В 1870-е годы, при строительстве Рязано-Уральской железной дороги, на месте нынешнего поселка Татищево была построена станция Мариновка. В 1904 году Мариновку объединили с находящимся рядом поселком Мещановка, а новообразовавшийся поселок назвали Татищево — в честь русского историка и политического деятеля графа В. Н. Татищева. Храма в поселке никогда не было.
В начале 1990-х жители стали хлопотать об организации в поселке православного прихода — обращались в районную администрацию, в Саратовскую епархию. Одна из нынешних прихожанок храма, Лариса Геннадьевна Кузьмина, вспоминает:
— Моя мама — Валентина Михайловна Кузьмина — ездила в Саратов, к Архиепископу Пимену (Хмелевскому, †1993). Владыка благословил и сказал: «Готовьтесь, матушка, к великим искушениям, за такое дело беретесь».
Приходу было предоставлено здание пустовавшего кинотеатра, построенного в 1953 году. Силами прихожан здесь был сделан косметический ремонт вестибюля, возведен первый алтарь, приобретена церковная утварь, ктото приносил из своих домов иконы. Чтобы привести в порядок все здание, средств, конечно, не хватало, поэтому большой зрительный зал и кинобудки остались просто закрытыми.
В 1994 году по благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева, †2003) в храме начались богослужения. Приход оставался малочисленным, священнослужители часто сменяли друг друга.
— Хотя храм этот был в приспособленном помещении, мы его любили,— продолжает Лариса Геннадьевна.— У нас была интересная приходская жизнь. Устраивали совместные трапезы, общались, с 1998 года стали ездить в паломнические поездки — это нас очень сплачивало. Моя мама была старостой прихода, она нас и возила, находила спонсоров на транспорт.
В 2002 году администрация Татищевского района передала здание в безвозмездное пользование, а в 2005 году — в собственность прихода. С этого времени по инициативе главы администрации Павла Васильевича Суркова и по благословению Епископа (ныне Митрополита) Саратовского и Вольского Лонгина начались масштабные работы по реконструкции здания. В храме были оборудованы помещения под воскресную школу, библиотеку и трапезную. Установили шатровый купол с подкрестным шатром и крестом, построили колокольню — на уже имеющемся здании, это было сложное, трудоемкое дело. Облагородили территорию — поставили красивый забор, посеяли газон, посадили елочки, установили подсветку.
— Переделать полуразрушенный кинотеатр под настоящий храм, тем более в районном центре — дело достаточно сложное,— объясняет Павел Васильевич.— Работы велись шесть лет. Если сравнить старые снимки кинотеатра и новые фотографии церкви, конечно, можно найти какоето сходство, но, по сути, это новое здание. По Божиему Промыслу оно изначально было построено не в линии какихто других зданий, а особняком, что дало нам возможность расположить алтарь четко на восток, а само здание кинотеатра построено крестом. Случайность это или Провидение, но это так. Здание стоит на красивом месте, там, где и должна находиться церковь — в центре поселка, на берегу реки. Поэтому у нас была возможность обустроить и церковный двор, чтобы можно было проводить крестные ходы.
Все работы проводились на благотворительные средства — пожертвования граждан и организаций. Был создан попечительский совет, открыт специальный счет. Два благотворительных марафона прошли с успехом: большой — на шестьсот мест — зал районного Дома культуры всегда был полон, каждый жертвовал в соответствии со своими возможностями: ктото десять рублей, а ктото солидную сумму. Первый марафон собрал два с половиной миллиона рублей, второй — 2 600 000. В общей сложности на строительство было собрано более 18 миллионов рублей.
В 2010 году для храма приобрели восемь колоколов, самый большой — весом в триста килограммов. Весной следующего года их подняли на колокольню, а на Светлое Христово Воскресение в Татищево впервые зазвучал колокольный звон.
В 2011 году все ремонтно-строительные работы были завершены, и 4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения и первую Божественную литургию в освященном храме.
По окончании богослужения Владыка вручил Павлу Васильевичу Суркову Патриаршую награду — орден преподобного Сергия Радонежского — за труды во благо Святой Церкви.
Затем в районном Доме культуры состоялся концерт, посвященный Дню народного единства, празднику Казанской иконы Божией Матери и завершению реконструкции Казанского храма.
— Запомнилось ощущение не только этого дня, но и подготовки к нему,— вспоминает Павел Васильевич, — потому что мы отдавали себе отчет, что освящение должно происходить именно в престольный праздник. И эти последние штрихи… Не столько сложно строить, сколько потом все это отделывать, приводить в порядок, расставлять. Любая подготовка состоит из сотен мелочей, которые нужно продумать, предусмотреть, тем более это было для нас новым делом. В четыре часа ночи мы устанавливали мемориальную доску на стену храма, а в половине восьмого утра я уже встречал Владыку. Народу было очень много, весь день прошел на одном дыхании. Шесть лет работы, ожидания, и он настал. Было чувство ответственности перед людьми — ведь они должны были увидеть результат нашей работы. С того дня прошло уже семь лет, а кажется, вот только вчера было. Храм живет, у нас есть намерения строить в Татищево еще один храм, потому что население прибавляется, поселок растет. Самое отрадное: верующих людей становится больше. И если раньше в храме были в основном женщины пожилого возраста, то сейчас много детей, молодежи, мужчин. Храм стал составной частью нашей жизни.
В жизни самого Павла Васильевича храм занимает большое место.
— Я крестился, когда мне было тридцать три,— рассказывает он.— 90-е были сложным, жестоким временем. Я ехал в машине, увидел купола Серафимовского храма в Саратове, попросил водителя остановиться, даже не предполагая, чего я хочу. Зашел первый раз в жизни в храм — он был пустой, время послеобеденное. Подошел к женщине в церковной лавке и спросил, как мне креститься. Это было полной неожиданностью для меня самого — намерения креститься именно в этот день у меня не было. Свечница сказала: «Подойдите к священнику». И вот так случилось — меня крестили. Через некоторое время крестилась и моя старшая сестра. С тех пор у меня совершенно изменилось отношение и к Православию, к самой религии. Я очень люблю историю, вижу, что у нас происходит в обществе, понимаю, что нужно сделать, чтобы люди стали добрее друг к другу, понимаю, что наша вера — именно тот «инструмент», которым можно сегодня отремонтировать души людские; что именно она сближает людей. Я тогда работал первым заместителем, а теперь уже двенадцать лет в должности главы района, и привлечение людей к вере — одна из главных моих целей. Я не миссионер, конечно. Но мы русские люди, мы живем на русской земле, ничего стыдного в этом нет. Почему мы должны вести себя иначе? Если тысячелетиями так было, значит, это было верно. Сейчас практически во всех населенных пунктах нашего района есть приходы — домовые храмы, молитвенные комнаты. У нас в районе установлено больше десятка поклонных крестов, это символ нашей веры. Сейчас много факторов, которые людей разъединяют, но так жить немыслимо; а вера объединяет людей. Мне нравится приходить в храм в разное время. Когда приходишь на службы, это одно ощущение, а я еще люблю приходить, когда храм пустой — будто напрямую общаешься с Богом, в реальном времени. Работа в такой должности очень непростая, конечно, и человеку необходима помощь. Когда общаешься с Богом, ты сам себе помогаешь, это чувствуется.
За семь лет приход Казанского храма значительно вырос, сейчас на службы собирается до двухсот человек, и это не только жители Татищево — приезжают из Саратова, из соседних сел. В храме есть две значимые святыни — икона преподобных старцев Оптинских с частицами их мощей и икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской.
В школах Татищевского района уже больше десяти лет преподаются «Основы православной культуры», более ста человек — учителей, библиотекарей, работников культуры — прошли обучение в классическом университете по этому предмету. На средства благотворителей отремонтировано и оснащено четырнадцать кабинетов ОПК.
— Храм нас так изменил, что я, будучи директором школы, с 2003 года стала там факультативно вести ОПК, — говорит Лариса Геннадьевна Кузьмина. — Сначала я это делала на энтузиазме, это была моя личная инициатива, в Саратовском институте повышения квалификации прошла курсы, получила сертификат. А уже в 2010 году это узаконили, и мне посчастливилось вести уроки до пенсии, до 2014 года.
Из Казанского храма вышло немало священников и монашествующих. Например, нынешний настоятель иерей Антоний Сотников — выпускник Ларисы Геннадьевны.
— В Татищево я живу с двенадцати лет, — рассказывает он. — Родители ходили в этот храм и меня с собой брали, я посещал воскресную школу, около пяти лет был алтарником. Помню, алтарь в старом храме был на том месте, где сейчас церковная лавка. Принимал участие в начальных этапах реконструкции, когда еще стены ломали и мусор выносили. Потом поступил в семинарию, и в день Великого освящения приехал сюда, будучи иподиаконом Владыки.
Настоятелем Казанского храма отец Антоний был назначен в июне этого года.
— Из города было не совсем легко переезжать, освоился там уже, но с другой стороны, я вернулся домой — это мое родное село, и мне очень нравится этот храм. Людей, которые меня помнят подростком, осталось очень мало, но приняли здесь тепло, помогают во всем.
«Саратовские епархиальные ведомости» № 11, 2018 г.