Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Как мама славила Христа и попала в «Колючку»
Просмотров: 906     Комментариев: 0

Передача опыта, передача знаний от одного поколения к другому – так определяют понятие «традиция». Сегодня, растеряв многие из них, мы начинаем понимать: как же это важно – получить такой дар от предков. В нем – часть духовного опыта, способного жить, даже когда утрачены знания. С детских лет помню я слова тропаря Рождества, тогда казавшиеся диковинными и непонятными…

Преданье старины

Мало кто из читателей в детстве встречал христославов. Все наши представления о добрых традициях старины почерпнуты из книг. Что касается традиций православных, получивших народное обрамление, на первом месте здесь, пожалуй, «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелева.

«Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит ‟славить”. Мишка Драп несет Звезду на палке – картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, – свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.

– ‟Волхи же со Звездою питушествуют!»”– весело говорит Зола.

Волхов приючайте,
Святое стречайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…

Он взмахивает черным пальцем, и начинают хором:

– Рождество Твое, Христе Бо-же наш…».

Вот именно эти слова каждый год старалась запомнить на Рождество и я, хотя и не совсем понимала их значение. «Возсия мирови свет разума», «звездою учахуся» – эти диковинные выражения казались мне вестником из какого-то загадочного мира.

Храма в поселке, где прошло мое детство, в то время не было. Но мама моя, Анастасия Николаевна Шмелева (в девичестве Понамарева), выросла в семье верующих, хотя и не церковных (все по той же причине) людей. Может, и фамилия не случайна, но о том сведений у нас не сохранилось. И тропарь, и кондак Христова Рождества она наизусть знала еще с дошкольного времени.

Детская традиция на селе

Тогда в селе Малая Сердоба Пензенской области уже были разрушены два храма. На молитву немногочисленные прихожане собирались по домам, совершая богослужение праздника мирянским чином. Мама вспоминает, как в начальных классах с подругами пошла туда и она. По совету своей мамы: «Иди, дочка, хоть ты помолись за нас в праздник!» Дочка пошла, а наутро увидела свою фамилию в… «Колючке». В школьной стенгазете выносили порицание советским школьникам, проявившим такую несознательность.

Но ни «колючки», ни выговоры директора или учителей не могли помешать всенародной, а точнее сказать, вседетской традиции – славить Христа в праздник Рождества. Небольшими группками обходили ребятишки родственников и знакомых и всегда встречали радушный прием.

«Когда мне было семь, а брату Саше четыре, мы вставали в 4. Постарше стали, могли и в 3 подняться, – рассказывает мама. – Выходили затемно. Тогда ведь Рождество, если праздник выпадал на будни, было обычным рабочим и учебным днем. Нам нужно было успеть обойти всех до начала уроков, а обходили мы несколько улиц».

Компания из шестерых ребятишек отправлялась в путь – холщовые мешочки для сластей и обязательное знание тропаря, которому научили родители, рожденные в самые первые годы советской власти.

«Мы знали песнопение целиком, да и прийти старались первыми. Потому часто получали лучшее угощение. Конечно, для современных детей эти сласти показались бы очень незатейливыми. Но мы им были очень рады, и делили угощение на всех членов семьи», – вспоминает мама.

Она подчеркивает – все христославы пели тропарь и кондак. Или хотя бы несколько строк из них. Никто не выпрашивал денежку. Да денег и не давали тогда, в трудные послевоенные годы. Дети были рады карамелькам или куску праздничного пирога. Чтобы испечь его до прихода ребятишек, хозяйки тоже вставали затемно.

«Девочек сажали на подушки, мальчиков – на тулупы. Крестьяне молились о приплоде скотины, о хорошем урожае», – продолжает мама свой рассказ.

И столько простого и душевного в нем, столько детской веры и надежды, наполнявших сердца и детей, и взрослых.

Прошли годы, и следующие поколения школьников уже не знали молитвенных текстов. Но каким-то удивительным образом сохранилась традиция славить Христа, пусть и самым незамысловатым образом. И сегодня мама ждет в праздничное утро ребятишек, радуется, когда их приходит много. И каждой группе рассказывает, что петь нужно тропарь праздника.

Вспомнить о нашем единстве

В наши дни традиция оживает, наполняясь уже осознанным содержанием. Христославные песни учат на приходах – в детских и взрослых церковных хорах, на занятиях воскресной школы знакомят с подробностями евангельских событий. Да вот новая беда – разобщенность, которой не было в жизни прежних поколений.

Помню, когда только начинала работать в воскресной школе, собрали мы группу христославов, разучили песни… и долго искали желающих пустить нас в гости. Проблема, которую и представить себе не могли в мамином детстве.

Но верится мне, что по-детски радостная и светлая традиция христославов переживет и это. В дни богоборчества она напоминала людям о том, что в мир пришел Христос. В наше время она способна напомнить, что пришел Он не к каждому по отдельности, а ко всем вместе. Что все мы именно в Нем – братья и сестры. А значит, и радость – одна на всех.

Принесем Христу дары

А. Трансковский. Путешествие со Звездой– В день Рождения принесем Богомладенцу Христу свои дары – доброе сердце, дела милосердия. А еще – споем христославные песни. Их авторы вложили в эти тексты столько любви, столько радости о празднике. Христос пришел в мир и все изменил, в этих песнях – напоминание о Небе, о спасении души, – говорит клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Покровской епархии иерей Вячеслав Москалев.

Батюшка знает об этой традиции также с детства. Через всю жизнь несет он любовь к песням, прославляющим Христа, и всегда есть желающие послушать эти добрые песнопения в его исполнении. Отец Вячеслав всегда напоминает: главное в них – радость небесная, а не земное веселье.

Как тут не вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста:

«Итак, когда все радуются, и я хочу радоваться, хочу ликовать, хочу торжествовать. Но я ликую, не на цитре играя, не смычок приводя в движение, не свирели имея в руках, не факелы зажигая, но вместо музыкальных орудий принимая пелены Христовы; они для меня – надежда, они для меня – жизнь, они для меня – спасение, они для меня – свирель, они для меня – цитра. Поэтому я и прихожу, взяв их, чтобы их силою получить силу речи и сказать с ангелами: ‟слава в вышних Богу”, а с пастырями: ‟и на земле мир, в человеках благоволение” (Лк. 2, 14)».

«Православное Заволжье»