Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

К святителю Николаю: время благодарить
Просмотров: 3553     Комментариев: 2

Шесть с половиной лет назад, в день рождения дочки, мы с ней оказались в реанимации. Я — во взрослой, на первом этаже роддома, она — в детской, двумя этажами выше. Как только мне разрешили, я поднялась к ней. Она лежала с аппаратом искусственного дыхания, вся в проводах, какие-то трубки торчали у нее из головы: тогда я не знала, что височные и лобные вены у младенцев — самые крупные, и уколы им ставят чаще всего в голову. Я хотела взять ее на руки, хотя бы прикоснуться к ней, чтобы она знала, что мама рядом, и не могла…

Наверное, почти у каждого, кто хоть раз обращался с молитвой к святителю Николаю, есть своя история его чудесного заступничества. Поэтому с такой радостью восприняли люди новость о принесении частицы его святых мощей из Бари в Москву. Очередь из паломников, приезжающих поклониться святителю Николаю в Храм Христа Спасителя, выстраивается вдоль набережной Москвы-реки в любую погоду с раннего утра. И сразу — на несколько километров. «Не выстоим», — переживаю я, оглядываясь на сына и дочь, но все-таки мы быстро проходим в конец очереди и вливаемся в многотысячный поток. Я еще не знаю, что впереди у нас почти девять часов ожидания…

Сейчас, вспоминая этот день, думаю, что никогда бы не решилась встать в очередь, знай я Москву чуточку лучше. Тогда я думала, что от памятника Петру I до Храма Христа Спасителя совсем недалеко. А памятник — вот он, сразу за Крымским мостом. Ну а до моста — рукой подать. Словом, хорошо, что я знаю Москву так плохо. Да и весь мой предыдущий опыт паломнических поездок — весьма небольшой — это непродолжительные и весьма комфортные путешествия на автобусе или машине с минимальными неудобствами, в которых была только радость от прикосновения к святыне и почти никаких тягот.

Дождя не ожидалось, поэтому зонты мы с собой не взяли. О чем почти сразу и пожалели — день выдался солнечным. Когда начало припекать, мы неожиданно оказались в тени — две миловидные женщины из Королева раскрыли над собой и нами зонт.

Нужно отдать должное организаторам: все продумано очень грамотно. Чтобы не допустить давки, люди стоят не сплошным потоком, а группами, отделенными друг от друга металлическими перегородками, между которыми оставлены пустые пространства. Получается, полчаса стоишь за ограждением, потом шлюз открывается, и с минуту ты идешь — до другого ограждения. Вдоль всей набережной стоят палатки, где можно купить еду и воду, и открытые автобусы, куда можно зайти и, если есть свободное место, отдохнуть до следующего перехода. На всем протяжении пути дежурят полицейские, стоят машины скорой помощи и реанимобили, организованы биотуалеты.

Фрунзенская набережная — достаточно широкая, местами можно спокойно ходить и даже сидеть на парапете. Мы предусмотрительно запаслись бутербродами и чаем в термосах, но все это, правда, быстро закончилось. Так прошли первые три часа — до Крымского моста. Мы были рады оказаться ненадолго в его тени в самое жаркое время дня.

За мостом началась узкая Пречистенская набережная — стоять приходится плечом к плечу. Свободных мест на парапетах уже нет. Дети заметно устали. Вместе мы вспоминаем фильм о святителе Николае, который смотрели накануне, говорим о том, каким добрым и милосердным он был, как он помогал всем людям… Солнце припекает нещадно. Попутчиц из Королева мы потеряли из вида, но набегающие временами тучки ненадолго спасают от жары.

Пречистенская набережная, 5. Силы на исходе. Мы близки к тому, чтобы выйти из очереди. Кто-то спрашивает стоящего за ограждением полицейского, долго ли еще идти. Его ответ: «До “Красного Октября”» — слегка приободряет. Здание знаменитой кондитерской фабрики виднеется за поворотом. Полицейский говорит, что так много людей с момента принесения мощей в храм еще не приходило (потом мы узнаем, что в этот день святителю поклонились почти сорок восемь тысяч человек — на момент написания материала это больше, чем за любой другой день пребывания святыни в Москве). Стоящая рядом женщина переживает, успеет ли на поезд — отправление в полдевятого вечера. Волнуется, звонит дочери. Девушка рядом с ней по телефону «прокладывает» маршрут на «Яндекс-карте» и радостно сообщает, что до храма всего 15 минут пешком. Чуть больше километра. Два мы уже прошли.

— Успеете! — подбадривает она женщину.

Удивительно, но за эти несколько часов мы все начали чувствовать некоторое родство. Нас очень радует, когда мы снова оказываемся рядом с нашими знакомыми из Королева. И хотя никто не знает друг друга по именам и не расспрашивает ни о чем, все стараются поддерживать друг друга, по-доброму шутят, улыбаются. Никто не толкается, не возмущается. Бабушка с палочкой, которую полицейские хотят вывести в отдельную очередь для инвалидов и родителей с маленькими детьми, наотрез отказывается уходить. Не уходит и молодая пара с двухгодовалой дочкой — мужественно стоят, держа ребенка на руках по очереди. И когда мои дети совсем выбиваются из сил, нас окружают плотным кольцом. Дочке уступают место на парапете, угощают ее конфеткой. Незнакомая женщина обнимает моего сына:

— Ты уже столько выстоял, неужели сейчас уйдешь?

Очень вовремя на пути появляется ларек с мороженым. Дети на некоторое время отвлекаются, а я шепчу про себя: «Святитель Николай, моли Бога о нас».

Пречистенская набережная, 7. После мороженого жизнь ненадолго налаживается. Мы приближаемся к памятнику Петру I, мимо курсируют разноцветные прогулочные кораблики. Туристы машут нам руками, мы тоже радостно приветствуем их.

— Разве это верующие? Это толпа, — разочарованно вздыхает стоящая рядом женщина в платочке.

А я смотрю на лица людей, ставших за несколько часов такими знакомыми. Да, мы — толпа. Но мы пришли помолиться у мощей великого святого, который любил всех и помогал всем, не только верующим, но и маловерным. Как и Господь, Который любил всех нас и умер за всех нас. И эту помощь мы начинаем ощущать уже здесь и сейчас.

…У дома № 9 мне хочется плакать. Но стоит сделать несколько шагов — и перед нами раскрытые двери автобуса, в котором — о чудо! — есть свободные места. Пока переводим дух.

…У дома № 15 раздают бесплатный чай. Ароматный, горячий, сладкий — именно то, что нужно в этот момент. А дети радуются пончикам — напротив нас ларек, где их пекут.

…У дома № 19 навстречу нам неожиданно выходит батюшка. Буквально бросаемся к нему:

— Больше не можем стоять, хотим уйти.

Он кладет руку на голову дочке:

— Держись!

Батюшка благословляет и ободряет других паломников, а потом начинает петь акафист. Очередь в едином порыве подхватывает:

— Радуйся, Николае, великий чудотворче!

Пели все: и дети, и взрослые, и те, у кого в руках были акафисты, и те, кто никогда, может быть, и не слышал слов этой молитвы.

…Дом № 29. Все это время нас поддерживает и крестная детей — по телефону. Отслеживая наш путь из Саратова по карте Москвы, она идет весь путь вместе с нами, переживая каждый наш шаг, молясь за нас, утешая и подбадривая:

— Сейчас за поворотом вы увидите красивый красный дом, а за ним — храм, и сразу станет легче!

Пречистенская набережная, 35. Красный дом. Поворот. Вот он — храм. Выдохнули. Выстояли. Слава Богу за все!

* * *

Каждый, кто стоял вместе с нами в очереди к святителю Николаю, шел просить Бога о своем. В телефоне молоденькой девушки я видела молитву о замужестве. Пожилые супруги что-то говорили про предстоящую операцию. Я тоже пришла «со своим»: я хотела поблагодарить.

Стоя в очереди, я вспоминала события шестилетней давности. Шла последняя неделя декабря. Я лежала в палате роддома. Разбитая мебель. Из окна, у которого приходилось стоять, чтобы повидаться с родными, сильно дуло. Уснуть на кровати с проваленной сеткой было невозможно, каждое движение причиняло боль. Медсестра Надя утешала меня, поила вкусным чаем, а однажды принесла свой матрас, чтобы я смогла немного поспать. А еще рассказывала про дивный город Бари, куда ездила поклониться мощам святителя Николая…

Тогда я металась между отчаянием и надеждой — вцепившись в молитвослов, читала все молитвы подряд без остановки. Была там и молитва святителю Николаю. Конечно, я знала, что подателем всех благ является Господь, и просила прежде всего Его. Но в моей семье уже были случаи молитвенной помощи святого чудотворца, и я обращалась к нему, ища поддержки, как к родному.

Через несколько дней мне разрешили взять дочку на руки и в ее первый Новый год мы наконец были вместе — тогда я впервые с надеждой смотрела в яркое от фейерверков небо. А Рождество Христово мы уже встречали дома — тогда я дала себе слово: в дни памяти святителя Николая, 19 декабря и 22 мая, быть в храме. К сожалению, исполнить обещанное получалось не всегда.

Как к родному, приехала я к нему и в Москву. И если бы мне довелось еще раз выстоять эту очередь, я бы с радостью пришла к святителю снова.

А еще я вспоминала слова настоятеля нашего Свято-Никольского храма: «Не ищите чудес. Ищите прежде Царствия Небесного». Как же это трудно. Не просить Бога ни о чем мирском, а только о едином на потребу. И за все благодарить. Да будет воля Твоя…

Фото автора

Газета «Православная вера» № 12 (584)