На вопросы о первоверховном апостоле Павле отвечает преподаватель Нового Завета Саратовской православной духовной семинарии, клирик храма в честь Покрова Божией Матери священник Александр Сирин.
— Отец Александр, апостол Павел из гонителей христианства превратился в его ревностного служителя после чуда, произошедшего с ним на пути в Дамаск. Между тем он, видимо, был не единственным образованным фарисеем, ненавидевшим и гнавшим христиан. Почему же чудо обращения произошло именно с ним? Сыграли ли здесь какую-то роль определенные черты его личности?
— Прежде всего, здесь действовал Промысл Божий. Ну, а личные черты, которые Господь в апостоле Павле провидел и из-за которых его избрал, мне думается, вот какие. Как мы знаем, апостол Павел в фарисействе был самым ревностным исполнителем отеческих преданий; он настолько ревновал послужить Богу, что испросил письмо у синедриона (см.: Деян. 9, 2), чтобы гнать христиан даже за пределами Иерусалима. С этой целью он и направлялся в Сирию, в Дамаск. Апостол Павел — тогда еще Савл — думал, что, преследуя христиан, он тем самым Богу угождает. Вот это его неравнодушие, желание послужить Богу, пусть ложно им понимаемое, Господь Сердцеведец видел — и избрал апостола Павла за его искренность, за его горение, направив его пламенную любовь и энергию в нужное русло.
В апостоле Павле было всё, чтобы стать замечательным богословом. Он получил прекрасное образование, был учеником знаменитого фарисея Гамалиила. От природы одаренный, апостол Павел после встречи с воскресшим Христом на пути в Дамаск обрел новый дар благодати: дар величайшего миссионера и мистика, и наряду с апостолом Иоанном заложил основы христианского богословия.
— В чем особенность его апостольского служения по сравнению с другими апостолами?
— Апостола Павла неслучайно называют апостолом язычников. Проповедь Петра, других апостолов была изначально обращена прежде всего к иудеям, в том числе к иудеям рассеяния. А апостол Павел проповедовал языческим народам. Один из исследователей Нового Завета сказал, что без кипучей деятельности апостола Павла среди язычников христианству грозило вырождение в одну из многочисленных иудейских сект. Однако благодатью Божией произошло то, что произошло: христианство благодаря трудам апостола Павла вышло за пределы Израиля и в весьма короткое историческое время распространилось по всей ойкумене.
—Поэтому его послания — самые многочисленные?
— Да, в новозаветный канон вошло 14 посланий апостола Павла — все, которые дошли до нас. Были и другие, не дошедшие. Например, из первого послания к Коринфянам мы видим, что были и более ранние послания той же общине, которые не сохранились. А в послании к Колоссянам он говорит о своем послании в Лаодикию и предлагает после прочтения обменяться посланиями: послание в Колоссы передать для ознакомления в Лаодикию, и наоборот (см.: Кол. 4, 16), поскольку эти города находились рядом. Но послание к Лаодикийцам до нас не дошло. Тем не менее даже то, что сохранилось, по объему значительно больше, чем написанное другими апостолами. Если посмотреть в процентном отношении — Евангелия, описывающие земную жизнь, учение и деяния Христа, составляют 44 процента текста Нового Завета. А послания апостола Павла (так называемый Корпус Паулинум), вместе с описанием его миссионерской деятельности в книге Деяний святых апостолов,— 40 процентов. На долю других книг Нового Завета приходится соответственно 16 процентов. Не преуменьшая значения служения остальных апостолов, ближайших учеников Христа, можно с некоторым основанием сказать, что апостол Павел как автор занимает в Священном Писании Нового Завета преимущественное положение. Но дело не только в объеме написанного, но и в богатстве богословской мысли. Основополагающие догматы, которые будут впоследствии сформулированы на Вселенских Соборах, основаны в первую очередь, конечно, на Евангелиях, но и в посланиях апостола Павла многое раскрывается. Это учение о Христе, о спасении через веру, учение о благодати, о Церкви, о таинствах, учение о пастырстве, эсхатология.
Апостол Павел говорил о себе: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Вся его жизнь, все труды были посвящены тому, чтобы как можно больше людей привести ко Христу. Сколько ему пришлось претерпеть гонений, лишений! Его бросали в тюрьмы, бичевали, он терпел кораблекрушения, чудом оставался в живых. Мы действительно очень многим ему обязаны. Нужно любить апостола Павла и читать его послания.
— Однако ни для кого не секрет, что рядовые прихожане — не священнослужители, не семинаристы — читают Послания апостола Павла гораздо реже, чем, например, Евангелие. Одна из причин — трудный язык, из-за чего возникают проблемы с пониманием. Как преодолеть эту сложность?
— Насчет трудного языка можно отчасти согласиться: даже апостол Петр говорит, что в посланиях Павла …есть нечто неудобовразумительное (2 Пет. 3, 16), т.е. трудное. К тому же нужно признать, что синодальный перевод этих посланий имеет некоторые погрешности, он в ряде случаев не вполне точно передает смысл греческого оригинала; церковнославянский текст в этом смысле точнее.
Для того чтобы послания апостола Павла стали понятнее, надлежит обратиться к их истолкованиям святыми отцами и современными богословами. Классические толкования содержатся в трудах святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Феофана Затворника. Есть и различные исследования, например, книга протоиерея Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете»; лекции архимандрита Ианнуария (Ивлиева), работы епископа Кассиана (Безобразова), парижского богослова протоиерея Николая Куломзина.
Словом, для глубокого понимания посланий апостола Павла нужно приложить некоторый труд, но потрудиться, безусловно, стоит. Ведь эти послания — прежде всего бесценная сокровищница богословской мысли, но не только: это общепризнанно один из величайших памятников словесности. Интересно посмотреть на них с точки зрения литературы, с точки зрения стиля, художественной формы. Подчас в своей ритмизованной прозе апостол Павел достигает высочайших поэтических взлетов. Вспомним его «гимн любви» (1 Кор. 13) или «гимн любви Божией» (Рим. 8, 35–39). А сколько афоризмов из его посланий укоренилось в нашем языке, превратившись едва ли не в пословицы: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7); если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10); буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6) и так далее.
Поражает многообразие художественных приемов, которыми пользуется апостол Павел: метафоры, сравнения, ирония, риторические вопросы… Отчасти это разнообразие сознательно: как опытный миссионер, он стремится сообразовывать свои писания с обычаями и менталитетом тех, кому пишет. Апостол Павел, будучи иудеем, родился в одном из центров эллинистической культуры, городе Тарсе, и прекрасно знал эту культуру. Излагая благую весть язычникам, он в качестве метафор часто использует понятия и представления из самых разных сфер жизни эллинского общества того времени. Мы находим здесь, например, сравнения, почерпнутые в спорте. Так, он сравнивает христиан с бегунами на стадионе: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного (1 Кор. 9, 24–25). Стадион (в синодальном переводе — ристалище) здесь образ мира. Спортсмен, участвующий в состязании,— христианин. Тренировка — аскетическое упражнение своей воли. Олимпийская награда — венец бессмертия. Апостол Павел использует также технические термины судопроизводства, морского дела, сельского хозяйства, строительства… Духовной болезнью того времени, как, впрочем, и нашего, было повальное увлечение астрологией. Зная это, Павел использует астрологические представления и термины (всегда — в отрицательном контексте): высота (апогей на траектории планеты), глубина (соответственно перигей) (Рим. 8, 39), астральные силы и астрологически опасные дни (Еф. 6, 12–13).
Послания апостола Павла дают нам массу сведений о жизни, быте христиан первого века, об их психологии, о состоянии Церкви; и мы видим, что зачастую у тогдашних людей были те же проблемы, те же грехи, недостатки, что и у нас. Каждое его послание делится на вероучительную часть и нравственную, в которой говорится, как человек должен приложить эти вероучительные истины к своей жизни. Поэтому чтение этих посланий весьма и весьма душеполезно. Ну, а трудности в понимании, с которыми порой сталкиваются, вполне преодолимы, если читать эти замечательные послания с любовью.