Эта несколько необычная видом, сразу привлекающая внимание церковь в самом центре Заводского района — первый в Саратове православный храм, выстроенный с нуля, на месте, где никогда никаких храмов не было — после десятилетий принудительного безбожия.
Построить новый храм решило руководство Саратовского подшипникового завода во главе с генеральным директором Анатолием Михайловичем Чистяковым (†2003). Александр Иванович Бирюков, тогда заместитель Чистякова, рассказал о том, как возникла эта идея, в интервью журналу Саратовской митрополии «Православие и современность» (№ 35 (51)):
«Заводской район ведь возник в 30-е годы, в эпоху индустриализации, на пустом, диком месте, и строили его, естественно, коммунисты, поэтому на всей этой территории никогда не было ни одного храма, никто ничего не освящал. Даже такая мысль у нас возникала: не потому ли все бандитские группировки именно из Заводского района, не потому ли такая неустроенность здесь, такое неблагополучие? Как депутаты мы встречались с избирателями; на нашу идею построить в Заводском районе первый храм люди реагировали по-разному — кто-то негативно, кто-то положительно. Однако мы решили довести задуманное до конца. Строили храм всех святых, в земле Российской просиявших, в основном за счет завода, но были и другие жертвователи. Когда мы с Анатолием Михайловичем пришли к владыке Александру (Тимофееву; архиепископу Саратовскому и Вольскому в 1994–2003 годах.— Ред.), он наше намерение одобрил, но нас при этом предупредил: “У вас появится много недоброжелателей, да и в жизни много трудностей”. Проект оказался сложным, нетрадиционным — не совсем ведь обычный облик у храма. Нам говорили, что это какой-то модернистский проект и владыка нам никогда его не благословит. Но он внимательно все рассмотрел, подумал и написал: “Благословляю”».
Владыка Александр одобрил проект архитектора Виталия Бочкова. Директор завода попросил правящего архиерея назначить кого-либо из духовенства куратором строительства. Владыка назначил молодого священника Геннадия Токаря.
— Я участвовал в строительстве храма, начиная от заказа проекта в проектной организации, то есть с чертежей,— рассказывает настоятель Всехсвятского храма протоиерей Геннадий Токарь.— И на моих глазах эти чертежи воплощались. Мне было очень интересно, это ведь огромный опыт, на всю жизнь.
На тот момент ближайшим для жителей Заврайона храмом был недавно возвращенный Церкви Казанский на Улешах. Новый храм возвели за полтора года. В одном из малых барабанов разместили храмовую звонницу. В храмовый комплекс также входит крестильня с купелью для крещения полным погружением.
В архитектуре храма видны элементы нескольких древних стилей. Пятиглавие и украшение окон центрального барабана арочными проемами напоминает о псково-новгородских традициях. От архитектуры владимиро-суздальской взята белокаменность стен. А старинные киево-черниговские соборы подарили идею равномерного ритма фасадных членений и многоступенчатости порталов.
— Стройка шла интенсивно,— вспоминает отец Геннадий.— Территория была огорожена, и на ней скапливалось много техники. Чин основания храма совершил архиепископ Саратовский и Вольский Александр — это было большое событие. Люди приходили и на освящение креста и купола, на чин освящения колоколов. Некоторым это было просто интересно — после стольких лет борьбы с религией вдруг построили церковь! Все, кто знал, приезжали — из Комсомольского поселка, Увека, из близлежащих поселков, были и прихожане других храмов. 3 января 2002 года был совершен чин положения антиминса, а Рождественскую службу в новом храме совершил владыка Александр.
25 августа 2002 года архиепископ Александр совершил чин Великого освящения храма.
— Тот день я хорошо помню,— говорит отец Геннадий.— Переживал сильно. Люди помогали подготовить храм к этому событию — убирали территорию после стройки, размещали все, при этом одновременно чувствовалась и суета, и торжественность. Народу было — полный храм; но, когда приходит много людей, кажется, что и стены у храма расширяются.
Сразу после Великого освящения во Всехсвятский храм назначили еще несколько молодых священников — богослужения стали совершаться ежедневно. Постепенно формировался приход — одни уже были воцерковленными людьми, другие еще только искали путь к Богу.
— Совместные богослужения, открытие воскресной школы для детей и взрослых — все это способствовало созданию крепкого прихода. Каждое воскресенье читали акафист Всем святым, в земле Российской просиявшим, молились о семье, о детях. Школу открыли практически сразу — воспитанников было много, около шестидесяти. Сейчас некоторые из них приводят сюда своих детей, а кое-кто из наших мальчиков-алтарников стал священником. В храм приходили молодые семьи — и мы, клирики, тогда тоже были молодыми, так постепенно все и строилось. Можно сказать, я рос вместе с этим храмом.
Социальный работник храма Елена Сергеевна Данилина живет в Заводском районе с самого детства.
— Раньше тут были дикие заросли,— вспоминает она,— люди даже ходить по вечерам боялись, а когда узнали, что будет церковь, вздохнули с облегчением. Теперь рядом с храмом есть сквер — сделали дорожки, поставили лавочки, фонари, разбили клумбы. Прошел уже десяток лет, но это до сих пор любимое место жителей нашего района. Мое воцерковление как раз совпало со строительством храма. У меня уже тогда был маленький ребенок, храм рядом с домом — я и пошла. По профессии я художник, работала здесь сначала в библиотеке, в воскресной школе. В первое время было сложно, детей сразу оказалось много, но нам помогали родители — активно включались в работу, присутствовали на занятиях.
Несколько лет назад на территории храма силами прихожан была установлена детская площадка — она всегда полна детьми. Всехсвятский храм часто организует благотворительные ярмарки — на престольный праздник, Пасху, в день памяти святителя Николая. Собранные средства идут на помощь нуждающимся — подопечным социальной службы храма.
Священнослужители, работники и прихожане посещают детский приют «Возрождение» и детское отделение областной психиатрической больницы, беседуют с детьми о православной вере; клирики храма совершают Таинство Крещения. В Областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями совершаются молебны, педагоги воскресной школы проводят занятия для детей.
Приход также сотрудничает с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Возвращение» — там находятся дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации: родители оказались в больнице, или остались без работы, или суд решает вопрос о лишении родительских прав. Храм организовал в центре социокультурный проект «Встречи с мастерами»: раз в неделю к детям приходят художники и показывают им различные техники — от граффити и скетчинга до художественной штукатурки стен.
— Детям это нравится — не просто рисовать, а создавать что-то нестандартное, используя при этом не только карандаши и краски, но и множество других предметов для творчества,— объясняет Елена Сергеевна.— Привлекаем и народных умельцев, мастерим различные сувениры к Пасхе и Рождеству. Каждый год подводим итог своей работы — организуем в Доме культуры химиков творческий праздник. После концерта расставляем в большом зале столы, за каждый столом сидит мастер, и дети переходят от стола к столу, где больше нравится. Художникам это тоже интересно, без радости никто не работает.
Налажено у храма и взаимодействие с библиотекой № 43. Там регулярно проводятся тематические мероприятия к церковным праздникам — участвуют и школьники, и взрослые читатели библиотеки.
— Праздники, понятно, из года в год повторяются, но каждый раз я стараюсь придумать новый сценарий,— рассказывает Елена Сергеевна.— В процессе и сама учусь, открываю для себя что-то новое. В библиотеке мы также поддерживаем уголок православной культуры, приносим туда книги.
При храме также работает центр раздачи вещей. Люди приносят ненужную уже им одежду и обувь, а нуждающиеся могут выбрать то, что им необходимо.
Волонтеры также ухаживают за пожилыми прихожанами.
— В этом районе я живу давно,— рассказывает прихожанка храма Инна Альбиновна Быстрова.— В храм пришла десять лет назад со скорбями — жизненные проблемы, проблемы в семье. Пришла в день рождения старшего сына — молиться о его спасении. А теперь прихожу сюда с внуками. Храм — это благословение Божие, он напоминает: люди должны думать не только о повседневном, но и об ином, вечном. Сейчас я ухаживаю за прихожанкой нашего храма. До этого я была почтальоном и носила ей пенсию. Она сыграла большую роль в моем воцерковлении, поскольку работала в епархии при владыке Пимене и много рассказывала мне о вере, о святых, о церковной жизни. Храм наполняет мою жизнь смыслом. Надежда на счастье без Бога опустошает душу. Продолжение нашей жизни — жизнь вечная; если этого нет, то наша земная жизнь теряет всякий смысл.
«Ведомости Саратовской митрополии», № 06, 2018 г.