Октябрьское ущелье — один из самых живописных уголков города: лес, санаторий, жилой микрорайон — всё рядом. Но далеко не все саратовцы знают, что до революции ущелье называлось Игуменским: по свидетельству краеведа начала XIX века А.Ф. Леопольдова, на территории современного санатория, в глубине ущелья, в XVII веке были монастырские владения.
Прошли семьдесят лет безбожной власти, началось новое столетие, духовная жизнь стала возрождаться — в Октябрьском ущелье звучат колокола храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 1963 году в районе Октябрьского ущелья был создан НИТИ — крупный научно-исследовательский технологический институт авиационной промышленности. В институте работало более трех тысяч человек, он стал одним из градообразующих предприятий города: за тридцать лет вокруг НИТИ был построен жилищный поселок с развитой социальной инфраструктурой.
Сотрудники института вспоминают, что в 90-е годы, во времена распада авиационной промышленности, НИТИ приходилось буквально выживать, новые рабочие места не создавались, без дела оказалась молодежь, угасла некогда активная общественная и культурная жизнь.
— Я работаю в институте более сорока лет, все это проходило на моих глазах,— рассказывает Анна Васильевна Шевцова.— В 1995-м в нашем районе открылся Областной реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья, здание для него предоставил НИТИ. Болящих деток нужно было исповедовать, причащать — к ним стал приезжать священник из храма Рождества Христова. Среди сотрудников центра было много воцерковленных людей, и, конечно, они мечтали, чтобы рядом был храм.
Так в центре сложилась инициативная группа, которая выступила с предложением построить в Октябрьском ущелье церковь.
— Нас поддержал Владыка Лонгин, мы ходилив управление архитектуры, собирали подписи, занимались подготовительной работой,— добавляет Екатерина Владимировна Гончар, сотрудник ОРЦ.— Сначала открыли у нас в центре молельную комнату, потом НИТИ выделил помещение под временный храм — здание здравпункта института. Сделали там ремонт, начались богослужения, стал собираться приход — поначалу это, конечно, была совсем небольшая община, но потом присоединились и жители поселка. На беседы к нашему тогдашнему настоятелю священнику Михаилу Поликаровскому потянулись самые разные люди, закипела работа в детской и взрослой воскресных школах.
— Помню нашу первую пасхальную службу в 2006 году,— продолжает Людмила Григорьева Протопопова, сотрудник НИТИ.— Как мы ликовали! В этом же году мы с мужем здесь венчались. Приход сложился дружный — праздники отмечали, старались во всем друг друга поддерживать. Мы даже первое время свою газету выпускали — «Иоанно-Богословский вестник», рассказывали там о жизни прихода, церковных праздниках.
Осенью 2014 года началось долгожданное строительство нового храма в Октябрьском ущелье. Он был включен в «Программу строительства двадцати православных храмов Саратова». В апреле 2017 года в храме Иоанна Богослова был совершен Чин положения Антиминса и первая Божественная литургия, а в ноябре Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения.
В храме установлен резной с позолотой иконостас, выполненный мордовскими мастерами. Мастер из Оптиной пустыни написал для него иконы апостола Иоанна Богослова и святителя Николая, образы Архистратига Михаила и Архангела Гавриила для диаконских врат. Сейчас работа продолжается: мастер готовит еще четыре иконы, которые займут свое место на царских вратах.
— Это дело непростое, кропотливое, но, надеюсь, с помощью Божией всё сложится, и весь иконостас будет выполнен в едином стиле,— объясняет настоятель храма протоиерей Вячеслав Казанцев.— Храм постепенно благоукрашается, практически завершены работы в цокольном этаже, там у нас размещены библиотека, ризничная, подсобные помещения и просторный класс для занятий воскресной школы — в ней сейчас занимаются около тридцати человек, воспитанники изучают закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение. Детишки часто читают на службах некоторые молитвы — благодарственные, ко Причастию.
Многие иконы в храме Иоанна Богослова пожертвованы прихожанами: образы святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского, например, написаны мастером из Санкт-Петербурга. Из Грузии привезена икона преподобного Гавриила Ургебадзе — святого, которого все больше узнают и любят в России. В икону помещены частицы земли и фрагменты с мраморного надгробия.
Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» была написана на Афоне, этот образ связан с афонским Ватопедским монастырем. По преданию, в 807 году монастырь решили ограбить разбойники. В то время, когда они ждали открытия ворот, в храме после службы оставался один настоятель. Вдруг от стоящей рядом иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности. Игумен увидел, что лики на иконе изменились. Богомладенец заградил Своей рукой уста Богородицы со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть примут наказание за свои грехи». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила Свои слова. Монастырь был спасен. С того времени Ватопедская икона получила название «Отрада и Утешение». Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения.