С апостольских времен дни Страстной седмицы глубоко почитались христианами. В наше время в эти святые дни в храмах не совершаются поминовения усопших, молебные пения. В это время мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания на Кресте, смерть и погребение. Каким великим событиям посвящен каждый день этой седмицы, рассказывают клирики Покровской епархии.
Одна неделя. Начало
В историческом смысле последняя неделя земной жизни Спасителя начинается со входа Господня в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Христа с криками «Осанна Сыну Давидову» — победителю смерти, воскресившему четверодневного Лазаря. Они не подозревали еще о том, что уже есть заговор об убийстве Того, Кто сейчас для них является ожидаемым земным царем. И, наверное, некоторые из тех, кто кричал: «Осанна!», всего через пять дней будут так же громко повторять: «Распни!».
«Мы, конечно, отличаемся от первых христиан. Нам никогда не понять апостолов, которые видели Христа, были рядом с Ним, потом пережили горе потери, крушение надежд. А что пережила Богородица, которая была рядом со Своим Сыном во время Его страданий! Мы-то живем уже в Новом Завете, мы живем, зная, что Христос уже воскрес. Поэтому для нас важно попытаться осознать все события этой недели так, как их воспринимали Его ученики, сопереживая Христу, Его голгофским страданиям. Мы должны, словно апостолы, постараться пройти этот путь с Ним», — напоминает о важности Страстной седмицы настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиерей Сергий Ясиновский.
Великий Понедельник. В этот день в евангельском чтении вспоминается ветхозаветный пророк Иосиф, сын Иакова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызвало негодование и зависть его братьев. Сговорившись, они продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей. Иосиф является своего рода прообразом Спасителя, которого предали и обрекли на страдания, но, взойдя на Крест, Он подарил нам жизнь вечную.
Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч. Первая притча — о злых виноградарях. «Это символ народа Израиля, который отверг и осудил сына Божиего на смерть. Вторая притча — о бесплодной смоковнице — это образ нашей души, не приносящей плода покаяния», — объясняет отец Сергий.
Великий Вторник. Евангельское чтение посвящено беседам Христа о Страшном суде. Господь рассказал ученикам несколько притч. Первая — о десяти девах, пять из которых были мудрыми и запаслись маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, а пять — неразумными, которые по своей рассеянности оказались неготовыми к этой встрече. «Неразумные девы не взяли с собой масла, лампады у них есть, но зажечь их невозможно, они пустые. Эта притча говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэтому мы должны быть готовыми всегда. Вторник Страстной седмицы тоже дает нам повод задуматься, есть ли в нашей лампаде масло или нет?» — объясняет священник Сергий Ясиновский.
Вторая притча — о талантах. В ней говорится о том, как господин призвал трех рабов своих и дал каждому из них таланты. Двое вложили таланты в дело и таким образом приумножили богатство, и за это господин наградил их. А третий не захотел утруждать себя и просто зарыл данный ему талант в землю. «Эта притча заставляет нас задуматься о том, что Господь каждого человека наделяет неким талантом, даром. Для каждого из нас этот дар уникален, но мы должны использовать то, что нам было даровано во благо, чтобы дело наше приносило добрые плоды. Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом», — добавляет отец Сергий.
Великая Среда. В этот день в евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников. Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению.
В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников. «Это предательство так страшно еще и потому, что Иуда — один из ближайших учеников Спасителя, один из двенадцати апостолов. Иуда видел, как Господь по водам ходил, как пятью хлебами пять тысяч человек накормил, он был свидетелем воскресения Лазаря и воскресения сына Наинской вдовы. И он своего Учителя предает. Поражает нас, как в эти минуты ведет себя Христос. Господь все про Иуду знает, но не осуждает его, Он даже в этот час его любит. А сможем ли мы так же сидеть за одним столом с человеком, который нас предает или дурно с нами поступает? Мы в образе Иуды должны себя видеть, ведь мы часто малодушничаем, предаем свои идеалы ради славы или выгоды.
Близится час смерти
Великий Четверг. Вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил таинство Святого Причащения, умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним и молитва Спасителя в Гефсиманском саду. Также в богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды.
«Предательство всех Его учеников, кроме Иоанна, который был до последней минуты со Господом, еще раз позволяет нам заглянуть внутрь своей души. Вспомним, что говорит Иисус Своим ученикам: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21). Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Мф. 26, 31). Эти слова сказаны и нам. Мы с вами стараемся соблюдать Великий пост, делаем добрые дела, а закончился пост, и многие из нас возвращаются в прежнее состояние, позволяем греховным страстям овладевать нами. И тогда второе для нас будет хуже первого. Потому что цель поста — вернуться к Богу, как это сделали ученики Его, оплакивать грехи свои, как апостол Петр всю жизнь, и остаться с Ним, и здесь, и в жизни будущего века», — поясняет клирик храма Успенского женского монастыря г. Покровска священник Александр Амиров.
Великая Пятница. Самый страшный день в истории человечества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого дня содержат описание страданий Христовых: арест и осуждение Иисуса на смерть, суд у Понтия Пилата, крестные муки Иисуса Христа, казнь Спасителя и Его смерть.
«На богослужении Великой Пятницы мы с вами должны молитвенно переживать страдания Господа для того, чтобы умер в нас греховный, ветхий человек и появился новый в Духе Святом, — добавляет отец Александр. — Когда мы слушаем царские часы, мы должны плакать и содрогаться, думая о том, что это именно я сначала встречал Христа с пальмовыми ветвями, а спустя несколько дней именно я кричал: «Распни, распни!». Мы должны пасть ниц перед Плащаницею Христовой, дать последнее целование и омыть ее слезами раскаяния в своих прегрешениях».
Покой и тишина
Великая Суббота. Последний день перед Пасхой. В евангельских событиях этого дня описывается снятие с Среста Иисуса и положение Его во гроб.
«Итак, мы стоим у гроба Господня. Позади страшные страстные дни, в субботу наступает внутренняя тишина, — говорит отец Сергий Ясиновский. — Этот день покоя всегда наполнен тихой радостью. В нашем храме в селе Питерка с утра мы уже отслужили Литургию. Затем завершаем последние пасхальные приготовления в храме. И кто-нибудь из детей или взрослых, словно вестник, который бежит от Кувуклии со свечами, прибегает в храм и восклицает: "Сошел, сошел Благодатный огонь!". В душе начинает зарождаться пасхальное ликование и предвкушение праздника».