Писательница с саратовскими корнями выпустила книгу с биографиями святых
Писательница и журналист Ольга Петровна Клюкина – в Саратове довольно известная личность. Она отсюда родом, долгое время работала в местных СМИ. Но вот уже несколько лет Ольга живет в Москве. Недавно в столичном издательстве «Никея» вышли две книги Клюкиной, объединенные общей серией под названием «Святые в истории». Писательницей была предпринята попытка (вполне удачная!) реконструкции биографий, портретов святых на основании исторических документов, воспоминаний современников, их письменного наследия. Мы решили поговорить с Ольгой Петровной о ее новых и неожиданных книгах.
– Ольга Петровна, расскажите, пожалуйста, как возник замысел книг из серии «Святые в истории».
– Прежде всего это идея московского издательства «Никея», с которым до этого я несколько лет сотрудничала. Сборники притч, раскраски, книга «Закон любви»... И вдруг выяснилось, что они хотят выпустить серию книг о святых разных веков – от I до XX века, показать историю христианства через конкретные личности, тех людей, которых теперь мы почитаем как святых. Многое из того, что я прежде делала, было как бы вокруг этого: роман «Эсфирь» на библейский сюжет, с уклоном в историю; пересказ притч и сказаний об отцах-пустынниках для детей; какие-то другие вещи. А тут как будто все совпало. Такое чувство, что все, что я прежде писала, было нужно, чтобы приступить к этой серии. И мы потихоньку начали.
– Долго длилась подготовка? Много книг было прочитано? Были у вас консультанты?
– Как я уже сказала, мне кажется, подготовка длилась всю мою сознательную жизнь. И длится. Да, я и до сих пор чувствую, что не готова. Особенно когда в той или иной истории приходится углубляться в богословские темы, без чего не может обойтись, к примеру, биография святого Иоанна Дамаскина или Григория Паламы... С самого начала у меня были научные консультанты, причем постепенно их становится все больше, и они все строже. Теперь уже каждую главу отдают на проработку специалистам, и периодически (да что там греха таить, часто!) я чувствую себя просто двоечницей, которая неточно привела цитату. Сколько прочитано книг? Даже не могу сказать. Очень много.
Но могу поделиться и одним радостным открытием. Я как будто научилась совсем по-другому читать и теперь нахожу удовольствие в чтении древних текстов, которые прежде казались трудными, скучными, просто не хотели вмещаться в мою голову. И вдруг в них словно многое высветилось: неповторимая интонация, живые чувства, юмор. В исторических хрониках и древних трактатах масса интересного, парадоксального, неожиданного.
– С чем можно сравнить эту работу?
– Для меня вообще работа над любым произведением в историческом жанре – как погружение на глубину. И чем глубже удается погрузиться в ту или иную эпоху, тем лучше результат. Это очень напряженное и трудное занятие. Иногда уши закладывает. А если серьезно, много приходится работать в библиотеке, за компьютером, чтобы на этой глубине навести резкость и хоть что-то разглядеть. Времяпровождение, скажу я вам, сильно на любителя.
– В чем заключается разница между тем форматом, в котором написаны истории книги, и традиционным агиографическим жанром, в котором обычно пишутся жития святых?
– Честно говоря, мне не очень нравится подзаголовок «Жития святых в новом формате», который из многих вариантов выбрали в издательстве. Для меня это все же скорее биографии, некие жизнеописания святых на фоне истории. Мы все воспринимаем историю через какие-то события, яркие личности своего времени, будь то правители, известные полководцы, художники, музыканты, даже прославленные куртизанки или злодеи. Но святые – они, если можно так выразиться, сверхличности, соль своего времени. Именно они во многом определяли историю. А спроси даже образованного человека, знает ли он, что эпоха Возрождения – это еще и преподобный Максим Грек, который до принятия монашества звался Михаилом Триволисом и жил в Италии... Или имя жившего немного раньше Марка Эфесского...
Мне очень нравится выражение французского средневекового историка и писателя Бернарда Шартрского: «Мы – карлики, взобравшиеся на плечи гигантов. Мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что взгляд у нас острее, а сами мы выше, но потому, что они подняли нас вверх и воздвигли на свою гигантскую высоту». А святые способны воздвигнуть еще выше – на высоту небесную.
– Чем обусловлен выбор именно тех святых, которые представлены в первой книге серии? Ведь и о других святых тоже сохранились исторические свидетельства.
– Да, но для нас было прежде всего важно, чтобы сами герои оставили свидетельства о себе. Иногда это совершенно поразительные документы, как, например, дневник мученицы Перпетуи – молодой женщины-христианки, жившей в III веке в Карфагене. Свои записки она вела, сидя в темнице, ожидая приговора суда, и подробно описала свои мысли, разговоры с отцом, перемену в настроениях, сновидения...
«После того прокуратор произнес приговор обо всех нас, осудив нас на съедение диким зверям, и мы сошли с помоста вниз и, радостные, вернулись в темницу», – пишет она. И без подобных свидетельств невозможно понять дух раннего христианства.
Или такое произведение, как ««Разговор с Трифоном Иудеем». В нем так хорошо слышна интонация самого автора – Иустина Философа.
К примеру, для первой книги мы взяли святого Григория Неокесарийского (Чудотворца), а не известного всем Николая Чудотворца, почти что его современника. Ведь помимо многочисленных легенд о чудесах от Григория сохранилась его «Благодарственная речь Оригену» и другие сочинения, строки из которых приведены в книге.
Кроме соображений по поводу исторических источников были и другие. Мы старались, чтобы в каждый сборник вошли святые, жившие в разных странах. А еще в каждой книге из девяти историй непременно есть две о женщинах, достигших святости. Мне кажется, такой подход придает серии особый объем, делает ее интересной для широкого круга читателей.
– Что читатели говорят о книге? Перед изданием у вас была фокус-группа, которая давала какие-то советы. Быть может, какие-то отклики поступали от нее?
– Фокус-группа – это редакционный совет издательства «Никея» в лице директора Николая Бреева, главного редактора Владимира Лучанинова и ведущих специалистов. Отклики уже были, в основном хорошие, и от коллег, и, что очень для меня важно, от священников, и от незнакомых читателей. Один из них даже помещен на заднюю сторону обложки книги – от ведущего программы «Библейский сюжет» на телеканале «Культура» Дмитрия Менделеева: «Автор честно и глубоко вскопал историческую почву, чтобы у читателя в душе могли взойти добрые всходы. И сделал это без ненужных придыханий, но с подлинной любовью к своим героям. А там, где потрудились терпение и любовь, жди откровений». Для меня это было неожиданно и приятно. Мы с Дмитрием лично не знакомы, встретились только на презентации книги в московском культурном центре «Покровские ворота».
Кстати, на презентации в мае присутствовали и историки. Один из них обвинил меня в некоторой необъективности, излишней симпатии к персонажам. Но по-другому не получается. Говоря о первых христианах, речь идет о мучителях и их невинных жертвах.
– Какие книги еще планируются в серии «Святые в истории»?
– Серия будет охватывать разные эпохи. Первая книга – I–III века. Это христианство гонимое. Дальше, начиная с Константина Великого, христианство стало государственной религией римлян. Время ранней и поздней Византии, Средние века – и так вплоть до конца XIX века. Возможно, будет и XX век, но точно не знаю. Слишком это еще близко. Мне кажется, о новомучениках надо писать иначе. Пока не поздно, записывать рассказы родственников, собирать письма и драгоценные свидетельства.
– Сегодня даже в ограде Церкви жития многих святых воспринимают как педагогическую историю, поучительную легенду. Кое-кто даже сомневается в подлинности некоторых житий, считая их вымыслом святителя Димитрия Ростовского, к примеру. Что бы вы ответили на подобное?
– Жития святителя Димитрия Ростовского были написаны в XVII – начале XVIII века. В них много чудес, и некоторые из них действительно напоминают сказу, особенно для современных людей, не очень-то склонных верить в чудеса. Что же касается исторических фактов, истории, в лучшем случае там сказано: «При Диаклетиане». Или: «При Траяне». Но в том-то и дело, что наши предки знали гораздо лучше мировую историю, чем мы сейчас, и, возможно, такой информации для них было достаточно. А нам очень сложно представить то или иное событие без понимания исторического фона. Наверное, понимание этого во многом и послужило толчком к созданию серии. И какие тут сказки? Вот они – письма святого Киприана Карфагенского или Иоанна Златоуста, «Исповедь» блаженного Августина или гимны Симеона Нового Богослова. Прочитайте – и любые сомнения насчет сказок сразу отпадут.
– Какие у вас любимые святые? Как произошла встреча с ними?
– Все герои книг этой серии – точно мои любимые. Ведь это как с людьми в жизни: сначала кого-то узнаешь, знакомишься ближе, открываешь для себя что-то новое, удивляешься – и вот уже человек становится частью твоей жизни. А встреча со святыми – это всегда и некоторое потрясение, потому что в них лучшие человеческие качества возведены в превосходную степень.
Невозможно не поражаться отваге святого миссионера Ансгария, ходившего в Данию и Швецию просвещать викингов, или щедрости и доброте святителя Григория, Папы Римского. Богатейший человек из знатного сословия, а ему с юности кусок не лез в горло от осознания, что по Риму ходят голодные. Если бы у меня было много жизней, я бы о каждом из них могла написать роман-эпопею.
Газета «Саратовская панорама» № 35 (963)