Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Господь близ…
Просмотров: 4885     Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) (†1955), без сомнения ― самый почитаемый из подвижников и исповедников Православия на саратовской земле. Все служение Владыки ― от монашеского пострига до кончины ― протекало в тот страшный период российской истории, когда Церковь была приговорена к полному уничтожению. Сам он провел в тюрьмах и ссылках семнадцать лет. В краткосрочных «перерывах» между арестами ему удалось создать несколько значительных богословских работ.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из писем Владыки Вениамина к духовным чадам, в которых говорится о возможности и необходимости «оживления сердца» ― стяжании благодатного чувства присутствия Божия рядом с нами.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов)Знаете, меня за последнее время поражает своим удивительным устройством человеческая природа. В ней самое чудное — открытие и погашение чувства Божества, воспламенение и охлаждение веры. Один и тот же человек в данном отношении может быть совершенно не похож на себя в разные моменты жизни своей. Как совершается внутри нас ряд духовных перемен, знает один Бог, но перемены эти есть и представляют постоянное явление внутренней жизни. Поэтому, хотя бы в ином из нас и закрылось ощущение Бога явное и живое, при всем том возможен мгновенный переход от нечувствительности к яснейшему переживанию богообщения. У благоразумного разбойника названное чувство разверзлось в последние минуты его жизни ― незадолго до смерти на кресте. А у нас чувство Божества то бывает сначала явлениями периодическими, то установившимися и неотступными. При оживлении богоощущения вера необыкновенно остра и умиление проницает все человеческое существо.

Такую прелюдию к письму я осмеливаюсь начертать ради того, чтобы себе и вам привести ободрение на память — ободрение весьма необходимое, когда мы впадаем в бесчувствие по отношению к Богу. Все духовное часто кажется нам каким-то чуждым, вкуса к нему нет. Самая молитва наша идет среди большого подневольного напряжения. Но это — явление временного порядка и плод нашей греховности. Оживление, безусловно, возможно. Только нужно не оставлять молитвы по вере одной, добрых дел и напряжений к доброте и покаянию в постоянно допускаемых ошибках. Без ошибок никак не обойтись, но каяться в них непременно нужно непрерывно.

Вот вы говели прежде, сделали, что могли тогда сделать. Но все это только, заметьте, «приступ к началу спасения», но еще не начало. И этот приступ несовершенный. Что поправить надо? А то, что в прежней жизни воспитанием было опущено из нашего духовного опыта.

Телесно мы не научены господству духа над мерой и качеством питания. Душевно из-за отсутствия (на протяжении всей жизни) борьбы с собой и из-за неведения своих недостатков (зрение открывается в борьбе) мы не были озарены благодатию Божией к восчувствованию своей греховности применительно к существу Божию. Говоря ясно, мы еще не сопоставили любовь к нам Божию с осознанием всей крупности личных немощей, не закричали к Спасителю от всей души с мольбой о спасении и отчасти лишь познавали себя и то интеллектуально. Крупный наш минус вырос в немалой мере и вследствие небрежения о молитве и познании веры.

Теперь, когда мы хватились и устремились к Господу, мы сделали этот сдвиг без построения ясного плана будущей своей жизни и без труда молитвы… Отсюда, перемена наша произошла лишь в области сознания, не тронув ни сердца, ни воли. Мы не предали себя врачующему Спасителю сердечно и волевым образом, а только умственно. Плодом такой неполноты подготовки было то, что благодать Святых Таинств до сих пор касалась именно лишь нашего сознания, а не возбуждала нас вседушевно, потому что корни нашего духа пока еще все обращены ко греху. Между тем действие Божие, заметьте, идет вслед наших свободных склонений, укрепляя их и запечатлевая.

У нас до сих пор нет важнейшего: благодатного возбуждения сердца, этой жажды Бога, о которой применительно к святым Церковь говорит в стихирах: «Егда Божественное рачение найде на тя, святче, ты последовал еси Христу».

Как же теперь быть? Восполните недостающее без уныния: 1) сознавайте подробнее свое устроение; 2) молиться учитесь сердцем и чаще. В средину книжных молитв вставляйте свои молитвы, кровные. Молитесь о послании вам дара зрения грехов и особенно о том, чтобы Бог удостоил вас Своей близости, коснулся сердец ваших Своим огнем и зажег их. До момента воспламенения жизнь ваша должна протекать в возможной самособранности. Более всего попекитесь о сердечности молитвы. Молитесь не только утром и вечером, но и днем много раз припадайте к Спасителю, соприсущему невидимо вам как крещеным и христианам и при этом соприсущему чрезвычайно близко. Но в сердце ваше Господь не входил явно из-за того, что вы сердце не предавали Ему как нужно, с подвигом, чуждым саможаления. Момент возбуждения должен у вас опять непременно совершиться, ибо это начало спасения, отправная точка его; 3) дела свои продолжайте делать обычно, но перевивайте их молитвой. Отныне мните себя рабами Господа, действующими пред Его лицом, в угождение Ему. Посвящайте деятельность свою Господу и просите у Него отдельно на всякое дело помощи, очищения и освящения.

Вот на это только я теперь обращу ваше внимание. Еще многое-многое сказал бы вам, да не время. Нельзя взваливать пятипудовый мешок на человека, способного нести небольшую котомочку.

По поводу ваших мыслей о личной безопасности вот какие соображения встают. Если бы даже захотели вы «на такси» убежать от горя, не скроетесь своими силами, своим предусмотрением якобы нужного для вас. Но Господь силен и среди тысячи возможностей беды сохранить от беды. Молитесь всегда искренно, смиренно, слезно Богу, живя в Москве, — и Бог силен сделать вас цветами, в огне цветущими и не сгорающими.

Помните лично и детям напоминайте об этом, что сначала все Божие мы должны совершать без всякого утешения, по одному чувству долга, но с напряжением к тщательности совершения молитвы, с напряжением к самообузданию, когда нервы рвутся, с наклоном к хранению взаимного мира. Долго из наших трудов ничего не будет выходить. Ходить станем по-прежнему сухими, мертвыми для Бога. Старое будет у нас повторяться, невзирая на жажду быть новыми, Христовыми.

Знайте, что счастье наше вот в чем: когда к человеку приходит сила Божия и напоит его, как губу, живой своей водой, тогда он, упоенный, насыщенный, ничего уже не желает: ни телесных удовольствий, ни сладкой пищи, ни земных удобств, ни зрелищ, ни сладких чувственных впечатлений вообще. Эта сила благодати Божией в художественном творчестве дает способность осуществлять идею творчества, пожалуй, и самую идею подсказывает.

Вот этого-то упоения действием Божиим я и желаю вам. Для силы благодати мы, пока не отрешились от греховных расположений, представляем закопченное стекло. Протирается это стекло понуждением себя к молитве, чистой исповедью, слезами сокрушения и действием Святых Даров. Пока нет у нас отказа от привычных расположений, до тех пор лишь в меру нашей решимости приходит к нам и действие Божие. Только в искренно совершаемых добрых делах всегда безусловно-ощутительно мы причащаемся радости Богоединения. Не знаю отчего, а при добрых делах всегда испытываешь приятное настроение свежести, мира, всех готов бываешь еще и еще радовать, принимать в свое сердце. Отчего подобные переживания? Да оттого, что Божие действие коснулось нас.

Правда, времени облагодатствования никто из нас не имеет права назначать себе. Ведь это милость Божия. Но я этого счастья желаю вам, как себе, когда бы оно ни пришло к вам. Лично Бог благословил мне посредством ежедневного служения литургии понять, что значит дивный талант [1] Божия влияния. Ввиду этого я и вам хотел бы послужить, по крайней мере, словом о том, что Божие действие есть, что оно недалеко и иногда посещает нас помимо нашего достоинства, — просто ради того, чтобы показать себя, показать, что оно есть и что в нем — Бог. Случается, придешь в храм деревянным. Вдруг под конец службы ум проясняется, проницает в слова молитв, сердце охватывает трепет, и все существо вдруг стоит пред Богом. Вы знаете, что и слово «спаси» на языке Церкви равносильно «озари благодатию». Вот с этой точки зрения [надо] смотреть и на предстоящий пост.

Конечно, не всякому сразу душа может открыться, да и без помощи Божией не может сокрушаться. Сокрушение — дар Святого Духа, а чистосердечие исповеди зависит от нас. Суть исповеди — это попрать гордость, которая сжимает душу и мешает ей быть откровенной. Что касается перемены на лучшее после исповеди, то она вытекает из меры нашего смирения. Когда смирения нет и нет приверженности к Богу, то никак сам не изменишься. Дальше дряблого сентиментализма не уйдешь. Вот и я плачу и скорблю о себе, всегда молю, чтобы Господь Сам изменил меня, но до сих пор все так плохо у меня, что ручьев слез недостаточно для оплакивания своей греховности. В таком же положении, думаю, и вы находитесь. Хотим мы с вами исправиться, а наступает час испытания — и все наши добрые намерения разбиваются вдребезги. Отчего? Да оттого, что мы еще не приобрели в воле центра, устойчивости через силу благодати. Исправление вот когда настанет у нас — как только натерпимся мы своей нищетности для добра, исстрадаемся в своем бессилии измениться и как только беззвучно, но пронзительно для Неба закричим: «Боже! Нет мне от дел моих спасения. Я без Тебя погиб. Чуда жду. Оживи меня Твоею силою! Спаси по милости Твоей!» — тогда-то приходит неизвестно откуда Божия благодать и переплавляет всю нашу греховность.

Начало же спасения, безусловно, в чистой исповеди. Надо тщательно все пересмотреть в себе в присутствии духовника, все осудить сознательно (ведь прошлая наша жизнь зачеркнута для Бога) — и тогда половина дела сделана. Дальше должна быть борьба с собой. Без борьбы механически ничего не приходит. Благодать Божия идет лишь по пятам наших усилий к добру и их укрепляет в душе. Без усилий и помощь не приходит. Из-за того и люди, часто неплохие, гибнут.

Оживлять нашу потребность в Боге должно вот что. По Апостолу, в нас три части: тело, душа и дух [2]. Две части существа в нас развиты до высшей культуры, а третьей почти не видно — разумею дух. Вы знаете, что значит жить духом? Это то же, что посредством молитвы и хранения чистыми помыслов и чувств ходить под живым чувством страха Божия, под ярким чувством своих грехов, ожидающих нас смерти, Суда Божия и с радующей нас совестью. Замечательно, что трепетное благоговение пред Богом в нашем духе соединяется с радостью ощущения того, что мы примирены с Богом и опять дети Божии. Все в мире дух воспринимает чрез очищенное благодатью чувство. На совесть, разум и жаждущее Бога сокрушенное сердце и нисходит благодать Божия.

 


[1] Талант — здесь: дар.

[2] См.: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. 15, 44).

Материалы по теме

Совсем недолго — чуть менее полугода — возглавлял Саратовскую кафедру епископ Вениамин (Милов), но остался в сердцах христиан всенародно чтимым подвижником благочестия — печальником нашей земли. К месту его погребения всегда приходили люди со своими горестями и радостями, и молитва их была столь небесплодна, что это преданное паломничество длится до наших дней — почти 70 лет. Как свидетельствовал один из очевидцев, когда в 1955 году владыка с большой теплотой и сердечностью произносил с амвона первые слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», прихожане начинали плакать, видя искренность и духовную наполненность его слов. Это был глубокий богослов, аскет и смиренный ученый монах — саратовская паства приняла служение пострадавшего за веру Христову исповедника как милость Божию. А мраморный крест на месте его упокоения на старом Воскресенском кладбище на десятилетия стал ориентиром для ищущих ответы на непростые жизненные вопросы

Просмотров: 1433
Комментариев: 0

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей. В этом году отмечается 65-летие со дня его кончины. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой»

Просмотров: 6460
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 3264
Комментариев: 1

Значительную часть духовного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют его письма. Это просто чудо, что они сохранились во времена гонений и лихолетья. Давайте себе представим: владыка более семнадцати лет провел в лагерях и ссылках, а поднадзорным он был всегда. И то, что люди бережно сохраняли его письма, которые в любой момент могли стать уликой против них самих, говорит о том, что эти листочки были им крайне дороги

Просмотров: 4151
Комментариев: 0

2 августа — годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) — подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Просмотров: 3763
Комментариев: 0

В своих письмах из ссылки архимандрит Вениамин рассказывает о пережитом, о сложностях быта ссыльного, иногда просит о помощи. Но главное – это была единственно возможная для него беседа с близкими ему по духу и дорогими людьми. Как духовник, он отвечает на вопросы, дает советы, разъясняет недоумения. И многие из его советов и сегодня важны для всех, кто стремится к духовной жизни

Просмотров: 7441
Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев — с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет

Просмотров: 3601
Комментариев: 0

13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых. Епископ Вениамин (Милов) более семнадцати лет провел в тюрьмах и ссылках. Сохранившиеся письма из ссылки в Казахстан датированы 1949–1954 годами. В них будущий владыка рассказывает о пережитом, делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем

Просмотров: 4044
Комментариев: 0

2 августа 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Преосвященного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского. Этот архипастырь — один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. Ежегодно в Ильин день — день памяти владыки Вениамина, и в день празднования в честь Собора Саратовских святых у его могилы на Воскресенском кладбище служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 4394
Комментариев: 1

2 августа — день памяти саратовского архипастыря епископа Вениамина (Милова), которого почитает множество православных христиан. Без сомнения, он оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств

Просмотров: 4380
Комментариев: 0

Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук

Просмотров: 4562
Комментариев: 0

Владыка Вениамин (Милов) скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев

Просмотров: 3840
Комментариев: 0

В Саратове состоялась премьера документального фильма «Сердечное знание Епископа Вениамина». Работа над фильмом об удивительной судьбе Епископа Вениамина (Милова) (†1955) — саратовского архипастыря, подвижника, почитаемого далеко за пределами епархии — продолжалась около года. Ее проводила совместная творческая группа Нижне-Волжской студии кинохроники и епархиального информационно-издательского отдела. Съемочная группа работала в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, где начинался монашеский путь Владыки. В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших Владыку Вениамина (протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009))

Просмотров: 4319
Комментариев: 0

Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда...

Просмотров: 4736
Комментариев: 0

Значительную часть опубликованного письменного наследия Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской земли, составляют письма к семье Пелихов — священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. «В лице Вашей семьи я получил от Бога и брата, и сестру, и детей»,— слова благодарности не раз повторяются в письмах, написанных в годы тяжелейшей для будущего Владыки казахской ссылки (1949-1954 годы)...

Просмотров: 6239
Комментариев: 0

2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии...

Просмотров: 3690
Комментариев: 0

Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин ― самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему ― попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 6061
Комментариев: 0