Можем ли мы жить по Евангелию сейчас — в XXI веке? Как не исказить, не облегчить или, наоборот, не усложнить смысл евангельских слов, как не подстроить их под собственные представления и вкусы? Как оставаться христианином каждый день, не только за богослужением в храме по воскресеньям? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы поговорили с иеромонахом Серафимом (Барановым) — насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии.
— Евангелие не нуждается в особом представлении, но все же — что оно для нас, каково его значение?
— Думаю, отталкиваться нужно, прежде всего, от того, что значит само слово «Евангелие», ведь за каждым словом всегда стоит определенный смысл. «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Благая весть — о чем, и благая весть — кому? Когда мы находим ответы на эти вопросы, нам становится ясно, что Евангелие — это весть о любящем Боге падшему роду человеческому, то есть Его откровение нам о спасении, о Царстве Небесном.
Для христианина Евангелие — это центр его духовной жизни. Это слово Божие, обращенное к каждому из нас и ко всему человечеству в целом. Если провести аналогию и взять, например, сообщество каких-то работников, то одним из важных его документов будет устав. Именно он определяет, какая это организация, какие у нее структурные подразделения, какие права и обязанности есть у сотрудников и работодателей и так далее. То есть устав — это то, что делает, по сути, это сообщество людей организацией. И так же можно сказать, что Евангелие — это та книга, которая духовно собирает, организует человека как христианина.
— Наше общество, как известно, давно стало потребительским. Поэтому, когда говорят о чем-то, люди часто думают: «А что мне это даст?». Так вот что человеку дает Евангелие? Зачем его читать? Почему оно так важно?
— Чем христианин отличается от других? Тем, что у него есть вера. А вера — это не просто «я знаю что-то», не только совокупность представлений и взглядов. Вера выражается, прежде всего, в образе жизни. Я уверовал в Бога, в Господа Иисуса Христа — и как мне жить теперь? Каково учение, каковы заповеди, которые нужно соблюдать? Где я об этом узнаю, откуда почерпну? Ведь для того, чтобы встать на стезю веры, чтобы возрасти и укрепиться в ней, человеку необходимо знать пути, а пути эти дает как раз Евангелие.
Возрасти, подняться, подтянуться
— Как Вы думаете, почему сейчас так обострилась проблема актуальности Евангелия? Почему часто можно услышать о том, что Евангелие, христианская жизнь в целом устарели? Неужто Новый Завет и правда не вписываются в нашу современную жизнь? Или мы не вписываемся в него…
— На самом деле, Евангелие никогда не может устареть, потому что оно говорит о самом человеке, а не о том внешнем, что его окружает. Сколько бы человечество ни жило, начиная с самого Адама, по своей природе оно всегда останется падшим, подверженным греху. Человек всегда сможет не только возрастать в добродетелях, делая что-то хорошее, но и падать, умножая свои грехи. Все страсти, которым был подвержен человек тысячу, две тысячи лет назад, никуда не делись, они просто приобрели немного другие формы. Поэтому никогда не устареет вопрос: «Как мне измениться, чтобы стать лучше?». Как возрасти, подняться, подтянуться? Евангелие — об этом, а значит, оно никогда не потеряет своей актуальности, насущности, важности для человека.
Неактуальным же Евангелие может показаться потому, что люди чаще всего выбирают иные ценности или, точнее, псевдоценности. О чем говорит слово Божие? О добре, о свете, о любви, о жертве ради кого-то. Но в обществе эти понятия по большей части обесценены, поэтому современному человеку и кажется, что Новый Завет — «о чем-то не том», не о том, что может пригодиться в его жизни.
— Евангелие называют Книгой книг, Книгой жизни, но живем ли мы по нему? Читая евангельское повествование, вроде бы осознаешь, понимаешь его, но — теоретически. А на практике? Как жить по Евангелию?
— Большинство христиан, которые регулярно читают Евангелие, рано или поздно сознают, что с точностью сделать все, что там написано, не получается. А какова причина? Ответ на этот вопрос дает евангельская притча о сеятеле. Семя, то есть слово Божие, может упасть на разную почву — утоптанную, каменистую, заросшую сорняком. Но только добрая, плодородная и подготовленная земля может принести плод — один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (Мк. 4, 20). Почва же эта — наши собственные сердца. Получается, от нас самих, от почвы наших сердец зависит то, принесем ли мы плод в своей христианской жизни.
С другой стороны, в Евангелии есть такие глубокие слова Господа: без Меня вы не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Никакое доброе слово человек не произнесет, никакое доброе дело он не сделает, никакую добрую мысль не сможет воспринять, если на то не будет благоволения Божия, если не предварит его Божия благодать. А мы чаще всего на самих себя надеемся. «Так, всё! С понедельника я начинаю вести христианскую жизнь! Буду всех любить, про Бога не забывать, всем всё прощать». Но так не получается, поэтому часто мы начинаем унывать, а то и вовсе все бросаем. Так происходит потому, что мы забываем: духовный труд должен быть постоянен. В этом мы показываем свое терпение и учимся искать, призывать на помощь Бога.
Встреча с самым дорогим и любимым человеком
— Чтение Евангелия всегда проходит по-разному. Иногда читаешь и понимаешь, что его слова тебе открываются, что их смысл очевиден тебе, ты идешь и буквально сразу же применяешь прочитанное в жизни. А иногда читаешь, и его строки будто безжизненны для тебя, не несут никакого смысла, совершенно чужды тебе. Закрываешь книгу и остаешься ни с чем. Почему так происходит? Как читать Евангелие, чтобы оно воспринималось внутренне?
— Какие здесь можно дать рекомендации? Прежде всего, нужно подходить к чтению Евангелия не как к какой-то рутине, не как к обременительной обязанности, которую нужно непременно понести. Если я открываю книгу, внутренне не настроившись, значит, я забыл, что сейчас будет такое. А будет — встреча с Самим Богом, и готовиться к ней нужно так же, как к встрече с самым дорогим и любимым человеком. А для этого нужно собраться с мыслями и помолиться, чтобы Господь открыл смысл Евангелия. Можно помолиться церковными молитвами, а можно и своими словами — например, так: «Господи, дай мне понять, уразуметь то, что я сейчас прочту. Помоги мне в этом». Понимание Евангелия зависит не только от нас, но от содействия Божия. Чтение Священного Писания — это не просто чтение какой-то литературы. Это чтение именно той книги, со страниц которой с нами будет таинственным образом говорить Сам Христос. И нужно напоминать себе: Он ко мне обращается, Он мне говорит лично. Не зря ведь в Евангелии представлена в основном прямая речь Господа.
Евангелие лучше читать с утра, когда голова не занята еще суетой дневных дел, а потом в течение дня мысленно возвращаться к прочитанному. И делать это нужно регулярно, чтобы наш ум, по выражению преподобного Серафима Саровского, «как бы плавал в Законе Господнем», то есть ориентировался свободно в нем. Тогда мы и сможем, читая Евангелие, найти ответы на те вопросы, которые нас беспокоили. Обязательно найдем, потому что на все вопросы, какие бы они ни были, даны ответы в Евангелии.
— Как не исказить для себя смысл Евангелия? Как не облегчить или, наоборот, не усложнить его, подстроив под свои собственные представления и вкусы? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если вино сильно разбавлять водой, то в итоге получается вода, подкрашенная вином, и она уже не будет производить того действия, которое производило вино…
— Чтобы такого не случилось, нужно читать Евангелие с разъяснениями и толкованиями святых отцов. Сейчас нам стали доступны многие книги: например, «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, «Толкование на Святое Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского. Есть «Толковая Библия» А. П. Лопухина — более объемное произведение, которое включает в себя объяснения на все книги Ветхого и Нового Завета. У святителя Иоанна Златоуста можно прочитать «Беседы на Евангелие», но это уже не построчное толкование, как в других изданиях, а рассуждения его на евангельские темы. Святоотеческие толкования советуют читать, потому что сами мы зачастую понимаем прочитанное только через призму собственной жизни, а она редко бывает чистой и непорочной. Искажение истинного смысла опасно, поэтому, чтобы такого не произошло, нужно учиться понимать Евангелие так, как его видит и понимает Церковь — Тело Христово.
Незримо стоит Сам Христос
— Слышала от знакомых, что они не читают Евангелие, потому что считают, что не готовы к нему. «Не дорос», «не дозрел», «не время»… Так и со мной было на заре моего воцерковления. Это естественно? Такое бывает, что «время не пришло»? Или здесь что-то иное скрыто?
— Выражение «время не пришло» — это простая и весьма неудачная попытка переложить ответственность за свой выбор на кого-то другого, в данном случае на Бога. Чаще всего такой человек думает, что только Бог определяет то время, когда он сможет уверовать. И пока этот день не настал, что бы он сам ни делал, к чему бы ни стремился, он не сможет понять и уверовать. Но нет, это от нас зависит, когда «время придет» — откроем ли мы свое сердце для Бога или не откроем.
Был такой случай. Я встретился с человеком, историком по образованию, который, прочитав Евангелие, сказал мне: «Я вообще ничего не понял!». Но есть и другой пример. Помните, как митрополит Антоний Сурожский, будучи еще юношей, прочитал впервые Евангелие от Марка? Он всем своим существом почувствовал тогда, что перед ним незримо стоит Сам Христос. Значит, «пришло его время» тогда? Но мы можем только догадываться, что в тот момент произошло в его душе, что сделало его сердце таким восприимчивым к Евангелию.
В Священном Писании есть такой хороший поучительный образ. У каждого сердца стоит Христос и стучит в него, и отворит ли человек, зависит только от него. Не от Христа даже, ведь Он всегда стучит, а дверца эта открывается изнутри.
— Как быть христианином в настолько динамичном мире? Можно им быть, раз в неделю стоя на воскресной службе, ставя свечи и благоговейно перекрещиваясь перед иконой. Но как оставаться христианином, выйдя из храма? Как жить по заповедям в нашей сложной реальности?
— Когда христианин задается такими вопросами — как ему поступать в тех или иных сложных жизненных обстоятельствах, он, прежде всего, должен обратиться с верой непосредственно к евангельскому слову. И в нем через искреннюю молитву Господь поможет найти ответы. Но нужно помнить, что силами одного человека очень трудно изменить окружающий мир. Мы не можем в одиночку поменять политический строй или коренным образом изменить ситуацию в своей стране или городе. Но зато каждый из нас имеет возможность изменить самого себя, а через это — и мир вокруг нас. Именно об этом удивительные слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Стяжи дух мирен — тогда и найдутся силы, способы и возможности что-то сделать, чтобы проявить свою активную жизненную позицию. Даже в условиях ограничения деятельности мы всегда можем найти приложение своему доброму сердцу, если захотим. Никто ведь не мешает нам помочь своим соседям по лестничной площадке, особенно пожилым: принести им лекарства, продукты, вынести мусор. Здесь важно любое проявление заботы и внимания. Порою достаточно просто выслушать и утешить человека, чтобы он не падал духом в сложных жизненных обстоятельствах. Именно так мы можем быть активными делателями — оказывая помощь тем, кто рядом с нами.
— Евангелие и свобода — где точки соприкосновения? Современному человеку не хочется быть ограниченным, ведь наша жизнь и так слишком сложна.
— К сожалению, современное общество понимает свободу как свободу произвола, вседозволенности, которая проявляется иногда в крайне уродливых формах. Недавно меня поразили слова одной западной киноактрисы, которая ждет ребенка. У нее спросили, делала ли она обследование и кто у нее — мальчик или девочка? А она ответила: «Пол мой ребенок выберет сам, когда ему исполнится восемнадцать лет». И это свободой называется? Евангельское понимание свободы — другого рода: познайте истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Настоящая свобода в христианском понимании — это свобода от греха, и только Христос как Истина может ее дать нам. Но современному человеку это часто бывает непонятно, потому что для него свобода — это жизнь в свое удовольствие без каких-либо ограничений.
Быть высоким и крепким деревом
— Отец Серафим, такой вопрос: в чем мы наиболее уязвимы сейчас как христиане? Где наша ахиллесова пята?
— Думаю, человек, в какое бы время он ни жил, всегда будет «уязвим». Эта слабость коренится в нашей общей падшей природе. Конечно, каждая эпоха имеет свои особенности. Например, для нашего десятилетия характерно развитие информационных технологий. Сейчас мы уделяем очень много времени просмотру всякого новостного и развлекательного контента, но далеко не всегда такой поток информации благотворно сказывается на наших душах. Часто возникает болезненное стремление потреблять как можно больше информации, которая преподносится в ярких клиповых формах, лишенных какой-либо последовательности и смысла. В этом и состоит большая беда: мы погружаемся в бесконечную суету, в море бесполезной информации, отчего теряем драгоценное время и силы, которые могли бы пустить на что-то полезное. Итог всего этого — появление людей, которые или верят всему, что им преподносится, или, наоборот, уже не верят ни во что совсем.
— Что главное мы, считающие себя христианами, должны усвоить из Евангелия? Какой minimum minimorum, какую сердцевину нельзя упустить, чтобы оставаться христианином в современном мире?
— Нужно усвоить заповедь о любви. Помните ответ Иисуса Христа на вопрос одного сведущего в Священном Писании человека о наибольшей, главной заповеди в законе? Первая, самая важная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39). Вы сказали minimum minimorum, но христианство нельзя минимизировать до каких-то пределов. Обратите внимание, что эта двойная заповедь названа наибольшей, но не наименьшей, потому что любовь к Богу и ближнему включает в себя также и все остальные заповеди. Как я буду любить Христа, если я не прощаю других или ненавижу кого-то? Не существует набора «православного джентльмена», имея который можно с уверенностью, со спокойствием в сердце сказать: «Я — христианин».
В духовной жизни, как и в окружающем мире, все происходит постепенно. Что-то малое мы обретаем вначале, что-то большее обретаем потом, но процесс этого роста не останавливается никогда, ведь нет предела совершенству. В этом отношении мы подобны растению, которое прорастает из маленького семени, потом постепенно растет, развивается, а потом становится высоким и крепким деревом, стремящимся все время вверх — к небу, к свету.
Газета «Православная вера», № 23 (667), декабрь 2020 г.