Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Историческая память в нашем городе и наших сердцах
Просмотров: 568     Комментариев: 0

В настоящее время на волне возрождения патриотизма часто с самых высоких трибун можно услышать призывы любить Родину. Но Родина для каждого из нас — это прежде всего то место, в котором мы сами родились и живем, то, что называют малой родиной. Для жителей Саратова, выросших в нем, город кажется знакомым, своим. Но всё ли мы о нем знаем, с учетом его довольно продолжительной истории? Человек не может любить то, чего не знает, и чем больше мы узнаём о своем городе, тем больше его любим. В настоящее время появилось достаточное количество печатных изданий и электронных ресурсов, позволяющих всем желающим познакомиться и с современным Саратовом, и с его историей. Но есть в истории города пробел, который сознательно был создан в советский период и продолжает в определенной мере существовать до нашего времени. Речь идет об истории тех храмов, которые существовали в нашем городе до революции 1917 года. 

Борьба с храмами в советский период не ограничивалась разрушением их зданий. Они были вычеркнуты из информационной повестки общества, память о них стерта. Задача эта была выполнена государственными пропагандистами настолько успешно, что к восьмидесятым годам ХХ века жители города не только не имели представления о местах расположения храмовых зданий, не знали, в честь каких праздников и святых эти храмы были построены и освящены, но даже их примерного количества никто назвать не мог. Конечно, краеведение в советском государстве существовало, краеведческие издания сохранились до наших дней в значительном количестве в библиотеках. Преимущественно в них описывались революционные деятели региона и его промышленный потенциал. Неудивительно, что такие книги не вызывали массового интереса к нему у горожан. Краеведение как наука существовало и в советских ВУЗах, однако в тот исторический период обязательным для студентов всех специальностей был предмет «История КПСС». В условиях постоянной атеистической пропаганды невозможно было выражать позитивное отношение к Церкви, любое ее упоминание в научной работе обязывало автора к критическому комментарию (обязательно с противопоставлением советской действительности, зачастую лишь желаемой). В таких условиях никакой серьезной научной деятельности по изучению истории разрушенных саратовских храмов представить было невозможно.

Ситуация стала меняться в конце советского периода, после широкого празднования с некоторым участием государства 1000-летия Крещения Руси. Об этой проблеме стали упоминать на историко-краеведческих кружках, стали появляться редкие статьи, посвященные преимущественно сохранившимся храмам города. Первый и до настоящего времени единственный труд с попыткой систематизации истории разрушенных саратовских храмов был предпринят краеведом Владимиром Хайруловичем Валеевым к празднованию 400-летия Саратова. Его брошюра «Из истории саратовских церквей» стала беспрецедентным прорывом для того времени, хотя в основу этого издания лег всего один дореволюционный справочник — «Справочная книга Саратовской епархии» 1912 года, изданная по благословению Преосвященного Алексия, епископа Саратовского и Царицынского. Было другое издание к тому же юбилею, которое значительно расширило кругозор современников, — «Саратов на старых открытках». Однако дальнейшего развития в последующие десятилетия интересующая нас тема не получила.

Александро-Невский кафедральный собор Саратова, разрушенный большевикамиТакая же ситуация наблюдалась в современных ВУЗах — направления научной и исследовательской деятельности в новейшее время принципиально не изменились, если не считать пропавшие из научных публикаций ссылки на труды В.И. Ленина и съезды коммунистической партии. Никто из краеведов нашего времени также не останавливал своего пристального внимания на подобной задаче. В современной краеведческой литературе некоторую информацию о церквях встретить можно, но она очень краткая и очень разрозненная. С появлением доступного Интернета в последние 10‒15 лет начали появляться ресурсы с более систематизированными данными по указанной теме, однако и это новшество общую картину изменило незначительно. При этом в последние десятилетия в нашем обществе планомерно возрастал интерес к информации о старых храмах дореволюционного города. Среди прихожан и не только появлялись люди, интересующиеся церковной историей нашего города, однако доступной площадки для реализации этого интереса не существовало. Это обстоятельство, а именно низкий уровень информированности общества о проблеме утраченных храмов Саратова (а зачастую и вовсе отсутствие конкретной информации) при наличии интереса к данной проблеме, побудило нас собрать группу волонтеров для попытки изменения сложившейся ситуации.

Созданный в 2015 году проект «Утраченные храмы Саратова» начал свою деятельность в начале лета с еженедельных лекций (со свободным посещением) об утраченных храмах. Собранная и обобщенная информация о некоторых из них стала основой первых просветительских листовок, раздача которых началась с конца лета того же года. Для акций по раздаче листовок были подготовлены фотоматериалы с изображениями утраченных храмов, которые размещались в месте раздачи на специальном стенде. Само место выбиралось в непосредственной близости от того утраченного храма, которому посвящалась акция. Мероприятие было приурочено к престольному празднику храма и проводилось в день его празднования. В среднем в год раздавалось 20‒35 тысяч листовок с информацией о разрушенных городских церквях.

Но этим деятельность проекта не ограничилась. В начале 2016 года были организованы курсы по православному краеведению, которые проходили в рамках реализации проекта совместно с Городским культурным центром им. П.А. Столыпина. Их окончили более десяти участников, которые стали экскурсоводами проекта.

Тогда же, осенью 2015 года, начались первые просветительские экскурсии с рассказом об утраченных храмах. Самая первая из них была обзорной, автобусной, приуроченной к празднованию Дня города. В то время экскурсионных маршрутов по историческим местам Саратова было не так много, а посвященных разрушенным храмам не было вовсе. Поэтому экскурсия собрала значительное количество участников, что было для нас несколько неожиданно. В целом подобный интерес был ожидаем, но его масштабы наши ожидания превзошли. Из-за постоянно прибывающих экскурсантов маршрут повторялся семь раз, с информацией об утраченных храмах ознакомилось порядка трех сотен горожан.

Сразу началась исследовательская краеведческая работа, продолжающаяся до настоящего времени. Она заключается в поиске источников, упоминающих факты о разрушенных храмах, обобщении и систематизации собранного материала. Такие материалы можно встретить в советских и постсоветских печатных изданиях, среди которых — всевозможные газеты, журналы и книги. Большую их часть можно найти в библиотеках Саратова. Также была начата работа в Государственном архиве Саратовской области, так как именно там осела основная часть церковных документов, отобранных властью у Саратовской епархии после публикации «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» в начале 1918 года. Значительное количество дореволюционных изданий с интересующей нас информацией было найдено в цифровом формате на различных порталах сети Интернет.

Эта деятельность позволила сразу же, осенью 2015 года, создать новую секцию — «Утраченные храмы Саратова» — на ежегодной Международной научно-практической конференции «Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области», организуемой Институтом искусств Саратовского государственного университета. Также волонтеры проекта выступали и продолжают выступать с докладами и на других научных конференциях с областью научных интересов, касающихся истории и краеведения. За прошедшие годы были исследованы такие вопросы, как расположение домовых церквей в Саратове, определение точных геолокаций разрушенных храмов, была уточнена хронология закрытия храмов в 20‒30-е годы ХХ века, устанавливают имена известных жителей города и священнослужителей, внесших значительный вклад в развитие церковной жизни. Публикуются статьи об утраченных саратовских храмах в сборниках научных трудов различных конференций и форумов.

В рамках научной работы проводились социологические исследования среди жителей окрестных домов на предмет информированности о том, что по соседству когда-то располагался ныне разрушенный храм. Результаты показали, что о существовании храма было известно многим из них, однако более точной информацией о самом храме не обладал никто. Не сохранились в народной памяти ни наименования храмов, ни имена священников, ни какие-либо другие точные данные.

Осуществлялась систематическая работа по развитию и расширению деятельности проекта. Готовились и проводились выставки фотографических и художественных работ, которые экспонировались в библиотеках, музеях и на других выставочных площадках. Было выпущено несколько сборников открыток с утраченными храмами из серии «Путешествiя въ Саратовъ», автором которых стал саратовский художник Вадим Руфанов (их презентация состоялась в Саратовском областном музее краеведения). Экспонировалась выставка саратовской художницы В.Я. Зима «Утраченные храмы Саратова в акварели», более сорока пяти работ были представлены в холле кинотеатра «Победа». Продолжается подготовка других выставок.

Также были разработаны пешеходные экскурсии, предполагающие охват трех-пяти утраченных храмов, которые располагались относительно недалеко друг от друга (чтобы снизить нагрузку и продолжительность переходов между точками маршрута). Обычно время, которое занимает рядовая пешеходная экскурсия, не превышает полутора-двух часов, с учетом вопросов в конце экскурсии.

Главная характерная особенность и трудность в организации подобных экскурсий заключалась в отсутствии объектов, по которым эти экскурсии проводились. Экскурсовод мог показать лишь место, на котором храм ранее располагался, часто там уже было расположено другое здание советского периода. Начиная проект, мы хотели рассказать людям о том, что они уже никогда не увидят глазами в городской застройке. Это была очень любопытная история: когда началась разработка методических подходов, мы решили посоветоваться с теми, кто занимался подобной просветительской деятельностью в нашем городе. И руководители, и сотрудники городских и областных организаций очень удивлялись поставленной нами задаче и в один голос спрашивали: как мы вообще собираемся показывать то, чего уже давно нет? Это была действительно центральная проблема, из-за которой до нас никто ничем подобным не занимался. Дело в том, что место, где стоял храм, обычно застраивалось после его сноса довольно быстро, и наши современники уже не помнят, как оно выглядело раньше. Последние храмы были окончательно снесены в 60-е годы, даже о них лишь немногие жители Саратова сохранили какую-то память.

Были разработаны и применены следующие пути решения данной проблемы: во-первых, если таковые были, выделялись сохранившиеся фрагменты храмовых комплексов (остатки ограды, часовни при храмах и так далее). Во-вторых, использовались особенности архитектуры соседних зданий, названий и расположения улиц, связанных с ранее находившимся рядом храмом. В-третьих, широкое применение получили исторические фотографии и открытки с утраченными храмами, напечатанные в формате А3 и защищенные от влияния неблагоприятных погодных условий полимерной пленкой.

Применение данных подходов помогло сделать экскурсии интересными и наглядными. Кроме того, исторические фотоснимки помогают экскурсантам видеть храмы глазами людей прошлых эпох, на фоне исторической застройки, значительная часть которой также до настоящего времени не сохранилась.

По мере развития деятельности проекта постепенно становились ощутимыми его первые результаты. В связи с повышением уровня информированности начала падать востребованность еженедельных просветительских лекций. Они проводились на протяжении почти трех лет и окончательно исчерпали себя в конце 2017 года. Вместе с тем разовые авторские лекции об утраченных храмах остаются актуальными и востребованными до настоящего времени, с определенной регулярностью они организуются на различных площадках нашего города.

Аналогичная ситуация несколько позже стала наблюдаться с распространением краеведческих листовок. Изначально уровень их востребованности был чрезвычайно высоким. Так, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, 20 августа 2015 года, за один день волонтерами было роздано 10 тысяч листовок. Причем реакция жителей города на данное мероприятие была весьма положительной, за редкими исключениями. В менее людных местах листовки раздавались в заметно меньших количествах, но всегда вызывали неподдельный интерес прохожих. Достигнув своего пика через три года, этот интерес постепенно стал снижаться. У данного обстоятельства были вполне объективные причины: многие горожане уже познакомились с содержанием листовок, кроме того, в сети Интернет заметно увеличилось количество ресурсов с аналогичной информацией. В итоге листовки успешно раздавались на протяжении пяти лет, после чего в связи с падением актуальности такой деятельности наше внимание было перенесено на другие аспекты проекта.

Вместе с тем даже сегодня не падает интерес к пешеходным экскурсиям, маршрутов которых за последние годы было разработано уже несколько десятков, проработка новых маршрутов продолжается и в настоящее время. Кроме того, расширение кругозора жителей города закономерно повысило интерес к экскурсиям по действующим храмам, как историческим, чудом сохранившимся и возрожденным, так и вновь открытым в последние годы. Количество проведенных просветительских экскурсий увеличивается с каждым годом. Если в первые годы работы проекта количество экскурсий за год исчислялось одним-двумя десятками, то в 2023 году таких экскурсий было уже более 70 (их посетили примерно полторы тысячи экскурсантов), и пока ничто не предвещает падения этого показателя. Более того, сразу после проведения некоторых экскурсий потенциальные экскурсанты начинают интересоваться, будет ли эта экскурсия повторяться и когда это произойдет.

Наш проект распространяет свою деятельность и на информационное пространство. Анонсы и статьи об экскурсиях и других мероприятиях выходят в печатных и электронных СМИ. Для более тесного контакта с экскурсантами в 2020 году была создана группа в социальных сетях «Воскресенское кладбище Саратова», а в 2022-м — группа «Православное краеведение Саратов». В них размещаются актуальная информация и анонсы проводимых мероприятий, а также осуществляется обратная связь.

Проект продолжает свою работу, так как большое количество интересных фактов о разрушенных храмах все еще лежит под спудом, не опубликовано современное издание, посвященное полноценному описанию утраченных городских церквей, и при этом не ослабевает интерес жителей к церковному аспекту исторического краеведения.

Историко-публицистический альманах

«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2024 г.

Материалы по теме

В Саратове накануне Октябрьского переворота 1917 года проживало около 250 тысяч населения, насчитывалось порядка сорока православных церквей и более десятка домовых храмов. С 1939 года в городе уже не было ни одной действующей церкви. О печальной хронологии закрытия саратовских храмов большевиками рассказывает руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии священник Кирилл Петрович

Просмотров: 1399
Комментариев: 0

Недавно мне были присланы несколько фотографий довольно старой рукописи, написанной аккуратным почерком. Их передал пензенский краевед Сергей Зелев, очень благодарен ему за это. Тетради с рукописями попали к нему от Антонины Максимовны Кулишенко, которая была лично знакома с ее авторами. Авторы — Наталия и София Самуиловы — дочери протоиерея Сергия Самуилова, служившего перед последним арестом в 1930 году в Воскресенском кафедральном соборе г. Пугачева

Просмотров: 1761
Комментариев: 0

Небольшое старинное здание на улице Лермонтова, 28 — это маленький островок, сохранившийся от масштабного архитектурного ансамбля саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря — его угловая башня. В ней в 2006 году, после реставрации, был освящен храм с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня этот храм — подворье Свято-Алексиевского женского монастыря, и в этих стенах вновь молятся монахини, как когда-то до революции

Просмотров: 1681
Комментариев: 0

В декабре 2021 года завершился волонтерский проект «Имя твое сквозь века» по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища, получивший поддержку Фонда президентских грантов. Многие темы вызывают в нас интерес, сочувствие, желание помочь, а все, что связано с кладбищем, со смертью, хочется пропустить, не заметить. Почему? Наверное, страшно, да и не очень понятно, чем живые могут помочь мертвым. Руководителя историко-архивного отдела Саратовской епархии священника Кирилла Петровича это не пугает. Последние пять лет именно он организует работу добровольцев на кладбище, и завершение грантового проекта точку в этой деятельности не ставит

Просмотров: 5133
Комментариев: 1

Время уничтожает не только памятники, но вместе с ними и саму память о людях. Поэтому название — «Имя твое через века» — для волонтерского проекта по изучению и приведению в порядок старейшего некрополя Саратовской области — Воскресенского кладбища — было выбрано не случайно. Добровольцы не только проведут поэтапную очистку территории кладбища от деревьев и мусора и создадут единый реестр сохранившихся памятников, но и вернут обществу забытые имена людей, оставивших свой след в истории нашего края. В этом году проект получил поддержку Фонда президентских грантов

Просмотров: 6854
Комментариев: 0

Если просмотреть «Епархиальные ведомости» за все годы их существования, то состоится увлекательное знакомство с разнообразными по тематике и содержанию статьями и заметками. «Проповеди», «Слова», «Речи», произнесенные преосвященными и видными священнослужителями епархии в дни церковных праздников или по случаю торжественных актов, непременно присутствовали в неофициальной части газеты. Здесь же «Литургические очерки», «Учение об Ангеле-Хранителе», «О силе молитвы», «Беседа о вечной Христианской Церкви» и другие.

Просмотров: 3382
Комментариев: 0

Святой праведный Иоанн Кронштадтский стал почетным председателем попечительного общества «Саратовский дом трудолюбия». Это не было только данью уважения к священнику. Он являлся настоящим попечителем. В отчете общества за 1892 г. отдельным абзацем выделено: «Главнейшим жертвователем в отчетном, как и в прошлом году, был отец Иоанн, рассыпающий широкой рукой милости “Саратовскому дому трудолюбия”. Всего в отчетном году отцом Иоанном пожертвовано две тысячи рублей». Помощь поступала от него и в последующие годы

Просмотров: 3194
Комментариев: 1

Легкие, воздушные фото гимназисток с посвящениями на обороте; лица будущих исповедников веры; старинный особняк, бывший тогда просто чьим-то родным домом... В дореволюционных семейных фотографиях ощущается словно что-то нездешнее — может быть, потому, что все эти люди сейчас, когда мы смотрим на эти снимки, уже перешли в мир иной и знают тайну вечности?.. Истории саратовских священнических родов раскрывались на презентации диска «Образы и судьбы», которая прошла 28 сентября в информационно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова

Просмотров: 3075
Комментариев: 1

«Замечательно, как русский народ склонен и способен более к классической музыке…» — писал Николай Иванович Бахметев (Бахметьев), 1807–1891, представитель старинного дворянского рода, конногвардеец, участник Русско-турецкой кампании 1827 года, саратовский помещик, предводитель губернского дворянства, музыкант, композитор, автор духовной музыки, создатель уникального симфонического оркестра из крепостных крестьян, а затем директор Придворной певческой капеллы.

Просмотров: 4084
Комментариев: 0

Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал чуть ли не самым драматическим в истории нашей страны. Поэтому так дороги нам обычные, казалось бы, предметы, имеющие свою ценность не сами по себе, а в связи с тем, что являются свидетельствами конркетных событий своего времени

Просмотров: 2932
Комментариев: 0

«На Воскресенском кладбище как нигде чувствуется, как история переходит в вечность — мы перед началом экскурсии пели тропарь Воскресения Христова, и слова «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» отзывались в сердце как-то по­особенному, — говорит настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских священник Андрей Солодко. — Мы во многом утратили духовную связь со своими предками во времена безбожия, но сейчас люди вновь обращаются к своей истории. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими,— для нашего будущего важно то, как мы примем уроки прошлого»

Просмотров: 2893
Комментариев: 0

Более семисот лет назад на южной окраине современного Саратова располагался золотоордынский город Укек. В 2010 году экспедиция Саратовского областного музея краеведения под руководством Дмитрия Александровича Кубанкина начала проводить раскопки. Археологи установили, что в Укеке существовала крупная христианская община, которая сформировалась практически с момента основания города и продолжала существовать после принятия большей частью населения в XIV веке ислама. Результаты этих раскопок легли в основу выставки «Христианский квартал Укека. Погружение в прошлое», открывшейся в краеведческом музее

Просмотров: 3711
Комментариев: 0

Об истории Архиерейского дома в Саратове рассказывает член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии Валерий Теплов

Просмотров: 5109
Комментариев: 0

Моя встреча с Александром Беляевым произошла только потому, что года два назад я внезапно открыла для себя старый, исторический Саратов. Город, по которому бегаю с юности и который все это время странным образом не замечала, то есть просто не видела в упор. Еще несколько лет назад я очень удивилась бы, услышав, что мы живем в городе необыкновенно красивом: «А что в нем красивого? Ну, Троицкий собор, ну, “Утоли моя печали”, а на что еще тут смотреть?»

Просмотров: 5571
Комментариев: 0

Пасмурное июльское утро. Природа как будто напоминает нам о трагических событиях, произошедших ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года,— мученической кончине последней царской семьи династии Романовых. Несмотря на дождливую погоду, храм в честь Преображения Господня в селе Пристанное Саратовского района заполнен прихожанами — детьми и взрослыми. Они пришли почтить память святых страстотерпцев и вознести молитвы ко Господу. В этот день в храме села Пристанное вспоминают не только царских мучеников, но и почившую 17 июля 1926 года дочь репрессированного священника Николая Алексеевского — Антонину

Просмотров: 3728
Комментариев: 0

Село Лесная Неёловка Базарно-Карабулакского района некогда имела другое название: Нагорная Неёловка. Село находится на возвышенности, обдуваемой всеми ветрами. Когда-то здесь было большое поселение, вся жизнь которого протекала вокруг величественного храма. Его разрушили. Но не разрушили память. Энтузиасты, любители истории родного края нашли информацию о священнике, который здесь служил и был репрессирован. За помощью и научной консультацией они обратились к председателю историко-православного общества «Возрождение» Евгению Леонидовичу Лебедеву. 17 мая Евгений Леонидович встретился с прихожанами нового храма села Лесная Неёловка — апостола и евангелиста Иоанна Богослова, освященного в 2011 году

Просмотров: 4023
Комментариев: 0