У истоков христианства на Руси стоят двое равноапостольных святых: святой великий князь Владимир и его бабушка — святая Ольга. Без сомнения, семя христианства, взошедшее благодаря усилиям князя Владимира, не проросло бы, если бы княгиня Ольга не подготовила своей политикой «мягкой христианизации» для этого плодородную почву. Память святой Ольги Православная Церковь отмечает 24 июля.
Таинственный день рождения
Об очень многих святых ранних времен мы не можем сказать точно, когда они родились. Но в случае со святой равноапостольной Ольгой «разброс» по датам рождения, которые приводят историки (от 893 до 920 года), поражает воображение. С происхождением святой тоже не все ясно. Летопись не сохранила имен ее родителей, но указывает место рождения — деревня Выбуты на Псковщине. Житие говорит о том, что Ольга происходила из незнатного варяжского рода, на принадлежность к варягам указывает и ее скандинавское имя.
Легендарное сватовство
Легенда гласит, что князь Игорь Рюрикович увидел прекрасную девушку, которая была перевозчицей через реку. Плененный красотой, он попытался склонить ее к плотской связи, но получил неожиданный и решительный отпор. Пристыженный князь молча уехал, а вскоре прислал к целомудренной деве сватов.
Скорее всего, Ольга не была единственной женой князя-язычника, но благодаря острому уму и мудрости заняла особое место в семье Рюриковичей и в сердце мужа. Летопись свидетельствует, что «име же Игорь потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше». Она принимала участие в управлении государством еще при жизни своего мужа. Об этом свидетельствует, в частности, текст мирного договора между Византией и русами, в котором среди правителей Руси князя Игоря и его наследника Святослава упоминается и княгиня Ольга.
Без сомнения, мудрая княгиня сочувствовала христианским настроениям внутри княжеского окружения и по мере сил старалась склонить своего супруга в сторону мирной консолидации с христианской Византией. К сожалению, политика князя Игоря не отличалась продуманностью. В 941 и 943 году он предпринял несколько военных походов против Константинополя и чуть было не победил, однако неожиданно передумал воевать дальше и заключил с представителями Византии мирный договор.
Воинственный запал дружины был использован во внутреннем конфликте — с древлянами, которых Игорь обложил непомерной данью. На древлянской земле он и нашел свой страшный конец: обозленные жители устроили ему мучительную казнь. Это произошло в 945 году.
Месть святой?
Летопись донесла до нас историю об ужасной расправе, которую учинила над древлянами «хитроумная» Ольга. Однако не стоит забывать, что «Повесть временных лет» — это не только исторический документ, но и памятник литературы. Многие ученые совершенно обоснованно ставят под сомнение достоверность этого рассказа. Крупнейший специалист в области древнерусской литературы и культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев считал сюжет о мести княгини Ольги поздней вставкой. Доктор исторических наук, профессор Игорь Николаевич Данилевский пришел к выводу о том, что этот сюжет основан на народных преданиях о первых русских князьях-язычниках (повествующих «о мудрости-хитрости» вещего Олега, Игоря и Ольги). Филологи также проводят параллели с похожими сюжетами, бытовавшими у других народов, подчеркивают схожесть с сюжетом народных сказок и элементами языческого похоронного обряда.
За вымышленными подробностями, тем не менее, скрывается реальность, в которой вдове незадачливого князя пришлось жестко подавить древлянский мятеж, чреватый большой кровью и распадом молодого государства.
Чтобы подобное не повторилось, мудрая правительница провела серьезную государственную реформу. Она установила фиксированные размеры податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты. Подвластные Киеву земли были поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей. Затем возле этих центров стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси.
Будучи регентом при малолетнем сыне, она поставила перед собой грандиозную духовную задачу: привести русов ко Христу. Но чтобы достигнуть этой цели, княгиня должна была заручиться мощной политической поддержкой.
Духовная победа и политическое поражение
Дипломатический визит правительницы Киевской Руси в Константинополь состоялся в 955 либо в 957 году. Автор «Повести временных лет» доносит до нас романтическую историю о том, как могущественный император, сраженный красотой гостьи из далекого Киева, захотел сделать ее своей женой. Однако святая Ольга ищет не земного счастья, а приобщения к истинной вере. Она просит, чтобы император стал ее восприемником при крещении, а крестил ее сам Константинопольский Патриарх. Ольга принимает Крещение с именем Елена, данное ей в честь матери императора Константина Великого святой Елены. Однако крестный не может взять в жены свою крестницу. Поняв замысел новокрещеной Елены, император только развел руками и сказал: «Переклюкала мя еси Ольга» — и отпустил ее домой с подарками и великими почестями.
Историки выдвигают вполне обоснованную версию о том, что святая Ольга отправилась в Константинополь, чтобы женить своего сына Святослава на ромейской царевне. Она надеялась, что ее сын не сможет отказаться от такой великой чести и станет христианином хотя бы формально. Увы, этим планам не суждено было осуществиться.
Уступить власть
Святая Ольга возвратилась домой, не найдя политической поддержки, но получив нечто более важное — благодать Святого Духа. Мудрая княгиня понимала, какое сопротивление вызовет ее крещение у сторонников языческой старины, когда она вернется на родину. И ее опасения оправдались. Дома набирал силу ее молодой сын, уродившийся нравом в отца. Святослав не препятствовал крещению матери и не возводил гонений на христиан, но сам от крещения категорически отказывался, мотивируя это тем, что его, мол, дружина засмеет.
Перед мудрой княгиней встал мучительный выбор: бороться ли с сыном за власть во имя победы христианства на Руси? И она выбрала путь отказа от борьбы — путь материнской любви и христианского смирения. Святая Ольга сделала все, что было в ее силах, для просвещения народа, но ее христианская деятельность не выходила за пределы частной инициативы. Тем не менее, вклад святой равноапостольной Ольги в дело христианизации Руси невозможно недооценить. Прежде всего, она начала строить храмы. Первые храмы были воздвигнуты над могилами киевских князей-христиан: храм Софии — Премудрости Божией над могилой Дира и церковь во имя святителя Николая над могилой Аскольда. На Русской земле стала совершаться Литургия, зазвучала христианская молитва. Еще до всеобщего крещения, благодаря ее молитвам и трудам, православная вера на Руси перестала быть чем-то экзотическим.
Неспокойная старость
Последние годы жизни святой Ольги были наполнены опасностями и скорбями. Ее сын Святослав отправился искать воинской удачи на край ойкумены. Там он основал новое поселение — Переяславец — и намеревался перенести туда столицу. Тогда княгине вновь пришлось взять бразды правления в свои руки. В 968 году 80-летняя правительница была вынуждена возглавить оборону Киева против печенегов. Святослав вернулся и добил неприятеля, однако не стал задерживаться дома и решил направиться в очередной военный поход — против Византии.
Единственное, о чем просила Святослава мать,— это дождаться ее кончины. Святая равноапостольная Ольга умерла 24 июля 969 года, и плакали по ней «плачем великим» ее сын, внуки и все русские люди…
Из своих внуков святая выделяла Ярополка, надеясь передать ему свет веры Христовой. Она не знала, что зерно христианской веры прорастет в другом ее потомке — князе Владимире, который и довершит начатое ею великое дело просвещения славянского народа.
Пример святой равноапостольной Ольги является великим утешением для матерей, чьи дети остаются неверующими. Он доказывает, что горячая молитва матери никогда не остается бесплодной, хотя пути веры не всегда ясны и очевидны для нас.
В 1988 году, в день празднования тысячелетия Крещения Руси митрополит Антоний (Сурожский) сказал о святой равноапостольной Ольге замечательные слова: «Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; она была христианкой в одиночку, среди царедворцев своего мужа, который презирал христианство как религию слабых, потешался над ним и вместе со своими соратниками высмеивал и княгиню Ольгу, и ее веру. И она стояла в одиночку и никогда не поколебалась; она не робела заявить о том, кто она есть, она провозглашала свою веру в одного, Единого Бога, Господа господствующих и Царя царствующих, но также и Спасителя мира».
Газета «Православная вера», № 12 (656), июль 2020 г.