«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались Небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия»,— писал о празднике Богоявления священномученик Иоанн Восторгов. Воспринимаем ли мы этот праздник столь же лично, осознаём ли его смысл? На вопросы о Крещении и освящаемой в этот день великой агиасме — крещенской воде — отвечают священнослужители Саратовской епархии.
* * *
Зачем крестился Христос, если Он Сам — Основатель Церкви?
Отвечает священник Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:
— Как повествует нам Евангелие, Господь приходит креститься на реку Иордан вместе со всем многочисленным народом. Для чего же безгрешному Иисусу Христу креститься? На этот вопрос отвечает Он Сам, говоря Иоанну Крестителю: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).
Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Я (т.е. Господь.— Ред.) пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир. Тогда остави Его, и крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя, и грядуща на Него (Мф. 3, 16)». Христос крестился для того, чтобы взять на Себя все грехи мира. Об этом, что также отражено в Евангелии, сказал Иоанн Предтеча: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29).
Правда ли, что крещенская вода имеет иные свойства как вещество, нежели обычная? В чем разница между крещенской и богоявленской водой и какую лучше набирать?
Отвечает священник Александр Степовик, настоятель храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Сказать, что крещенская вода является каким-то иным веществом, нельзя, иначе это уже была бы не вода и, наверное, мы называли бы ее как-то по-другому. Это всё та же вода — Н2О. Чин Великого освящения, совершаемый над ней, не затрагивает ее физических и химических свойств, его смысл не в этом.
Можно сказать, что во время Великого освящения вода как вещество, материя богозданного мира восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения. Именно поэтому, как писал святитель Иоанн Златоуст, «происходит явное знамение — эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источника». Слово «знамение» как раз подчеркивает, что все происходящее касается духовной сферы, а не физических свойств воды.
На вопрос же о том, какую воду лучше набирать, можно ответить одним словом — любую. Разделение воды на «крещенскую» и «богоявленскую», якобы чем-то отличающихся друг от друга,— одно из множества суеверий. Великое освящение воды в этот праздник совершается дважды — в Крещенский сочельник (и именно эту воду называют «богоявленской») и непосредственно в день Крещения Господня («крещенская» вода). Однако это один и тот же чин. Эта традиция достаточно древняя, датируется примерно VI веком. Освященную этим чином воду называют великой агиасмой, т.е. великой святыней, без всяких добавлений про «крещенскую» или «богоявленскую».
Правда ли, что можно не ходить в храм, а в полночь с 18 на 19 января набрать крещенскую воду из-под крана?
Отвечает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма г. Саратова:
— Если понимать некоторые слова (например, «днесь — то есть сегодня, сейчас — вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но, опять же, важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.
Можно ли пить крещенскую воду вместо лекарств, обливаться ею в душе, добавлять в ванну?
Отвечает протоиерей Михаил Беликов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:
— Крещенская вода — святыня, предназначенная, прежде всего, для освящения души. Это не гель для ванной и не аптекарское лекарство. Для излечения недугов святая вода вкушается, отнюдь не отменяя лекарства, назначенные врачом. Как сказано в Священном Писании: Сын мой, в болезни твоей молись Господу… и Он исцелит тебя, оставь греховную жизнь… и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 10–12). Потому не стоит пить крещенскую воду вместо лекарств.
Как правильно проводить на Крещение освящение и окропление своего жилья?
Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова:
— В праздник Крещения Господня действительно существует традиция окроплять принесенной из храма великой агиасмой — крещенской водой — свое жилище. Делать это можно с помощью кропила (особой кисти) либо просто наливая святую воду в ладонь. Окропление совершается с пением тропаря Богоявления. Следует отличать окропление дома святой водой, которое может совершать мирянин, от чина освящения жилища, которое совершает священник, используя при этом специальное чинопоследование.