«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык».
Бревенчатую калмантайскую церковь с высокой колокольней видно издали. Бревна темные, вековые; окна в синих рамах, старые березы отражаются в стеклах. Местный житель Денис взбирается по лесенке на колокольню; большое, но порядком запустевшее уже село среди холмов, поросших березняками и ельником, оглашает воскресный звон.
История храма в Калмантае не совсем обычна. Он был выстроен в 1899 году как церковь-школа: половину здания занимал храм, а другую — классы, в которых учились деревенские дети. Но чувашский Калмантай (Колмантай, Коломантай) в конце XIX — начале ХХ столетия был селом не маленьким. По данным 1914 года в нем насчитывалось 512 дворов и почти три тысячи взрослых жителей. Церковь-школа не вмещала всех молящихся, и потому к 1912 году в селе возвели новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, тоже бревенчатый; а старый продолжал действовать исключительно как школа.
После революции новую церковь закрыли и через некоторое время раскатали по бревнышку, а вот старая уцелела — именно потому, что в ней школа оставалась и в советские годы тоже. Ту часть, где теперь молятся и причащаются православные калмантайцы, занимал актовый зал, а в алтаре стояли парты. Бывшие ученики этой школы помнят немолодую верующую женщину, уборщицу: «Она нас просила: ребятки, не хулиганьте в этом классе, это же самое святое место в церкви».
До недавнего времени богобоязненные калмантайцы ходили пешком (всего-то три километра) в соседнюю Ульяновскую область, в Никольскую церковь села Илюшкино: многие из них именно там научились петь на клиросе, читать, пономарить, звонить. И это пригодилось потом, когда назрел вопрос об открытии собственного храма в Калмантае.
Мне не раз приходилось удивляться сплоченности и организованности, которую проявляют подчас жители отдаленных сел — не только чувашских, конечно, хотя чувашам и другим «малым народностям» это особенно присуще. Мы, горожане, уже почти разучились делать чтото вместе, не по указу сверху, а по общему сердечному порыву: мы разобщены и не доверяем друг другу. А вот в маленьком Калмантае все было иначе.
Летом 2016 года, когда выяснилось, что завтра в соседнем (25 километров) Черкасском будет служить правящий архиерей, владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский. — Ред.), калмантайцы тут же решили: написать прошение, собрать подписи и ехать к Литургии в Черкасское. Подписалось едва ли не все село, делегация уместилась в двух машинах. Совершив Литургию в Знаменском храме Черкасского, Владыка вышел на проповедь…
— И тут свекровь моя, Анна Ивановна, говорит: «Владыка, мы из Калмантая к Вам с челобитной!». Владыка выслушал нас и сразу решил прямо из Черкасского ехать к нам в Калмантай. Мы даже растерялись от такой неожиданности, — рассказывает учительница Ирина Васильевна Милютина.
Можно предположить: владыка Лонгин откликнулся потому, что сразу увидел перед собой людей, готовых не только просить, но и делать. Да и просили-то они всего лишь архиерейского благословения и духовной поддержки; во всем остальном рассчитывали на собственные силы. Правда, план у них тогда был совсем не тот, что реализовался впоследствии: в храм земляки собирались превращать здание бывшего сельского магазина. Но владыка Лонгин, ступив на калмантайскую землю, сразу обратил внимание на необычный, явно старинный и хорошо сохранившийся бревенчатый дом: «А это что?» Ныне покойный Василий Андюков, местный краевед, знаток чувашской культуры и народных ремесел, объяснил митрополиту, что здесь некогда была церковь и школа. Владыке сразу захотелось войти, посмотреть — и Ирина Васильевна побежала за ключами…
В здании на тот момент по-прежнему располагалась школа, но немногочисленным калмантайским детям было где заниматься, и вопрос с передачей помещения приходу решился мирно.
А потом в Калмантае наступило особое время, которое долго еще будут вспоминать и о котором будут рассказывать: время обретения храма, время его возрождения.
— Головокружительным образом все происходило — по благодати Божией, не иначе, — говорит супруг Ирины Васильевны Игорь Анатольевич Милютин, профессиональный строитель. — Люди трудились до полуночи, радостно, с шутками, смехом… Когда разобрали перегородку и стали менять полы там, где раньше был класс, мы обнаружили фундамент под престол храма. И именно на этом фундаменте сейчас престол стоит.
— Нам самим не верится, что мы смогли такую работу сделать за какихто два месяца, — дополняет Ирина Васильевна, — разбирали перегородки, печки, полы, выгребали, отмывали, красили… А бабушки наши каждый день приходили в храм и прямо среди ремонта вместе молились, читали акафисты. Как было трудно… И как было хорошо!
Освятить храм именно в честь образа Пресвятой Богородицы «Всецарица» предложил владыка Лонгин. Перед первым молебном в возрождаемом храме калмантайцы поехали на епархиальный склад за утварью — и там их встретила большая храмовая «Всецарица», стоившая 45 тысяч рублей. Сочтя это Божиим знаком, община собрала необходимую сумму за один вечер. Образ Всецарицы сейчас пребывает в храме. А рядом с ним — старинные иконы из той, разрушенной Покровской церкви, спасенные прихожанами.
Конечно, ремонт денег потребовал немалых, но они всегда почему-то находились. Сельчане жертвовали сами — кто сколько мог; кто-то отдавал весьма значительную сумму — это говорит о том, что земляки доверяли друг другу. Большую помощь ремонту оказал глава местного КФХ Николай Недерев; он, его племянник Петр, Николай Ембеков и Игорь Милютин удостоились наград правящего архиерея. А воспитатель детского сада Елена Федоровна Яндутова обеспечила односельчан, занятых на ремонте, горячим питанием...
Ну а если предстояли крупные траты — например, колокольный ансамбль — калмантайские чуваши ехали в Чебоксары и там находили состоятельных жертвователей, готовых поддержать диаспору. Кстати, временную звонницу для колоколов смастерили за один день. Сейчас ее используют как красивую беседку, а над храмом поднялась настоящая колокольня из бревнышек.
— И эти скамеечки, резные киоты, аналои, крест и голгофу для Распятия — все сделали своими руками и совершенно бесплатно, — улыбается настоятель калмантайского прихода священник Артемий Перепелицын, — недавно понадобилось вставить пластиковые окна — тоже без проблем, достаточно было попросить: мужики собрались и за один день установили.
По словам отца Артемия, не каждого из этих мастеров на все руки назовешь постоянным прихожанином: ктото заглядывает в храм изредка, но в помощи все равно не откажет, потому что в эту церковь ходит его мама, или жена, или теща с тестем, и он делает — для своих: чувашам свойственно такое отношение к семье, родне, роду.
Отец Артемий — человек еще молодой; вырос в семье военного летчика, принявшего священный сан: священник Владимир Перепелицын служит сейчас в Покровской епархии. А его сын здесь, в Калмантае — с 2017 года. Супруга отца Артемия Дарья — учитель русского языка и литературы, работала в местной школе, теперь в декрете — младшему из двух сыновей, Луке, всего год.
— Отец Артемий, что самое трудное в служении священника в отдаленном и, прямо скажем, умирающем селе? Не тоскливо ли вам здесь, вдали от привычной среды, от друзей, от благ городской цивилизации? Не боитесь ли вы душевного выгорания, усталости?
— Тосковать нам некогда; особых трудностей у нас пока не возникло, все идет своим чередом. Главное — когда я стою у престола, я всегда знаю, что за моей спиной стоят люди. А что касается выгорания — не знаю, может быть, эта проблема и есть, но, мне кажется, если священник искренне верит и служит Богу, если он — не в себе самом ищет недостающие силы, а просит помощи именно у Него — Божия благодать восполнит его немощи. В тайносовершительной молитве, которая входит в чинопоследование рукоположения, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи…».
А мне думается: да, Божественная благодать восполняет ограниченность наших человеческих возможностей, она творит чудеса… но не всегда, а лишь тогда, когда мы сами делаем все, что можем. Недаром говорят: сделай все, что можешь, чтобы Бог сделал остальное.
Газета «Православная вера», № 22, ноябрь 2020 г.