В настоящее время на волне возрождения патриотизма часто с самых высоких трибун можно услышать призывы любить Родину. Но Родина для каждого из нас — это прежде всего то место, в котором мы сами родились и живем, то, что называют малой родиной. Для жителей Саратова, выросших в нем, город кажется знакомым, своим. Но всё ли мы о нем знаем, с учетом его довольно продолжительной истории? Человек не может любить то, чего не знает, и чем больше мы узнаём о своем городе, тем больше его любим. В настоящее время появилось достаточное количество печатных изданий и электронных ресурсов, позволяющих всем желающим познакомиться и с современным Саратовом, и с его историей. Но есть в истории города пробел, который сознательно был создан в советский период и продолжает в определенной мере существовать до нашего времени. Речь идет об истории тех храмов, которые существовали в нашем городе до революции 1917 года.
Борьба с храмами в советский период не ограничивалась разрушением их зданий. Они были вычеркнуты из информационной повестки общества, память о них стерта. Задача эта была выполнена государственными пропагандистами настолько успешно, что к восьмидесятым годам ХХ века жители города не только не имели представления о местах расположения храмовых зданий, не знали, в честь каких праздников и святых эти храмы были построены и освящены, но даже их примерного количества никто назвать не мог. Конечно, краеведение в советском государстве существовало, краеведческие издания сохранились до наших дней в значительном количестве в библиотеках. Преимущественно в них описывались революционные деятели региона и его промышленный потенциал. Неудивительно, что такие книги не вызывали массового интереса к нему у горожан. Краеведение как наука существовало и в советских ВУЗах, однако в тот исторический период обязательным для студентов всех специальностей был предмет «История КПСС». В условиях постоянной атеистической пропаганды невозможно было выражать позитивное отношение к Церкви, любое ее упоминание в научной работе обязывало автора к критическому комментарию (обязательно с противопоставлением советской действительности, зачастую лишь желаемой). В таких условиях никакой серьезной научной деятельности по изучению истории разрушенных саратовских храмов представить было невозможно.
Ситуация стала меняться в конце советского периода, после широкого празднования с некоторым участием государства 1000-летия Крещения Руси. Об этой проблеме стали упоминать на историко-краеведческих кружках, стали появляться редкие статьи, посвященные преимущественно сохранившимся храмам города. Первый и до настоящего времени единственный труд с попыткой систематизации истории разрушенных саратовских храмов был предпринят краеведом Владимиром Хайруловичем Валеевым к празднованию 400-летия Саратова. Его брошюра «Из истории саратовских церквей» стала беспрецедентным прорывом для того времени, хотя в основу этого издания лег всего один дореволюционный справочник — «Справочная книга Саратовской епархии» 1912 года, изданная по благословению Преосвященного Алексия, епископа Саратовского и Царицынского. Было другое издание к тому же юбилею, которое значительно расширило кругозор современников, — «Саратов на старых открытках». Однако дальнейшего развития в последующие десятилетия интересующая нас тема не получила.
Такая же ситуация наблюдалась в современных ВУЗах — направления научной и исследовательской деятельности в новейшее время принципиально не изменились, если не считать пропавшие из научных публикаций ссылки на труды В.И. Ленина и съезды коммунистической партии. Никто из краеведов нашего времени также не останавливал своего пристального внимания на подобной задаче. В современной краеведческой литературе некоторую информацию о церквях встретить можно, но она очень краткая и очень разрозненная. С появлением доступного Интернета в последние 10‒15 лет начали появляться ресурсы с более систематизированными данными по указанной теме, однако и это новшество общую картину изменило незначительно. При этом в последние десятилетия в нашем обществе планомерно возрастал интерес к информации о старых храмах дореволюционного города. Среди прихожан и не только появлялись люди, интересующиеся церковной историей нашего города, однако доступной площадки для реализации этого интереса не существовало. Это обстоятельство, а именно низкий уровень информированности общества о проблеме утраченных храмов Саратова (а зачастую и вовсе отсутствие конкретной информации) при наличии интереса к данной проблеме, побудило нас собрать группу волонтеров для попытки изменения сложившейся ситуации.
Созданный в 2015 году проект «Утраченные храмы Саратова» начал свою деятельность в начале лета с еженедельных лекций (со свободным посещением) об утраченных храмах. Собранная и обобщенная информация о некоторых из них стала основой первых просветительских листовок, раздача которых началась с конца лета того же года. Для акций по раздаче листовок были подготовлены фотоматериалы с изображениями утраченных храмов, которые размещались в месте раздачи на специальном стенде. Само место выбиралось в непосредственной близости от того утраченного храма, которому посвящалась акция. Мероприятие было приурочено к престольному празднику храма и проводилось в день его празднования. В среднем в год раздавалось 20‒35 тысяч листовок с информацией о разрушенных городских церквях.
Но этим деятельность проекта не ограничилась. В начале 2016 года были организованы курсы по православному краеведению, которые проходили в рамках реализации проекта совместно с Городским культурным центром им. П.А. Столыпина. Их окончили более десяти участников, которые стали экскурсоводами проекта.
Тогда же, осенью 2015 года, начались первые просветительские экскурсии с рассказом об утраченных храмах. Самая первая из них была обзорной, автобусной, приуроченной к празднованию Дня города. В то время экскурсионных маршрутов по историческим местам Саратова было не так много, а посвященных разрушенным храмам не было вовсе. Поэтому экскурсия собрала значительное количество участников, что было для нас несколько неожиданно. В целом подобный интерес был ожидаем, но его масштабы наши ожидания превзошли. Из-за постоянно прибывающих экскурсантов маршрут повторялся семь раз, с информацией об утраченных храмах ознакомилось порядка трех сотен горожан.
Сразу началась исследовательская краеведческая работа, продолжающаяся до настоящего времени. Она заключается в поиске источников, упоминающих факты о разрушенных храмах, обобщении и систематизации собранного материала. Такие материалы можно встретить в советских и постсоветских печатных изданиях, среди которых — всевозможные газеты, журналы и книги. Большую их часть можно найти в библиотеках Саратова. Также была начата работа в Государственном архиве Саратовской области, так как именно там осела основная часть церковных документов, отобранных властью у Саратовской епархии после публикации «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» в начале 1918 года. Значительное количество дореволюционных изданий с интересующей нас информацией было найдено в цифровом формате на различных порталах сети Интернет.
Эта деятельность позволила сразу же, осенью 2015 года, создать новую секцию — «Утраченные храмы Саратова» — на ежегодной Международной научно-практической конференции «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области», организуемой Институтом искусств Саратовского государственного университета. Также волонтеры проекта выступали и продолжают выступать с докладами и на других научных конференциях с областью научных интересов, касающихся истории и краеведения. За прошедшие годы были исследованы такие вопросы, как расположение домовых церквей в Саратове, определение точных геолокаций разрушенных храмов, была уточнена хронология закрытия храмов в 20‒30-е годы ХХ века, устанавливают имена известных жителей города и священнослужителей, внесших значительный вклад в развитие церковной жизни. Публикуются статьи об утраченных саратовских храмах в сборниках научных трудов различных конференций и форумов.
В рамках научной работы проводились социологические исследования среди жителей окрестных домов на предмет информированности о том, что по соседству когда-то располагался ныне разрушенный храм. Результаты показали, что о существовании храма было известно многим из них, однако более точной информацией о самом храме не обладал никто. Не сохранились в народной памяти ни наименования храмов, ни имена священников, ни какие-либо другие точные данные.
Осуществлялась систематическая работа по развитию и расширению деятельности проекта. Готовились и проводились выставки фотографических и художественных работ, которые экспонировались в библиотеках, музеях и на других выставочных площадках. Было выпущено несколько сборников открыток с утраченными храмами из серии «Путешествiя въ Саратовъ», автором которых стал саратовский художник Вадим Руфанов (их презентация состоялась в Саратовском областном музее краеведения). Экспонировалась выставка саратовской художницы В.Я. Зима «Утраченные храмы Саратова в акварели», более сорока пяти работ были представлены в холле кинотеатра «Победа». Продолжается подготовка других выставок.
Также были разработаны пешеходные экскурсии, предполагающие охват трех-пяти утраченных храмов, которые располагались относительно недалеко друг от друга (чтобы снизить нагрузку и продолжительность переходов между точками маршрута). Обычно время, которое занимает рядовая пешеходная экскурсия, не превышает полутора-двух часов, с учетом вопросов в конце экскурсии.
Главная характерная особенность и трудность в организации подобных экскурсий заключалась в отсутствии объектов, по которым эти экскурсии проводились. Экскурсовод мог показать лишь место, на котором храм ранее располагался, часто там уже было расположено другое здание советского периода. Начиная проект, мы хотели рассказать людям о том, что они уже никогда не увидят глазами в городской застройке. Это была очень любопытная история: когда началась разработка методических подходов, мы решили посоветоваться с теми, кто занимался подобной просветительской деятельностью в нашем городе. И руководители, и сотрудники городских и областных организаций очень удивлялись поставленной нами задаче и в один голос спрашивали: как мы вообще собираемся показывать то, чего уже давно нет? Это была действительно центральная проблема, из-за которой до нас никто ничем подобным не занимался. Дело в том, что место, где стоял храм, обычно застраивалось после его сноса довольно быстро, и наши современники уже не помнят, как оно выглядело раньше. Последние храмы были окончательно снесены в 60-е годы, даже о них лишь немногие жители Саратова сохранили какую-то память.
Были разработаны и применены следующие пути решения данной проблемы: во-первых, если таковые были, выделялись сохранившиеся фрагменты храмовых комплексов (остатки ограды, часовни при храмах и так далее). Во-вторых, использовались особенности архитектуры соседних зданий, названий и расположения улиц, связанных с ранее находившимся рядом храмом. В-третьих, широкое применение получили исторические фотографии и открытки с утраченными храмами, напечатанные в формате А3 и защищенные от влияния неблагоприятных погодных условий полимерной пленкой.
Применение данных подходов помогло сделать экскурсии интересными и наглядными. Кроме того, исторические фотоснимки помогают экскурсантам видеть храмы глазами людей прошлых эпох, на фоне исторической застройки, значительная часть которой также до настоящего времени не сохранилась.
По мере развития деятельности проекта постепенно становились ощутимыми его первые результаты. В связи с повышением уровня информированности начала падать востребованность еженедельных просветительских лекций. Они проводились на протяжении почти трех лет и окончательно исчерпали себя в конце 2017 года. Вместе с тем разовые авторские лекции об утраченных храмах остаются актуальными и востребованными до настоящего времени, с определенной регулярностью они организуются на различных площадках нашего города.
Аналогичная ситуация несколько позже стала наблюдаться с распространением краеведческих листовок. Изначально уровень их востребованности был чрезвычайно высоким. Так, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, 20 августа 2015 года, за один день волонтерами было роздано 10 тысяч листовок. Причем реакция жителей города на данное мероприятие была весьма положительной, за редкими исключениями. В менее людных местах листовки раздавались в заметно меньших количествах, но всегда вызывали неподдельный интерес прохожих. Достигнув своего пика через три года, этот интерес постепенно стал снижаться. У данного обстоятельства были вполне объективные причины: многие горожане уже познакомились с содержанием листовок, кроме того, в сети Интернет заметно увеличилось количество ресурсов с аналогичной информацией. В итоге листовки успешно раздавались на протяжении пяти лет, после чего в связи с падением актуальности такой деятельности наше внимание было перенесено на другие аспекты проекта.
Вместе с тем даже сегодня не падает интерес к пешеходным экскурсиям, маршрутов которых за последние годы было разработано уже несколько десятков, проработка новых маршрутов продолжается и в настоящее время. Кроме того, расширение кругозора жителей города закономерно повысило интерес к экскурсиям по действующим храмам, как историческим, чудом сохранившимся и возрожденным, так и вновь открытым в последние годы. Количество проведенных просветительских экскурсий увеличивается с каждым годом. Если в первые годы работы проекта количество экскурсий за год исчислялось одним-двумя десятками, то в 2023 году таких экскурсий было уже более 70 (их посетили примерно полторы тысячи экскурсантов), и пока ничто не предвещает падения этого показателя. Более того, сразу после проведения некоторых экскурсий потенциальные экскурсанты начинают интересоваться, будет ли эта экскурсия повторяться и когда это произойдет.
Наш проект распространяет свою деятельность и на информационное пространство. Анонсы и статьи об экскурсиях и других мероприятиях выходят в печатных и электронных СМИ. Для более тесного контакта с экскурсантами в 2020 году была создана группа в социальных сетях «Воскресенское кладбище Саратова», а в 2022-м — группа «Православное краеведение Саратов». В них размещаются актуальная информация и анонсы проводимых мероприятий, а также осуществляется обратная связь.
Проект продолжает свою работу, так как большое количество интересных фактов о разрушенных храмах все еще лежит под спудом, не опубликовано современное издание, посвященное полноценному описанию утраченных городских церквей, и при этом не ослабевает интерес жителей к церковному аспекту исторического краеведения.
Историко-публицистический альманах
«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2024 г.