12 июля Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. О духовной значимости этого торжества говорит то, что ему предшествует пост. Ведь призыв к посту — это всегда призыв к особой духовной сосредоточенности, к внутренней мобилизации человека. В этот день мы должны не просто отстоять службу, а впустить праздник в свое сердце.
Почему эти два апостола именуются первоверховными? Симона, сына Ионы, Господь Сердцеведец при первой же встрече назвал Камнем: по-еврейски — Кифа, по-гречески — Петрос, Петр (см.: Ин. 1, 42). И это было предвестие будущей судьбы молодого галилейского рыбака. Позже, когда Петр в ответ на вопрос Учителя — а вы за кого почитаете Меня? — произнес: Ты Христос, Сын Бога Живаго, Господь обратил к нему следующие слова: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 17–19). Интересно прочитать толкование этого места профессором Александром Лопухиным. Слово «ключи», с его точки зрения, означает, что Петр, назвавший Иисуса Христа Сыном Бога, проник в Божественную истину и теперь мог открывать эту истину другим, вводя их в Царство Божие — в то время как книжники и фарисеи запирали вход в Царство перед людьми.
Что же касается Савла, получившего затем имя Павел, чудесное событие, произошедшее с ним по дороге в Дамаск (см.: Деян. 9, 1–22), его прозрение, превращение из яростного гонителя христиан в преданного Христова раба означало новую ступень роста совсем юной еще тогда Церкви. Раннюю историю христианства, ту, о которой мы читаем в Книге Деяний, невозможно представить себе без учеников Христовых Павла и Петра, без их пламенной проповеди, без их энергии, без их абсолютной самоотверженности.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем слове перечисляет те душевные качества двух апостолов, которые сделали возможным их великое победоносное служение: «Святая простота нрава, живая вера в Иисуса Христа как Сына Божия… чистейшая, пламенная к Богу любовь, и в Боге — к человечеству, погибающему и искупленному бесценной кровью Сына Божия, кротость и смирение… всегдашняя близость и доступность ко всем, терпение ангельское… до конца жизни — всегдашняя, горячая ревность о спасении всех людей, всегдашнее воздержание, полное самоотречение от угождения плоти и от всякого мирского пристрастия… преданность Богу всецелая, святость во всем житии — вот главные черты их характера по обновлении благодатью!»
Письма апостолов Петра и Павла христианским общинам и отдельным верующим во Христа людям легли в духовную основу Церкви — от них берет начало ее святоотеческая мудрость. Разумеется, проанализировать все это бесценное наследство в рамках газетной публикации невозможно. Поэтому ограничимся советом читать апостольские послания, тем более что ничего «заумного» в этих великих текстах нет, они доступны каждому христианину. И это действительно ключи! Они открывают читателю двери, за которыми — вся глубина, вся красота, всё богатство, вся жизненная сила той веры, которую мы исповедуем благодаря апостолам. Вот, пожалуй, то главное чувство, с которым стоит встретить их праздник — благодарность!
А сейчас остановимся на человеческих судьбах двух великих Христовых учеников. Ведь истории эти каждому из нас могут помочь — и познать самого себя, и принять себя во всем своем несовершенстве, и обрести себя нового.
Дело в том, что ни Петр, ни Павел совсем не похожи на каких-то «сверхчеловеков», на несокрушимых богатырей, на людей, правильных и безупречных во всем. Напротив, в Новом Завете оба они предстают перед нами детьми своего времени, воспитанниками определенной среды, несущими на себе все ее ограничения. Но при всем этом они изначально противопоставлены фарисеям и книжникам. Те застыли в своей ограниченности, в той праведности, о которой Христос говорит, что в Царство Небесное можно войти, лишь эту праведность превзойдя (см.: Мф. 5, 20). А молодые Петр и Павел — люди живые, ищущие. Умом ли, сердцем ли (первое, скорее, о Павле, второе — о Петре), они понимают, что та вера, в которой они воспитаны, — это еще не всё, они жаждут истины высшего порядка, они внутренне готовы к встрече с нею.
У Петра вообще всё проще и быстрее, ведь он, в отличие от Савла-Павла, человек некнижный и простой (см.: Деян. 4, 13). Услышав зов Христа, он вместе со своим братом Андреем тотчас же оставляет свои рыболовные сети (то есть разом всё: дом, семью, хозяйство, верный кусок хлеба…) и следует за Ним (см.: Мф. 4, 18). Евангелист Лука добавляет к этому эпизоду существенную подробность — чудесный улов рыбы: после безуспешной ночной рыбалки сеть, послушно закинутая по слову Наставника, едва не прорывается от тяжести добычи (см.: Лк. 5, 1–11). И вот здесь у Симона ситуация — на разрыв: он одновременно припадает к коленям Иисуса, то есть максимально приближается к Нему, — и просит Его отойти, оставить его, Симона, потому что он — человек грешный и недостоин такого дара, он не в силах исполнить миссию, возлагаемую на него Господом. Это смирение, это понимание собственной греховности — вместе с мощным чувством долга перед Призвавшим — не оставит Петра до самой его мученической кончины: ведь и вниз головой себя распять он попросил — чтобы не уподобиться распятому Христу…
Павел же сам себя называл неким извергом, которому Воскресший явился — последнему из всех: ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15, 9). Наименьший, недостойный… но тут примечательно продолжение: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). Отсюда вывод: человек ничего не может без Божией помощи, но и сама благодать Божия может оказаться тщетной, если человек не готов к труду.
Говоря как о Петре, так и о Павле, мы должны понимать, насколько разными они оказываются в разные периоды своей жизни. Петр у костра во дворе первосвященника, когда Учитель схвачен и отведен на допрос, и осененный благодатью Духа, неустрашимый Петр Книги Деяний — это один и тот же человек, и в то же время два разных человека. Павел до встречи с Тем, Кого он гнал (см.: Деян. 9, 5), и Павел после этой встречи — тоже будто бы две разные личности. А что сказать о нас, грешных? Мы много заблуждаемся, мы нередко падаем, мы проявляем массу немощей — это правда, но это еще не вся правда о каждом из нас. Заблуждающийся может прозреть, упавший — встать, а Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13) — Он ждет нашего обращения с отеческой любовью.
Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 68) — так отвечает Симон Петр Учителю в кризисный момент, когда многие из следовавших за Ним отходят, не будучи способными вместить Его слово. И вот настают последние дни земной жизни Христа. Петр уже понимает: то ужасное, чему он, Его ученик, сопротивлялся как мог (будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою — Мф. 16, 22), должно-таки с его любимым Учителем произойти. Но он считает себя к этому готовым, он уверен в себе, в своей твердости: если и все соблазнятся, но не я… хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мк. 14, 29, 31). Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк. 22, 33). Так и мы подчас переоцениваем свои душевные силы, полагая, что готовы к мученичеству. До тех пор пока не увидим это мученичество очень близко. Попробуем представить себе, что переживал Петр там, во дворе первосвященника, когда к нему пристали сначала две служанки, потом кто-то еще: точно и ты из них (Мф. 26, 73), то есть из учеников и друзей схваченного «богохульника». Это же не просто страх, это леденящий ужас: Петр прекрасно знал, что могут теперь сделать не только с Иисусом, но и с ним. Петр храбр, он единственный из апостолов, кто готов защищать Учителя мечом (см.: Ин. 18, 10), но это куда легче, чем отправиться на крест. Ученик пока еще недостаточно мудр, чтобы трезво относиться к себе самому, рассчитывать свои силы. Он не осенен еще благодатью Духа, это произойдет позже, в день Пятидесятницы. И вот Петр говорит: Я не знаю Его (Лк. 22, 57). А дальше — крик петуха и подробность, сообщаемая евангелистом Лукой: Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал (Лк. 22, 61–62).
Христос о его горьких слезах знал наперед. По воскресении Своем из мертвых Он задал этому ученику только один (но — трижды, по количеству прежних ответов-отречений) вопрос: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 16). И Петр ответил: Господи, Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец моих (Ин. 21, 17).
Любовь ко Христу — вот что главное в Петре, вот чем вдохновлены и согреты все четырнадцать посланий апостола Павла.
В Книге Деяний апостольских нет конца, она обрывается: о мученической кончине святого Павла нам сообщает историк ранней Церкви Евсевий Кесарийский. Последнее, что мы узнаем о Павле из Деяний — что в Риме он жил… проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно (Деян. 28, 31). Вот таким — дерзновенным, неукротимым — он для нас и остается.
Мы — стадо Петрово, мы — Павлова аудитория: нам есть что праздновать 12 июля. А закончить мне хочется фрагментом проповеди архимандрита Симеона (Томачинского) в праздник святых апостолов Петра и Павла: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению. Аминь».
Газета «Православная вера», № 07 (735), июль 2024 г.