государственные структуры или службы, но помогать государству — наш долг. Реализацию служения я вижу в работе с системой исполнения наказаний, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями. А конкретная форма зависит от того, насколько само государство готово идти нам навстречу.

Очень важной считаю и работу Церкви с системой образования. Мы обязаны дать нашим детям, молодежи основу для их нравственной, духовной жизни. Постараюсь сделать все возможное для того, чтобы в школах на правах факультатива преподавались "Основы православной культуры", чтобы из школьной программы были исключены такие предметы, как пресловутая валеология, или "Основы здорового образа жизни". А что из этого нужно делать в первую очередь и что во вторую... Наверное, нет нужды в установлении очередности. Надо просто работать.

 Подробности Вашей встречи с имамом Бибарсовым.

— От встречи и беседы осталось впечатление разговора с умным, хорошо представляющим свои цели человеком, серьезным, современным, свободно ориентирующемся в окружающем мире. Мне кажется, встреча эта носила доброжелательный, здоровый характер. Как сложатся дальнейшие отношения — покажет время.

 Как живут прихожане в глубинке?

— Если говорить о церковной жизни прихожан в глубинке, то она зависит от конкретных приходов и возглавляющих их священников. Если он заботится о своем храме, о людях, относится к ним с вниманием и любовью, то быстро складывается крепкий, дружный приход. Если заботы, тепла нет, если люди наталкиваются на безразличие и холодность, то они не остаются в таком храме, уходят.

 Представители других религиозных объединений с настороженностью воспринимают Вашу активность?

— Косвенным подтверждением ваших слов стало недавно состоявшееся собрание Совета протестантских церквей области. В выступлениях его участников подобная обеспокоенность "активностью" епархии присутствовала. Но меня она может лишь порадовать. Значит, мы хотя бы что-то делаем и это заметно.

 Собираетесь ли Вы возводить новые церкви?

— Для того чтобы строить церкви, нужны средства, которых у епархии нет. Необходимы люди, организации, готовые нам помогать. А храмы строить надо новые, красивые, одним видом своим проповедующие славу и величие Божие.

 Что важнее: строить жилье или храмы для души?

— Почему такой странный выбор: одно либо другое? Если не строить дома, то людям будет негде жить, а оставаться на улице они не могут. Если не строить, не восстанавливать храмы, людям будет негде молиться, а без этого душа умирает. Нужно, как сказано в Евангелии, и одно делать, и другого не оставлять.

 Вы  поклонник хоровой музыки?

— Поклонник — вряд ли верное слово. Я люблю музыку, в первую очередь церковную. Придя в храм, человек должен ощутить, что он действительно оказался в другом мире. Он, оставаясь на земле, вступает, если можно так выразиться, на небо. И все в храме должно помогать ему в этом: и его внешний вид, и внутреннее убранство, иконы, облачения священнослужителей, и пение. Оно может быть красивым, профессиональным, но очень важно, чтобы оно было церковным. Не страстным, мирским, а духовным. И это — один из предметов моей заботы. Создать даже один хороший церковный хор — дело крайне сложное. А много таких хоров — прекрасная, но очень труднодостижимая мечта.

 Нужно ли восстанавливать собор в центре города?

— Вы имеете в виду Кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского? Моя позиция давно определена и остается неизменной: всеми мерами способствовать восстановлению собора и именно на историческом месте. Подумайте: ничего не делалось случайно. Кафедральный собор строился в центре и действительно являлся его сердцем. Все дороги в Саратове вели к собору. Он определял дух города. А разве нормальное, даже не с духовной, но просто с архитектурной точки зрения явление: стадион в центре?

И потом, собор был памятником, мемориалом воинам, погибшим в войне 1812 года, вокруг него располагались их могилы. И все это, а не только могилы архиереев и духовенства, попирается сегодня ногами, служа для спортивных состязаний. Попирается не только святыня, но и сама память о наших предках, их честь, доблесть. Разве это не ошибка, которую необходимо исправить?

Газета «Аргументы и Факты — Саратов» № 47 (472), ноябрь 2003 г.