Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Главное — человек
Просмотров: 1990     Комментариев: 0

В черте города Саратова на волжских просторах раскинулся поселок Красный Текстильщик. Богатая история населенного пункта, сохранившиеся дореволюционные индустриальные постройки привлекают внимание краеведов, великолепные виды на Волгу манят туристов, а активность жителей села, хранящих верность традициям предков, вызывает интерес у журналистов. О прошлом и о сегодняшнем дне поселка, когда-то бывшем сердцем легкой промышленности региона, и местного прихода храма во имя блаженной Ксении Петербургской узнала наш корреспондент Юлия Пиунова.

Поселок при «Саратовской мануфактуре» был основан в 1900 году. В конце XIX века состоятельные саратовские промышленники решили открыть бумагопрядильную фабрику. Место они выбрали живописное: на берегу Волги, в обрамлении красивейших лесов, в двадцати пяти верстах от Саратова. Благодаря вложениям акционеров было выстроено пятиэтажное здание из красного кирпича. «Саратовская мануфактура» выпускала нити, из которых потом на других фабриках ткали ткани, в том числе и знаменитую сарпинку. Сырье везли сюда со всех концов света. Лучший хлопок в то время был из Америки и Египта. Оборудование заказали в Англии. Шло оно долго, а в это время акционеры думали, как организовать прибыльное предприятие. Они понимали, что не только в станках дело. Главное — человек. Именно человек может правильно организовать работу, распределить обязанности, поощрить старательных и приструнить нерадивых работников. Долго подбирали управленца. В 1905 году директором был назначен Иван Сергеевич Ферштудт — выходец из немецкой колонии. Иван Сергеевич, пройдя все ступени карьерной лестницы, начиная с рабочего, видел внутренние проблемы предприятия и понимал, какие задачи нужно решать в первую очередь. Одной из них оказалась борьба за трезвость. Благодаря решению Ферштудта в радиусе двух верст от фабрики прекратилась продажа спиртного. Но Иван Сергеевич не просто ограничил своих рабочих в употреблении горячительных напитков. Он предложил альтернативу — в поселке открыли театр, который оказался настолько интересным, что на спектакли приезжали зрители даже из Саратова, а афиши печатали в саратовских газетах. Летом каждое воскресенье посмотреть на новейшую фабричную технику на пароходах прибывали с экскурсиями любознательные жители губернии.

На другую проблему, влиявшую на жизнь рабочих фабрики, обратил внимание директора благочинный 1-го округа Саратовского уезда, настоятель ближайшего храма во имя Сошествия Святого Духа в с. Хмелевка иерей Андрей Озиридов. Многие рабочие «Саратовской мануфактуры» были людьми «пришлыми» — из мест, где обитали раскольники. Объединившись, они построили свою старообрядческую церковь. Отец Андрей убедил директора фабрики, что поселку нужен православный храм. Соединив свои усилия, в 1910 году они построили, во многом за свои средства, однопрестольный храм в честь Вознесения Господня. Притч был назначен из села Синенькие. Чтобы службы проводились регулярно, священнику предоставили квартиру от фабрики и назначили дополнительное жалование. Уже в 1913 году по решению Священного Синода храм при фабрике становится самостоятельным приходом. Через два года после этого радостного события приходит весть об утрате: на 44-м  году жизни скончался отец Андрей Озиридов.

В «Саратовских епархиальных ведомостях» была напечатана речь священника Х. Сперанского, произнесенная при погребении отца Андрея. Одной из главных заслуг, по его словам, стало строительство православного храма в поселке Саратовская мануфактура. Место погребения отца Андрея на старом Хмелевском кладбище сейчас утрачено.

Жители поселка в советские годы. Фото из открытых источниковА скоро грянула революция. Фабрика не остановила работу — новой власти нужна была фабричная продукция, которая славилась на всю Россию, да и управленческие заслуги директора она оценила, Ферштудт сохранил свое место и продолжал работать на национализированном производстве до октября 1922 года. А вот после его ухода дела пошли все хуже и хуже, и фабрика еще долго не могла выйти на прежний уровень производства. В советское время предприятию присвоили имя революционерки К. Н. Самойловой, а сам поселок в 1929 году переименовали в Красный Текстильщик. Однако перемена имен пользы жителям не принесла. Когда закрыли храм (как сообщали газеты того времени, «по просьбам трудящихся»), сами трудящиеся покатились по наклонной. В саратовских газетах 20-х годов печатались письма жителей поселка, которые были недовольны разгулявшимися в Красном Текстильщике самогоноварением, пьянством и хулиганством.

Но и в таких условиях православные жители поселка продолжали верить в Бога, молиться, крестили детей, венчали молодых в соседней Хмелевке, церковь в которой просуществовала до середины 30‑х годов.

В богоборческие годы у здания поселкового храма был снесен купол. Позднее к зданию присоединили две кирпичные постройки, изуродовавшие изначальный замысел архитектора. И больше в церкви уже не было слышно молитв, славящих Бога.

Фабрика в п. Красный Текстильщик проработала до 2000-х годов. С закрытием производства работы в поселке стало мало, люди трудоспособного возраста массово уезжали на заработки в Саратов и другие регионы. Казалось бы, Красный Текстильщик ждала печальная участь многих российских поселков, но жители, горячо любящие свою малую родину, с этим оказались не согласны. В поселке началось возрождение церковной жизни, причем инициативу проявили именно простые люди. В 2011 году образовалась община верующих, а в 2012 году началось строительство нового храма.

Иеромонах Анастасий (Денисов) с прихожанами в строящемся храме— Я родился и вырос здесь, — вспоминает иерей Иоанн Отпущенников, нынешний настоятель. — Каждый день ходил за хлебом через место, где сейчас расположен храм. Я тогда уже заинтересовался православием: читал Евангелие, старался соблюдать посты. Однажды, лет пятнадцать назад, иду я из магазина и вижу, как рабочие разгружают стройматериалы. А на заборе висит огромный плакат: «Помогите построить храм». Один раз прошел мимо, другой. На третий понимаю: «Если сейчас не предложу помощь, уже никогда не подойду». И я подошел к прорабу Сергею и спросил: «Вам помощь нужна?». Он очень обрадовался и поручил мне возить кирпичи. В то время верующие собирались в молельной комнате, которая находится на другой улице. Так продолжалось почти десять лет. В те годы настоятелем был иеро­монах Анастасий (Денисов). Именно с ним прихожане начали строить сначала новый храм, а потом и часовню на кладбище. Никогда не забуду, как мы возводили вокруг часовни деревянный забор. Работа нас настолько сильно увлекла, что мы до поздней ночи не расходились: разводили костер, светили фонариком и всё строили, строили. Вообще, мы, члены местной общины, часто проводили время вместе. В молельном доме в воскресенье после службы за большим столом, накрытым отцом Анастасием и его сестрой Людмилой, собирался весь приход. Разговаривали о вере, любви, о том, что тревожит и что радует. Могли начать беседу в шесть вечера, а разойтись только в полночь. В таком ритме мы жили долгое время и были счастливы.

Конечно, верующие Красного Текстильщика очень ждали, когда построят большой просторный храм. В 2019 году были освящены кресты и купола строящегося храма. Через год освятили и часовню. Иеромонаха Анастасия (Денисова) сменил на посту настоятеля протоиерей Вячеслав Голощапов, при котором 6 июня 2022 года митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил малое освящение храма, после этого начались регулярные службы. А в феврале этого года сюда был назначен нынешний настоятель.

— У храма всегда были жертвователи, — продолжает отец Иоанн. — Это очень радует. Сначала благодаря их помощи мы смогли возвести часовню и храм. Потом были пожертвованы средства на внутреннюю отделку храма. Не остается в стороне и администрация поселка, всегда помогает.

Спрашиваю батюшку: каково было прийти в качестве пастыря на приход, в котором прихожане помнят тебя еще мальчишкой?

о. Иоанн с прихожанами— Когда меня назначили настоятелем, я очень волновался, — улыбается отец Иоанн. — Но когда начал служить, почувствовал сильную поддержку прихода. Сейчас мы активно налаживаем работу со школой. У меня есть возможность приходить к ребятам на беседы. Я вижу отклик в их глазах, они задают очень много важных вопросов. Хотим открыть воскресную школу для детей и взрослых. Есть очень много тем, о которых с людьми нужно подробно говорить. Только так мы сможем донести истину о Боге, православии и Церкви.                                                                 

Автор благодарит Валерия Владимировича Жучкова, главного библиотекаря отдела краеведческой литературы Областной универсальной научной библиотеки, за предоставленные краеведческие материалы.

Газета «Православная вера», № 06 (734), июнь 2024 г.