Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Казанла держится
Просмотров: 3665     Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды.

Новый храм в Казанле строится давно — с начала 90-х — и с большими сложностями: богослужения проходят в приспособленном храме, то есть в обычном деревенском доме (когда-то это был «дом учительниц») с кухней и горницей, с низкими потолками и множеством икон конца XIXвека, собранных по домам. Божественную литургию совершает иерей Сергий Уваров — десять лет уже как настоятель здешнего прихода — а народу в церкви, как и в тот мой, давний уже приезд — полно. И, как выяснится чуть позже, большая часть присутствующих готова «со страхом Божиим и верою» приступить к Чаше. На приходе есть кому петь (пусть без нот), есть кому читать, прислуживать в алтаре, стоять «на свечках» — каждый знает и, чувствуется, любит свое дело. Да, Казанла — село верующее, причем верующее искони. Здесь едва ли не каждый прихожанин старшего возраста на традиционный вопрос: «Как и когда Вы пришли к вере, к Церкви?» — отвечает с долей недоумения: «Так я не пришел: мы все с детства верующие здесь».

Мои собеседники — два совершенно одинаковых дедушки, братья-близнецы Виктор и Николай Николаевичи Трокины. Вспоминают, как в детстве ходили вместе со своим дедом Сергеем («Он очень верующий был!») на праздник Троицы пешком в Вольск, в его единственную действовавшую тогда церковь — Благовещенскую. Дорога — семьдесят километров – занимала двое суток; ночевать было принято под стенами заброшенного храма в Ключах либо у знакомых деда по деревням — таких же верующих:

— Ну а Пасху, Рождество, другие праздники встречали по домам: собирались, читали молитвы, пели, потом уж трапеза.

— А начальство с религией разве не боролось?

— У нас большинство начальников войну прошли. Так что с пониманием были: сквозь пальцы смотрели на нас.

«С пониманием» были, однако, не все. На излете советской власти в Казанлу тайком приезжал священник Александр Ткачев, ныне протоиерей, клирик Троицкого кафедрального собора в Вольске. По сему поводу председателя сельсовета Марию Петровну Трокину (сейчас она — всегда на службе среди прихожан) вызывали в райком партии и грозно спрашивали, известно ли ей об этих визитах, о том, что «поп» служит по домам и крестит детей. «Не знаю,— ответила Мария Петровна,— я его ни разу не видела».— «А если Рейган к вам в Казанлу прилетит — вы его тоже не увидите?» — загремел товарищ первый секретарь. «Анекдот про Рейгана» казанлинцы рассказывают гостям по сей день.

А еще они рассказывают о своих старцах. Нет, не о таких, конечно, как отец Иоанн Крестьянкин, к примеру. Старцы в данном случае — это просто почтенные, пользовавшиеся уважением жители села, «те, кто веровал, и не боялся, и веры своей не скрывал ни от кого». Список ушедших уже хранителей благочестия мне диктуют наперебой: «Евдоков Петр Иванович, Соловьев Михаил Иванович, Бирюков Александр Ефимович, Барышников Иван Самсонович, Синтеев Петр Захарович… Истинно молящиеся люди были!» Многие из этих стариков прошли Вторую, а кто-то и Первую мировую войну.

Многие вспоминают «блаженную Анну» — местную жительницу, которая жила в нетопленной избе (даже в самую суровую зиму истопить никому не позволяла), ходила по снегу босиком в ситцевом платье, купалась в проруби, изъяснялась некими притчами и проявляла прозорливость. Отец Сергий к почитанию этой женщины относится трезво, призывает прихожан к осторожности, напоминает, что Церковь Анну пока святой не назвала. Он, конечно, прав; однако нельзя не согласиться с тем, что Анна теперь уже — часть местного предания. И еще — кем бы эта женщина ни была, выжить она могла только среди верующего народа: кормить «блаженную» казанлинцы считали своим долгом.

— А я вот помню, собрала ей поесть-то отнести, а супа не налила — пожалела. Прихожу к ней в избу, кладу это все ей на стол, а она мне говорит: «А что ж ты супу-то мне не принесла?» — вспоминает, чуть не плача, совсем немолодая прихожанка.

А Мария Петровна рассказывает об иконе, которая хранится в ее семье: «Бабушка маму ею благословила на брак, мама меня, а я свою дочь. И так у нас было почти в каждой семье».

Во дворе храма, под мокрой рябинкой беседуем с Михаилом Евгеньевичем Илюшовым, бывшим учителем физкультуры. Он — доверенное лицо прихода и настоятеля, сборщик пожертвований на строительство нового храма. Село решило — каждый месяц с каждого сто рублей. Большой суммы таким образом, конечно, не соберешь. Есть другие жертвователи, они предпочитают остаться анонимными, но благодаря им в новом храме завершены отделочные работы, следующая проблема — котельная.

Село, конечно, редеет. Взрослые дети и внуки моих немолодых собеседников живут где угодно, только не в Казанле. А ведь многие из них, возможно, согласились бы жить у себя дома, если бы для них были созданы какие-то условия, прежде всего — рабочие места. Необходима также поддержка частного крестьянского производства, рынок сбыта продукции — того же меда, мяса. Последняя проблема отцу Сергию известна не понаслышке — он ведь сам живет крестьянским трудом, у него немалое хозяйство в Базарном Карабулаке, и все его близкие заняты этой каждодневной работой.

— А как же Вы стали священником?..

— Гулял с младшим сыном, стали мы с ним заходить в наш базарно-карабулакский Никольский храм. Слушали, смотрели, ставили свечки, потом я стал пономарить, потом отец Сергий Петриченко — он, наверное, хороший психолог — нашел такой момент, когда меня только чуть подтолкнуть надо было, чтоб я решающий шаг сделал. А дальше все быстро пошло: поступил в семинарию, через полгода меня рукоположили во диаконы, еще через полгода во иереи. А сейчас я уже души не чаю в церковном служении. Что угодно могу бросить, оставить, но не это. И то, что здесь, в Казанле, приход сохраняется, что люди приходят, что учителя из школы нашей стали ходить — это мне просто бальзам на душу.

Отец Сергий говорит, что одна из самых сильных сторон традиционного благочестия православных чувашей — поминовение усопших. Где бы ни умер уроженец чувашского села — хоть во Владивостоке — хоронить его повезут туда, где он родился, и могилу его не забросят:

— Видели бы вы, что делается у нас на Радоницу — нескончаемый поток людей! Да и в храме людей летом гораздо больше, чем сейчас — молодые семьи с детьми приезжают на малую родину.

У отца Сергия есть еще один приход — в Сухом Карабулаке. Там старинный, 1860 года Казанский храм, обезображенный, очень много всякого в своих стенах видевший, однако же сохранившийся — объект культурного наследия Саратовской области. Сухой Карабулак — село мордовское и, по словам отца Сергия, вполне жизнеспособное: школа, детский сад, крепкое фермерское хозяйство. Община там, к сожалению, куда меньше, чем в Казанле, но батюшка рад каждому человеку, пришедшему в храм, и он надеется на рост сухо-карабулакского прихода.

Отцу Сергию многих пришлось отпеть за эти десять лет, а вот с крещением младенцев дела куда хуже. Он благодарен Митрополиту Лонгину за постоянное попечение о Казанле (Владыка здесь — самый дорогой и жданный гость) и верит, что новый Иоанно-Богословский храм послужит возрождению жизни в селе. Селе, которое действительно держится — верой, традицией, языком… И которое нуждается в поддержке. Ведь поддерживать нужно в первую очередь именно тех, кто держится.

Газета «Православная вера» № 24 (644)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2114
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3825
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2549
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4103
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4540
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5726
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7923
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12117
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11156
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11472
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10772
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4444
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3272
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3290
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 4246
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3320
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3372
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4495
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3770
Комментариев: 0