Храм во имя святых Царственных страстотерпцев расположен не в самом живописном и не самом удобном месте — почти на окраине Заводского района Саратова. Чтобы туда добраться, нужно долго-долго ехать по Ново-Астраханскому шоссе, подниматься в гору… Это один из новых храмов, построенных по программе строительства «Двадцать новых православных храмов в Саратове».
Подобрать два десятка земельных участков для возведения новых храмов по программе — это была задача не из легких. «Многие площадки, которые мы смогли выбрать, находятся в довольно неудобных местах, ведь все удобные уже кому-то принадлежат и как-то используются,— рассказал Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в интервью журналу «Православие и современность» (№ 37 (53)). — Но мы согласились на это, потому что знали: там, где вырастает храм, облагораживается территория, появляются зеленые насаждения, цветники. При храмах возникают воскресные школы для детей и взрослых, центры молодежного и социального служения — создается социально значимая среда. Как правило, вокруг храма образуется своего рода зона отдыха, которая привлекает всех, в том числе и людей, далеких от Церкви. Вот почему мы согласились на то, чтобы строить храмы далеко не в самых выигрышных местах города».
Строительство церкви здесь началось в декабре 2015 года, а через год уже было завершено.
— На протяжении всего этого времени я старался контролировать стройку,— рассказывает настоятель храма священник Павел Скрынский.— Приезжал, смотрел, фотографировал все этапы строительства, чтобы в дальнейшем знать, где проходят коммуникации, проводка. Каждую неделю мы с нашими будущими прихожанами совершали молебны с акафистом. Сначала приходили люди с моего прежнего места служения — из храма Космы Саратовского, потом подключились и местные жители.
29 декабря 2016 года Митрополит Лонгин совершил Великое освящение храма.
— К Великому освящению мы планировали установить колокола,— вспоминает отец Павел.— Но думали, что не успеем: зима, снегопады, машина с колоколами задерживалась. Прихожане всю ночь не спали, дежурили в транспортной компании. Машина приехала ночью, под утро, перед архиерейской службой. В пять утра я освятил колокола, и до семи мы успели поднять их на колокольню.
Еще во время наших молебнов на стройплощадке стал постепенно складываться хор из числа прихожан. И когда начались постоянные богослужения, хор у храма уже был. Регент Ольга Зимина проводила занятия с певчими — некоторые из них посещали раньше музыкальную школу.
Сейчас в воскресные и праздничные дни в храме собираются 60-80 человек. Через дорогу от храма — частный сектор, неподалеку несколько многоэтажек, строятся и новые дома. Многие приезжают на машинах — возле храма обустроена удобная стоянка.
![]() | ![]() | ![]() |
— Жители узнают о храме постепенно,— объясняет отец Павел.— Кто-то приходит с горем, кто-то просто видит, что храм теперь рядышком, и начинает ходить. Некоторые современные священники говорят, что приход складывается в течение десяти лет. До десятилетнего возраста он формируется, обретает свои навыки, характер. Нашей общине только третий год, но мне кажется, она сложилась. Даже когда Литургия служится в будний день, в храме всегда есть люди.
— В храм мы ходим всей семьей, с женой и дочкой,— рассказывает Николай Скафтымов.— За нами пришли и наши друзья. В этом районе живем около десяти лет. Недавно я поступил на заочное отделение в семинарию, а здесь сейчас несу послушание чтеца. На службах часто замечаю новых людей, все стараются познакомиться друг с другом, общаться.
В храме есть старинная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», переданная прихожанами. Сначала она хранилась в алтаре, потом ее отреставрировали и разместили в храме. Есть икона святителя Спиридона Тримифунтского — ее тоже пожертвовали прихожане.
Еще до того, как отца Павла назначили настоятелем этого храма, казаки Саратовского округа Волжского войскового казачьего общества попросили супругу священника — Викторию Скрынскую, иконописца по образованию — написать для них икону святых царственных Страстотерпцев. Через некоторое время казаки передали образ в новый храм. И сейчас это — почитаемая храмовая икона, которая расположена на центральном аналое.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
В прошлом году была открыта воскресная школа, здесь пока учится только младшая группа — дети с первого по второй класс. Благодаря прихожанам, удалось приобрести ноутбук, принтер и все необходимое для школы.
— Когда мы узнали, что храм строится в этом месте, поняли, что нужно нашему батюшке помочь,— рассказывает Вера Александровна Муханова, которая перешла сюда из храма Космы Саратовского.— Место горное, доехать на машине легко, а вот пешком добраться, особенно зимой, трудно. Так что «захожан» у нас нет, только прихожане — ведь чтобы прийти сюда, нужно потрудиться. Но мы от этого не унываем — раньше ведь ходили на богомолье, вот и мы трудимся. Помню, как приезжали сюда на молебны, на субботники — приводили в порядок территорию, высаживали цветы, детишки вокруг нас бегали, и мы радовались: вроде поработать приехали, а на душе праздник. Батюшка нас наставляет, что все надо делать с любовью — и работать, и молиться. Это все отражается и на нас. Люди, которые приходят к нам в первый раз, сразу отмечают, как у нас хорошо. Многие думали, что приход будет складываться тяжело, а тут словно райский уголок — так зелено, соловьи поют. В первый год со всех сторон была вода, так громко лягушки квакали! А перед началом службы затихали, представляете? А потом воду отвели.
Прихожане храма святых царственных Страстотерпцев по-особенному чтут царскую семью — читают житие, изучают историческую литературу. Так на приходе возникла традиция проводить ко дню престольного праздника благотворительную ярмарку «Белый цветок» по образцу дореволюционного праздника благотворительности и милосердия.
Впервые праздник с таким названием был организован в Швеции — с идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом. В России «Белый цветок» проводился с 1911 года. Императрица Александра Федоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах. Вместе с великими княжнами она придумывала поделки, рисовала и вышивала, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. В 90-е годы XX века традиция возродилась: в Москве ее продолжает служба помощи «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители.
В саратовском храме царственных Страстотерпцев прошло уже три «Белых цветка». Для гостей ярмарки прихожане проводят игры, мастер-классы по изготовлению искусственных цветов и расписных пряников. Вырученные средства направляются в помощь туберкулезным больным:
— По предложению одной из наших прихожанок мы съездили в туберкулезный диспансер, узнали, что им нужно — лекарств оказалось достаточно, а вот постельного белья не хватало. После ярмарки мы купили и отвезли им несколько комплектов,— рассказывает отец Павел,— общее дело прихожан сплачивает. И взрослые, и дети всегда с радостью и удовольствием за это берутся — мастерят поделки, готовят выпечку, придумывают концертные выступления.
В течение пяти лет отец Павел окормляет подопечных Саратовского интерната профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подростки обучаются там швейному делу, компьютерной грамотности. Для вновь поступивших каждый год проводится экскурсия по храму. Приезжают ребята и на богослужения. К празднику Пасхи учащиеся интерната показали прихожанам небольшой спектакль.
Сотрудничает приход и с общеобразовательной школой № 5.
— Учителя часто обращаются ко мне с вопросами, я провожу уроки и с детьми, дарю им православную литературу,— рассказывает настоятель.— Добрые отношения сложились у нас и с местным детским садом. По просьбе администрации я его освящал, практически все воспитатели — наши прихожане. Храм помогает им и себя раскрыть, и передать свой опыт детям.
Супруги Александр и Елена Морозовы приезжают в храм из Комсомольского поселка.
— Сначала просто приехали посмотреть, как идет стройка, а потом втянулись и стали ездить каждую неделю на субботники и молебны,— улыбается Елена.— И дети с внуками за нами. Здесь вообще много кто ездит целыми семьями. Недавно соседская девочка тоже попросилась с нами в храм. Приехала, посидела на уроке в воскресной школе, перед следующим воскресеньем уже напоминает: «Вы за мной обязательно зайдите, я тоже поеду». Теперь и сестра ее собирается. Пока дети учатся, родители без дела не сидят — есть «воскреска» и для взрослых. Батюшка проводит беседы, мы задаем ему вопросы.
По словам Александра, на приходе сложилась народная библиотека — идет постоянный обмен книгами:
— У нас дома, например, собралось очень много книг, житийная литература и так далее, и если кто-то из прихожан чем-то заинтересуется, обязательно приносим почитать.
«Ведомости Саратовской митрополии», № 5, май 2019 г.