Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Филипп, архиепископ Астраханский и Саратовский, исповедник
Просмотров: 8175     Комментариев: 0

Епископ Аляскинский ФилиппБудущий архиепископ Филипп (в миру Ставицкий Виталий Стефанович), родился 14 апреля 1884 года в мест. Народичи Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (ныне Житомирская область) в семье священника.  

Образование получил в Волынской духовной семинарии (окончил по I разряду) и Московской духовной академии, которую окончил в 1910 году. Его сокурсники по академии отмечали особую религиозность и молитвенный настрой будущего Владыки. 12 сентября 1908 года принял монашеский постриг, позднее рукоположен в сан иеромонаха. По окончании академии был назначен противосектантским миссионером Черниговской епархии, а через год — Киевской епархии. В числе братии Киево-Печерской лавры он занимался изучением церковной истории и историческими исследованиями.

В 1915 году иеромонах Филипп был направлен в Америку ректором Нью-Йоркской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

6 августа 1916 года был хиротонисан во епископа Аляскинского, викария Алеутской епархии. Хиротонию в Нью-Йоркском кафедральном Никольском соборе совершил архиепископ Евдоким (Мещерский) вместе с собором других епископов.

В 1917 году Владыка Филипп возвратился в Россию. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917 года, участвовал в избрании святителя Тихона Патриархом. В 1918 году был первый раз арестован, но не осужден и отпущен на свободу. В 1917—1919 годах жил в Москве, оставаясь епископом Аляскинским. С апреля по 28 августа 1919 года временно управлял Смоленской епархией. С 19 октября 1920 года — епископ Смоленский.

В 1921 году был приговорен к двум годам условного заключения и к высылке из Западной области по обвинению в хранении контрреволюционной литературы.

Боролся с обновленчеством. В воскресенье 12 марта 1922г. в Смоленске, в усыпальнице Смоленского Успенского кафедрального собора состоялось собрание прихожан. С докладом выступил инженер-путеец Залесский, заявивший, что изъятие священных сосудов и риз — против законов Церкви и оскорбительно для верующих. Эти предметы могут быть заменены их денежным или продуктовым эквивалентом. Под этой резолюцией было собрано 5 тысяч подписей. Для дальнейших переговоров с представителями власти верующие избрали комиссию из 25 человек, в которой были представлены все приходы Смоленска.

Настоятель Успенского кафедрального собора присутствовал на этом собрании. В понедельник 13 марта в Успенский собор прибыла Комиссия по изъятию церковных ценностей. Группа разгневанных прихожан из 300 человек не допустила комиссию к работе. 14 марта комиссия вторично пыталась приступить к «изъятию», но группа прихожан (около 500 человек) снова не допустила ее к работе.

В Смоленск с красноармейцами прибыл Л. Д. Троцкий для личного руководства процессом. К вечеру 14 марта группа верующих в количестве 6–7 тысяч человек окружила собор... В Губкомиссию был вызван епископ Филипп... 28 марта в 5 часов утра был выставлен караул около Успенского собора, Троицкого и Вознесенского монастырей, а в 10 часов комиссия должна была приступить к «изъятию». Около 10 часов утра к собору начали собираться люди, вскоре число их достигло нескольких тысяч. В некоторых церквях ударили в набат, и это еще больше увеличило число защитников собора. Люди теснили красноармейцев все сильнее.

Командир 1-го полка особого назначения дал приказ стрелять вверх, сначала из винтовок, потом — из пулемета. Во время этих событий одна женщина была убита, несколько человек было ранено, в том числе двое тяжело. Толпа была быстро рассеяна. Комиссия подошла к собору, но он был заперт и забаррикадирован изнутри. Двери взломали — внутри оказались верующие мужчины, женщины и дети — всего 21 человек. Ценности Успенского собора были очень быстро изъяты. Из отчета комиссии по «изъятию»:

«Подготовленными и экстренными мерами сопротивление было сломлено, и изъятие во всех остальных местах прошло безболезненно. По делу событий ведется следствие. Виновники будут преданы Суду Революционного Трибунала». В течение нескольких дней город Смоленск находился на грани восстания. В ночь на 29 марта 1922г. начались аресты «церковников» по этому делу.

9 мая 1922 года епископ Филипп был арестован ЧК за «хранение контрреволюционной литературы» и посажен в тюрьму.

Из сообщений в советской прессе 1922 года о суде в связи с епископом Филиппом: «В черном клобуке, с широчайшей темно-русой бородой. Ему 48 лет, а на вид гораздо меньше. Высокий, стройный, грудь впалая, а под монашеской рукой чувствуется железная сила. Облик аскета и фанатика... Епископ Филипп (Виталий Ставицкий) обвиняется в том, что распространял заведомо контрреволюционные воззвания Патриарха Тихона, а также сам составил размножил и распространял воззвание к верующим, в коем призывал верующих церковных ценностей не отдавать, последствием чего было нападение толпы на красноармейскую охрану, повлекшее за собой человеческие жертвы».

В июне 1922 года дело было прекращено, но сразу же возбуждено новое — о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Был отправлен в Москву, содержался в Бутырской тюрьме, в августе 1922 года освобожден.

В 1922 году, после освобождения из заключения, недолго вынужденно примыкал к обновленческому движению. Но уже 18 декабря 1922 года обновленческое руководство приняло решение о его переводе из Смоленска в Крым. Не подчинился этому указу, удалился на покой. 27 января 1923 года обновленческое ВЦУ постановило епископа Филиппа уволить на покой.

В январе — апреле 1923 жил в Ордынской пустыни Демидовского уезда Смоленской губернии. После покаяния вернулся в Патриаршую церковь.

23 апреля 1923 года вновь арестован, обвинен в рукоположении во священники бывших офицеров колчаковской армии. Находился под стражей в Смоленске и Москве, был оправдан, но в июне 1923 года выслан на три года в Самарскую губернию. В 1925 году владыке Филиппу по состоянию здоровья было разрешено переехать на Кавказ, где он оставался до 1928 года.

С 13 июня 1928 года Владыка Филипп становится епископом Астраханским, в 1929 г. возведен в сан архиепископа. Астраханцы увидели в архиепископе Филиппе достойного преемника прежнего владыки, священномученика архиепископа Фаддея (Успенского), перемещенного на Тверскую кафедру.

С первых же дней своего пребывания на Астраханской кафедре владыка Филипп начал свою деятельность с обучения молящихся общенародному пению. Кончалось богослужение, владыка выходил на солею, и пение под его руководством начиналось. Он делил поющих на голоса и партии, объяснял значение и роль в пении каждого голоса и таким образом происходило разучивание исполняемых песнопений. В то же время владыка усиленно боролся с укоренившимся в астраханских храмах «безобразным театральным пением».

Несмотря на тяжесть обстоятельств, архиепископ Филипп продолжал неколебимо настаивать на возврате православным всех захваченных обновленцами церквей, и в результате раскольники начали искать способ примириться с епархией. Ни о каком компромиссе с ними Владыка Филипп не хотел и слышать. Он категорически требовал возвращения захваченных храмов и присоединения раскольничьего духовенства через покаяние. Приходы, бывшие в руках обновленцев, потянулись назад, к Патриаршей Церкви.

Это вызвало недовольство властей и под праздник Воздвижения Креста Господня 26 сентября 1929 года Владыку арестовывают. Обвинение при аресте «к/р агитация и организация заговора духовенства» (ст. 58–10 УК РСФСР). В те же дни были арестованы еще четверо наиболее видных и деятельных астраханских священнослужителей: протоиереи Димитрий Стефановский, Василий Наследышев, Евгений Покровский, Димитрий Алимов.

3 января 1930 г. приговаривают к ссылке на три года в Северный край. Находился в ссылке в деревне Чукчино Усть-Цыльмского района Коми области. Невзирая на дальнее расстояние от Астрахани, Владыка по-прежнему считал себя ответственным за поддержание порядка в епархии и за наставление верующих. На место служения, к астраханцам, от Владыки открыто и тайно шли письма, в которых он беседовал с паствой так живо и просто, как будто имел каждого у себя перед глазами. Астраханцев утешали и ободряли его письма, тем более, что нового архиерея, чтобы заместить Владыку Филиппа, в Патриархии не нашлось, и кафедра оставалась не занятой.

Астраханскую кафедру временно принял на себя епископ Сталинградский Петр (Соколов; † 1937), в ведении которого в те годы и без того находилась громадная территория на Юге России. В ссылке архиепископ приступил к литературно-богословской деятельности. Он составил для своих чад руководство в духовной жизни «Путь, и Истина, и Жизнь», которое переслал в Астрахань.

12 июля 1931 года он был вновь арестован и препровожден в тюрьму. Владыку обвинили в «контрреволюционной деятельности» и в «организации контрреволюционной группировки ссыльного духовенства и церковников». Его обвинили также в том, что он совершал богослужения в Усть-Цилемской церкви и организовал церковный хор из ссыльного духовенства. 6 октября 1931 года новый приговор — к ссылке в Омский край сроком на пять лет.

30 августа 1933 года Преосвященный уволен на покой, но 23 февраля/8 марта 1937 года возвращается к служению и становится архиепископом Омским.

Вновь арестован в августе 1937 года и отправлен в ссылку. В 1940 году переехал в город Романов-Борисоглебск (Тутаев) Ярославской области, где жили его сестры и устроился работать лесным сторожем.

Архиепископ Антоний (Романовский) и архиепископ Филипп (Ставицкий), сер. 1940-хВ ноябре 1943 года назначен архиепископом Иркутским, но выехать в епархию не успел. когда архиепископ еще не успел приступить к новому служению, из Астрахани в Московскую Патриархию прибыла делегация с прошением о возвращении архиепископа Филиппа на Астраханскую кафедру. С 25 декабря 1943 года — архиепископ Астраханский, с середины 1944 года — Астраханский и Сталинградский.

К моменту его приезда в епархию богослужения проводились лишь в одном храме — Покровском соборе Астрахани. По инициативе владыки Филиппа верующим были возвращены церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенский храм в поселке Трусово, храм во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке Свободном, а также, несмотря на сопротивление властей, была значительно расширена маленькая церковь-часовня на старом кладбище в честь Иоанна Предтечи. Кроме того, были открыты церкви и молитвенные дома в 11 селах и в городе Степном (ныне Элиста в Калмыкии). В то же время во многих населенных пунктах власти не разрешили открытие приходов. После назначения Владыки на Астраханскую и Сталинградскую кафедру в Сталинграде открыли Казанский храм и молитвенный дом. Народ очень любил Владыку, во время приезда в Сталинград его всегда встречали, устилали ему дорогу цветами.

Как старейший по хиротонии архиерей, от имени Поместного Собора 2 февраля 1945 г. приветствовал новоизбранного Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского).

13 февраля 1945 года награжден правом ношения креста на клобуке.

Архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп30 октября 1947 года назначен на Херсонскую и Одесскую кафедру, но на Одесскую кафедру не поехал и с 12 декабря 1947 года снова оставлен архиепископом Астраханским и Сталинградским. Причиной стала позиция верующих, которые не хотели «отпускать» уважаемого ими архиерея, а также желание самого владыки Филиппа остаться в Астрахани, несмотря на возможность получить сан митрополита после перевода в Одессу.

В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: Ватикан и Православная Церковь; Экуменическое движение и Православная Церковь; Об англиканской церковной иерархии; О церковном календаре.

С 4 марта 1949 года поручено управление Саратовской епархией, с 21 октября того же года после объединения епархий именуется Астраханским и Саратовским.

На владыку возлагался надзор над одним из немногих в то время учебных заведений Русской Православной Церкви — Саратовской духовной семинарией. На поприще организации богословского и литургического преподавания, воспитания будущего духовенства, обустройства семинарского обучения и быта, он проявил себя не только хорошим организатором и любящим отцом, но и видным педагогом, знатоком богословских и церковных наук. Плоды его деятельности в этой области особенно заметны были в Саратове и и окрестных епархиях, где более, чем через полвека, бывшие семинаристы, воспитанники послевоенных лет с благодарностью вспоминали своего духовного отца и учителя.

В последние годы открылся дар прозорливости Владыки Филиппа, еще при его жизни по его молитвам были исцеления.

Господь открыл ему день его смерти. Святитель скончался в Москве, вызванный туда по административным делам, 12 декабря 1952 г., причастившись перед смертью Святых Христовых Таин. Похоронен Владыка у правой стены Покровского собора г. Астрахани. Известно, что еще при жизни Владыки преп. Кукша Новый говорил приезжавшим к нему астраханцам, что их архиепископ — огненный столп, и у него им нужно просить наставлений.

В настоящее время в Астраханской епархии готовятся материалы к прославлению архиепископа Филиппа в лике святых.

Тропарь святителю Филиппу (проект), глас 4:

Новоявленный огненный столпе Русския Церкве, благочестия ревнителю и исповедниче Православия. Любовию Христовою к пастве твоей распаляем, жизнию и радостию своей оную именовал еси, из глубины души глагола апостольски: «Аз вы родих благовестием Христовым», боголюбиве святителю отче Филиппе, воздохни о чадех твоих ко Господу во еже дароватися нам духу Евангельския любве и терпения и спастися душам нашим.

Кондак святителю Филиппу (проект), глас тойже:

Астраханския и всея Русския земли украшение и предстателю, добрый пастырю и чадолюбивый отче Филиппе, изволением Божиим почтен был еси скорбьми и болезньми, обаче душа твоя скорбе токмо о пастве твоей возлюбленной, и ныне, предстоя у престола Господа славы, молися, да сохранятся чада твоя во правоверии и святыне и да наследят блаженное Царствие Христово.

Архиепископ Филипп (Ставицкий). Путь и истина и жизнь

При подготовке материала были использованы:

1. Родина Л. Потомки должны знать об этом. // Православная вера. № 02. 1996. С. 4.

2. Светильник веры. М.: изд-во им. свят. Игнатия Ставропольского, 1997.

3. История Русской Церкви, Т. IX. М.: изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. С. 768.

4. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

5. Открытая православная энциклопедия «Древо».