Белоснежный красавец храм с необычной архитектурой — эклектика с элементами конструктивизма — появился в Ленинском районе Саратова год назад и сразу полюбился многим местным жителям. Он стал не только украшением спального района с типовыми многоэтажками, но и местом настоящего христианского подвига. Подвиг совершили самые обычные люди — будущие прихожане, ведь церковь была построена во многом благодаря их молитвенной помощи, радению за будущий храм.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» расположен на улице Академика Антонова — это граница между 6-м кварталом и поселком Солнечный. Чин основания храма был совершен в сентябре 2016 года.
— Когда узнала, что храм будет рядом с домом, так обрадовалась! — вспоминает Валентина Федулова.— После чина основания предложила будущим прихожанам читать акафист. И в течение двух лет каждое воскресенье собирались — начинали читать под открытым небом, в дождь, в ветер, в мороз. Помню, однажды за окном было минус 28, думаю, ну все, наверное, не придет никто. Пришли! Ни разу не пропустили! Народу собиралось, конечно, каждый раз по-разному — когда восемь, когда и больше тридцати человек. Сначала мы просто читали, потом певчие из Георгиевского храма стали нам помогать. На чтение акафистов я пригласила знакомую прихожанку из Георгиевского, Наталью. Она спросила меня, как называется строящийся храм — и ахнула: «Да ты что! У меня же есть такая икона! И я давно хочу передать ее какому-нибудь храму».
Эта икона — полноразмерная копия чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), которая пребывает в Санкт-Петербурге. В 90-е годы муж Натальи работал в саратовском Свято-Троицком соборе, и тогдашний настоятель собора протоиерей Геннадий Беляков подарил ему на молитвенную память эту икону. Образ был темным, но со временем посветлел. 6 июля, в день открытия новой церкви, святыню принесли крестным ходом из дома Натальи в храм «Всех скорбящих радость». Главной просьбой хранительницы было, чтобы икона всегда была доступна для верующих. Людям этот образ очень полюбился, по молитвам перед ним уже случались благодеяния и чудеса, о чем можно судить по количеству приношений в киоте.
В июле 2018 года в строящемся храме состоялась первая Божественная литургия.
9 сентября 2018 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин Великого освящения храма.
— Было такое торжество, все красиво, величественно,— вспоминает этот день Ольга Петровна Вороная.— Архиерейский хор пел так, что я плакала от радости. На освящение собралось больше трехсот человек, потом накрыли столы, принесли, кто что смог. Община у нас дружная, хотя все разного возраста, деток много. За этот год мы еще сильнее сплотились. Живу я рядом, поэтому прихожу сюда часто — если храм близко, как не ходить к Господу?
В дар храму Владыка Лонгин передал уменьшенную копию Годеновского креста и список с московской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он датируется XIX веком и раньше хранился в Серафимовском храме Саратова.
Большинство прихожан перешли сюда из храма святого великомученика Георгия Победоносца, расположенного в поселке Солнечный. Он был освящен в 2011 году, а приход действовал с начала 2000-х годов. С того времени Солнечный очень вырос, вокруг были возведены новые микрорайоны, и Георгиевский храм уже не мог вместить всех прихожан. Несколько новых храмов в Ленинском районе были необходимы. Одним из них и стал новый храм «Всех скорбящих Радость», построенный по «Программе строительства двадцати новых православных храмов в Саратове».
— Костяк нашего прихода сформировался довольно быстро,— рассказывает настоятель храма священник Роман Солодко,— на первые молебны и богослужения уже приходило много людей, иногда до ста человек. Те, кто раньше посещал Георгиевский храм, его не забывают, навещают, например, в дни престольных праздников — ведь некоторые ходили туда больше десяти лет. Большинство наших прихожан — люди давно уже воцерковленные, но есть и те, кто пришел в Церковь недавно. Многие стараются посещать все службы, в том числе и будничные. В воскресный день на богослужение собирается больше ста человек, в праздничные дни еще больше. Несмотря на то что храм открыт уже год, не все еще о нем знают — часто заходят, спрашивают, начались ли постоянные службы, задают вопросы священнику или знающим прихожанам. Так потихоньку и закрепляются у нас на приходе, и он постепенно растет. Уже год при храме действует воскресная группа для взрослых, ее посещают около двадцати человек, в основном новоначальные. Священнослужители в доступной форме рассказывают им о Священном Писании, истории Церкви, ходе богослужения.
— Некоторых слушателей учеба в воскресной школе побудила прийти на первую в жизнь исповедь,— рассказывает клирик храма священник Дионисий Степанов.— Особенно на это повлиял, конечно, разбор евангельских эпизодов. В этом году в храме планируется открыть воскресную школу и для детей.
— Примерно раз в месяц после воскресной службы мы устраиваем совместные чаепития,— говорит отец Роман.— В неформальной обстановке общаемся, узнаем друг друга получше и, конечно же, решаем текущие дела прихода. Устраиваем и большие приходские собрания. Обсуждаем, что уже успели сделать для благоустройства храма и прилегающей территории, что еще предстоит, намечаем планы.
— Люди высказывают свои пожелания, предлагают какие-то свои идеи,— добавляет супруга отца Романа Наталья.— Так, перед началом Великого поста мы провели благотворительную ярмарку. А на годовщину первой Литургии приготовили прихожанам сюрприз — сделали стенд с фотографиями, собранными за этот год, устроили небольшой праздник. Такие встречи — возможность познакомиться, пообщаться. Многие наши пожилые прихожане живут одиноко: дети выросли и разъехались по другим городам. Им не хватает общения, теплой, домашней атмосферы.
Прихожане с радостью принимают участие не только в праздниках, но и в субботниках — трудятся на благо храма. Причем семья настоятеля стала для них примером усердия и трудолюбия.
— В благоустройстве храма нам много помогали и продолжают помогать родители — мои и супруги,— объясняет отец Роман.— Особенно много работы было перед открытием храма и в первые месяцы его жизни. Мой отец по профессии столяр, и многие вещи для храма он сделал своими руками — приставной Престол, аналои, шкафы, столы.
— Без поддержки родителей, нам, конечно, пришлось бы тяжело,— подтверждает Наталья.— Папы взяли на себя хозяйственную часть — привезти стройматериалы, стены покрасить, иконы развесить. Мамы все отмывали, украшали храм цветами к каждому празднику. Выручал и брат мужа — священник Андрей Солодко: когда отец Роман болел, он приезжал совершать молебны в строящемся храме. Для священника такое отношение со стороны близких много значит — иначе он бы просто разрывался между приходом и семьей. Это наше совместное семейное послушание — и не просто работа, а образ жизни. Заодно и прихожане познакомились со всей нашей семьей.
Планов у прихода еще много — облагородить территорию, построить вспомогательное здание для воскресной школы, трапезной, хозяйственных помещений.
— О просторной трапезной мы все мечтаем,— говорит прихожанка Елена Шкурова.— Чтобы в любую погоду без проблем можно было собраться всем вместе, посидеть, поговорить. Я девочкам нашим говорю, что тяжеловато будет первые пять лет, пока все обустроим, а потом станет полегче. Но мы и за один год много чего успели приобрести — хоругви, облачения, колокола. Часто вспоминаю, как на храм купола устанавливали — сначала что-то не получалось, мы уже разошлись по домам, а потом одна прихожанка звонит: «Поднимают!». Мы быстрее обратно и долго так стояли, не расходились, смотрели, как наш храм принимает завершенный вид.
— А мне наш храм из дома в окошко видно,— улыбается Валентина Тищенко.— Утром, как встану, посмотрю не него, перекрещусь. Храм — это Божий дом, идя в храм, мы идем, прежде всего, к Богу. К сожалению, не все это понимают. У одной моей знакомой, которая ходит только по случаю свечки ставить, я спросила, что она будет делать, если свечек не будет? Ответ меня поразил: «Тогда я просто не пойду — зачем?».
Спрашиваю отца Романа, тяжело ли молодому священнику нести ответственность за такой большой приход?
— Сначала мне казалось, что это будет проблемой,— отвечает он,— ведь священник, для того чтобы других чему-то научить, должен и сам что-то пережить. Если у пастыря большой житейский опыт, он может передать его своим прихожанам, помочь им разобраться в жизненных вопросах. У нас опыта пока мало. Но мы с отцом Дионисием стараемся, прежде всего, проявить любовь к людям, заботу, не пожалеть времени и внимания для наших прихожан. В этом нам помогают знания, полученные в семинарии, Священное Писание и труды святых отцов Церкви. Если ситуация сложная, если мы не знаем, как помочь и что подсказать, мы направляем прихожан к более опытным священникам. Бывает, что даже опытный пастырь не может разрешить все до конца – жизнь слишком сложна и разнообразна. Прихожане это тоже понимают.
У прихода наладилось сотрудничество с гимназией № 87, расположенной неподалеку. Гимназисты приходят в храм на богослужения и экскурсии, священнослужители проводят беседы с детьми и учителями.
На богослужения и беседы в храм часто приходят подопечные Центра социального обслуживания населения в Ленинском районе. Для воспитанников детского приюта «Возрождение» прихожане собирают благотворительную помощь.