Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Казанская икона Божией Матери
Просмотров: 3581     Комментариев: 0

Казанская икона Божией Матери пользуется в России особым почитанием. Этим образом родители благословляют молодых на создание семьи; чаще всего именно Казанскую размещают над кроваткой с младенцем. Об истории Казанского образа Пресвятой Богородицы и случаях чудесной помощи — наш сегодняшний рассказ.

Чудесное явление

 

Страшный пожар случился в Казани в 1579 году. Огонь истребил половину Казанского кремля и часть города. Еще много дней после этого в воздухе висел ядовитый запах гари, а там, где совсем недавно стояли дома, теперь возвышались закопченные печные трубы. На это пепелище для пополнения Казанского гарнизона и прибыл молодой стрелец Онучин с женой и девятилетней дочерью Матроной. Стрелец походил по пожарищу, повздыхал и, засучив рукава рабочего кафтана, вбил обухом топора первый колышек, чтобы разметить, где поставить избу. К обеду воевода прислал на помощь стрельцов; подошли подводы с лесом — и работа закипела. Ночевать остались тут же, на пепелище. Матрона, завернувшись в шерстяное одеяло, долго не могла заснуть, а когда, наконец, уснула, то увидела чудесный сон. Во сне девочке явилась Матерь Божия, повелевая сообщить Казанскому архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Утром Матрона рассказала об этом родителям. Отец в ответ лишь махнул рукой и, перекрестившись после завтрака, тут же взялся за работу. Мать тоже не придала словам дочери никакого значения. На следующую ночь Пресвятая Богородица явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Отчаявшись получить помощь от городских властей, Онучины самостоятельно принялись за поиски иконы, и, лишь девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая известный тропарь: «Заступнице усердная…» Он засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец — Никита.

Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрона вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанского образа обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Святотатство

 

29 июня 1904 года несколько грабителей во главе с неким В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор и похитили икону вместе с драгоценным окладом. Святотатцев вскоре поймали, однако ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Грабители уверяли, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело. Однако тысячи православных людей верили и продолжают верить в то, что икона сохранилась и когда-нибудь будет вновь обретена.

Почитаемые списки

 

Русской Церковью особо почитались два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 году, был передан дружинам северных городов под руководством князя Димитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

«Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году,— говорит в одной из своих проповедей архимандрит Кирилл (Павлов).— В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней — до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отечества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою, и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению преподобный Сергий Радонежский сказал владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней — сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее… 22 октября (4 ноября по н. с.)».

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем, 1812 году Михаил Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим Русской армией, перед отъездом в действующие войска молился перед петербургской святыней и через возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей русскому воинству под его предводительством победу над армиями Наполеона.

В годы Великой Отечественной войны Пресвятая Богородица через Казанскую икону явила еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный Казанский образ вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные военными неудачами безбожные правители не посмели перечить. Доподлинно известно, что жители блокадного Ленинграда совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской — Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская… Существует также большое количество местночтимых икон. Так, одной из главных святынь Саратовской митрополии является находящийся в Свято-Троицком соборе Саратова список XVIII века.

Газета «Православная вера» № 20 (448), октябрь 2011 г.

[Подготовил Дионисий Каменщиков]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

4 ноября — осенняя Казанская, так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской, 21 июля — днем обретения в Казани чудотворного образа Божией Матери (1579 год). 4 ноября по новому стилю (22 октября) 1612 года Россия вышла из долгой кровавой смуты, едва не прекратившей ее существование как православного государства. Второе русское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым выбило из Китай-города польский гарнизон, окончательно освободив, таким образом, Москву от польской оккупации. Ополченцев вела в бой Сама Богоматерь в Казанском Своем образе

Просмотров: 8424
Комментариев: 0

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием — неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую

Просмотров: 11170
Комментариев: 0

И вот, снова он близок, этот день: когда после Божественной литургии в храме в честь Казанского образа Божией Матери по улице Большой Сергиевской (ныне Чернышевского) к старейшему в городе храму — Свято-Троицкому кафедральному собору — двинется многолюдный крестный ход с Казанской иконой. «Осенняя Казанская» — так называют этот праздник в народе, дабы не путать с летней Казанской (21 июля по н.с.) — днем обретения в Казани чудотворного образа. А с недавних пор 4 ноября — это еще и государственный праздник. День народного единства. Что же мы празднуем, какие события вспоминаем в этот день?

Просмотров: 2301
Комментариев: 0

Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему

Просмотров: 6059
Комментариев: 1

4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, в Саратове прошел традиционный крестный ход. Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» возглавили Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин и Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. После богослужения верующие прошли крестным ходом до Свято-Троицкого кафедрального собора, где пребывает одна из главных святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы

Просмотров: 2130
Комментариев: 0

На всем земном шаре в обширном христианском мире нет царства, нет народа, который бы не благоговел пред Святою Девою. Но ни одна христианская страна и ни один христианский народ не преисполнен столь чудными знамениями Ее милости, как наше Отечество, русский народ, или, лучше сказать, Православная Русь. Невозможно перечислить все неисчислимые избавления от бед, исцеления и утешения, изливаемые рукою Богоматери, которые скрыты от мира и известны только Богу и получающим оныя. Но обратим внимание на те светлые точки в истории нашего Отечества, которые озарены особенно яркими и обильными лучами благодеяний Царицы Небесной

Просмотров: 2205
Комментариев: 0

Один из казаков, участвующий в крестном ходе, вступает с нами в беседу. Он убежден, что в крестных ходах человек ощущает единение и с собратьями по вере, и с Силами Небесными. «Россия будет крепчать, если люди будут молиться»,— говорит он. С каждым годом все больше людей идут крестным ходом на Казанскую. В этом году — более семи тысяч человек. Пожилые, юные, подростки и совсем малыши — на руках у родителей

ВИДЕО

Просмотров: 3376
Комментариев: 0

Смирение необходимо нам не только для нашей будущей небесной славы. Оно потребно нам и во временной жизни для избавления нас от всех наших несчастий. Отсюда понятно, почему святые отцы Церкви свидетельствуют, что все бедствия посылает нам Господь, чтобы смирять нас и через смирение объединить нас с Собою, так как гордость удаляет нас от Бога и лишает нас не только будущего блаженства, но и временного счастья

Просмотров: 2122
Комментариев: 0

Крестный ход для верующего человека - это труд ради Бога, возможность посвятить свое время только Ему, видимым образом пройти по стопам Христа и Его Пречистой Матери. Крестный ход «вырывает» нас из повседневности, дает возможность полностью оставить всякую суету и заботы. Крестный ход удивительно преображает город: привычные улицы становятся храмом – местом молитвы

Просмотров: 3838
Комментариев: 0

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братия и сестры, сегодня мы с вами торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников...

Просмотров: 2695
Комментариев: 0

Новый праздник нашего гражданского календаря — День народного единства — только на первый взгляд может показаться наспех придуманным поводом для вытеснения из списка памятных дат годовщины революции 1917 года, которую большинству наших соотечественников праздновать стало как-то неприлично. В действительности новый праздник давным-давно известен календарю церковному, в который он вошел еще в начале XVII века под именем "осенней Казанской"

Просмотров: 3128
Комментариев: 0