Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Епископ Варфоломей: «Чем добрее душа человека, тем ближе, приятнее и понятнее ему воля Бога»
Просмотров: 458     Комментариев: 0

О том, как понять волю Божию в своей жизни, мы беседуем с епископом Балаковским и Николаевским Варфоломеем.

– Владыка, скажите, пожалуйста, что такое воля Божия, и в чем она проявляется?

– Попытаться ответить на этот вопрос — это объять необъятное. Сложность в раскрытии этой темы – непостижимость Божества и наша человеческая ограниченность. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость». Но, понимая значимость этого вопроса в жизни каждого человека, мы, используя Божественное Откровение и творения святых отцов, попытаемся приблизится к осмыслению данной темы.

Во-первых, надо отдельно выделить понимание воли Божией в мире материальном. Здесь воля Божия проявляется как всемогущее действие Божие. В мире физическом для Бога нет ничего невозможного. Вместе с тем, всемогущество Бога сопряжено с еще одним из Его свойств – благостью. Источником всемогущества и благости воли Божией является Его непостижимая по существу и познаваемая по энергиям природа. Поэтому все действия Бога как в мире материальном, так и в мире духовном направлены исключительно на благо. Сочетание всемогущества и благости воли Божией, увенчанной Его премудростью, проявляется в красоте созданного Им мира: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31).

Во всем созданном Богом мире мы видим отражение Его любви и заботы. Адам создан чистым по природе и помещен в прекрасные условия существования. Библия открывает нам небольшой, но яркий штрих, указывающий на заботу о человеке во всех сторонах его жизни: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18).

В мире материальном все прекрасно и подчинено Его воле: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! (Пс. 103:24-31). 

Намного сложнее объяснить действия воли Божией в мире человеческой свободы – мире духовном. Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, наделив его свободной волей, разумом и творческими способностями. Человек был призван к богоподобию, реализуя свою свободу, основываясь исключительно на благожелательности и добре. Результат – укоренение в добре, приближающий его к богоподобию по благодати.

Первым испытанием для человеческой свободы была заповедь, запрещающая вкушать плоды от древа: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:16-17).  

К сожалению первые люди не устояли в добре и нарушили Божественную заповедь – Божественную волю: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6).

С этого момента первозданная и чистая природа изменилась. Человек стал удобопреклонен ко злу и не способен следовать воле Божией – доброй и всесовершенной. Зло, как раковая опухоль, поразило душу человека.

Если в первом случае воля Бога реализуется во всей полноте, то в мире свободных существ – только с их добровольного согласия. Бог хочет, чтобы все спаслись (см.: 1 Тим. 2:4), но все не спасаются, стучит в дверь (см.: Откр. 3:20), но не все отверзают.

– Воля Божия и Божий Промысел – это одно и то же?

– Волю Божию мы понимаем как инструмент осуществления Его Промысла в мире. В «Православном катехизисе» мы встречаем следующее определение Промысла Божия: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

 Бог, почив от Своих творческих дел в седьмой день, проявляет попечение о мире материальном и мире духовном. Венцом Божественного промысла о человеке или домостроительства, является воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы. Бог воспринимает человеческую природу, претерпевает страдания и крестную смерть, воскресает и возносится на небо. Но домостроительство нашего спасения не заканчивается спасительным подвигом Иисуса Христа. В Своей прощальной беседе Иисус Христос говорит об Утешителе, которого Он пошлет от Отца (см.: Ин. 15:26) Сошествие Святого Духа является днем основания Церкви как источника благодати Святого Духа.

В Церкви мы получаем благодатную силу, укрепляющую нас в деле личного спасения и духовного совершенствования. Именно эта сила нам помогает исполнить волю Бога в свой жизни. Божественная благодать, получаемая в церковных таинствах, не только способствует крепости нашей воли, но и преображает и исцеляет нашу природу, делая ее чище и добрее. Подобные изменения делают нас ближе к Богу, а следовательно, Его воля становится для нас не только легкоисполнимой, но и желанной.

– Пресвятая Богородица являет нам образец принятия воли Божией с глубочайшим смирением. Как нам научиться хоть немного следовать примеру Божией Матери?

– В первую очередь, примером для подражания для нас должен быть Сам Христос. Бог Слово воспринял человеческую природу во всей полноте, включая и ее волю. Во Христе мы видим образец взаимодействия воли Божией и воли человеческой. Апостол Павел пишет: Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10:5-7). Воля Божия во всей полноте реализовалась во Христе: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34).  

Человеческая природа свободно, хотя и не без труда, следовала воле Божией. Вспомним самое яркое место – Гефсиманское моление накануне предстоящих страданий. О том, как Господу было тяжело по человеческому естеству, говорят слова: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26:38). Евангелист Лука еще более показывает тяжесть состояния Христа: находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк. 22:44).

Как бы ни было тяжело Христу в этот момент, Его безграничная преданность воле Божией проявляется в словах: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42).

Еще один яркий момент из Священного Писания следует привести для понимания тайны нашего спасения, которое произошло благодаря послушанию Божественной воле: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2:6-8) Именно поэтому: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил. 2:9-11).

Христос для нас есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Если Адам, не приняв волю Божию, потерял рай, то Христос, исполняя волю Отца, вернул нам Царствие Небесное. Только следуя путем Христа – исполнением воли Божий, мы можем быть с Ним в вечности.

Следует отличать усилия Христа в следовании воле Божией от нашего противления греху. Христос, имея чистую природу, был подвержен естественным неукоризненным страстям. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Природные же и непредосудительные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь из-за осуждения за преступление, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука (от которой пот и капли крови)». Христос, обладая естественными страстями, был непричастен греху, естественные страсти не перетекали в греховные действия. Мы же, обладая страстной природой, вступаем в борьбу с развитыми и укоренившимися в нашей душе страстями – чревоугодием, блудом, сребролюбием, печалью, унынием, гневом, тщеславием и гордостью.

Особое место в деле нашего спасения занимает Пресвятая Богородица. Пресвятая Дева Мария является для нас избранным сосудом Божиим. От Ее чистых и девственных кровей Бог Слово заимствовал человеческую природу. В церковных песнопениях мы слышим, что Она «мост, приводящий к небесам и лестница высокая, которую Иаков видел» (Стихира праздника Благовещения). В первую очередь, почитание Пресвятой Девы основывается на Ее неповторимой роли в деле нашего спасения.

Спасение человека невозможно без согласия с его свободной волей. Этот принцип прослеживается с самого начала домостроительства нашего спасения. Церковь особо отмечает в своих песнопениях: «днесь спасения нашего главизна» (тропарь Благовещения). В переводе на русский язык: «Сегодня – начало нашего спасения». Почему именно Благовещение является началом нашего спасения? По одному из толкований именно согласие Ее воли открыло путь Богу к нашему спасению через воплощение Сына Божия. Слова молодой Девушки се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38) исполнены смирения и покорности Богу. Нам кажется, что согласие на подобную миссию не составляет особой трудности. Оно легко и почетно. Но это не так. Дева Мария знала, что впереди Ее ждут мучения Матери, видящей страдания и смерть любимого Сына.

Жизнь Христа и жизнь Пресвятой Богородицы для нас есть величайший пример для подражания в принятии всеблагой воли Божией.

Для нас образ Богородицы является напоминанием о Ее чистой и святой жизни. Очень важно помнить, что в основе принятия воли Божией лежит любовь и доверие. Мы верим, что какие бы трудности нас не ожидали, следование воле Божией всегда приводит к благому концу.

– Что значит жить, исполняя волю Божию?

– Псалмопевец Давид пишет: в законе Господа воля его (Пс. 1:2). Исполнение воли Божией связано, в первую очередь, с нравственным совершенствованием человека. Борьба с грехом и культивирование доброго в душе является основной целью жизни христианина. Если внимательно читать Священное Писание, то становится очевидным: главная тема Божественного откровения — это призыв к нравственности. Не к материальному благополучию, не к развитию технического прогресса, не к физическому совершенству, а именно к нравственности. Такие качества души, как чистота, любовь, смирение, делают нас богоподобными.

Следование воле Божией, запечатлённой в Откровении, должно быть связано с пониманием основ христианской антропологии и аскетики.

Во-первых, мы является носителями испорченной природы, наследниками первородного греха. Апостол Павел прекрасно это описывает: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7:22-23). Поэтому преодоление этой испорченности сопряжено с усилиями и духовным понуждением: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12).

Во-вторых, надо четко понимать – только любовь ко Христу может лежать в основе исполнение Божественной воли. Не страх перед наказанием, не желание получить награду, а именно чистая и искренняя любовь к Богу. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, – говорит Христос. (Ин. 14:15). Любовь можно привить только любовью.

Важным моментом в христианской жизни нужно считать не только старание следовать воле Божией во внутреннем перерождении, но и принятие внешних обстоятельств нашей жизни с должным смирением и осознанием их необходимости для нашего спасения. Все события есть испытания, посылаемые Богом, для нашего духовного совершенства.

Здесь важно отметить, чем совершеннее внутренне человек, тем легче он проходит испытания, ниспосылаемые ему по воле Божией, укрепляясь и закаляясь духовно и нравственно. Чем успешнее проходит он внешние испытания, тем крепче становится его душа в ее непоколебимости и приверженности добру.

– Как понять, где воля Божия, а где проявление свободной воли человека?

– Необходимо всегда свои желания и намерения сравнивать с евангельским учением. Свободная воля человека не всегда противоречит воле Божией. Противоречия появляются и становятся все более очевидными, когда в человеке царствует грех и зло. Апостол Павел говорит: в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7:22-23). Чем добрее душа человека, тем ближе, приятнее и понятнее ему воля Бога. Псалмопевец Давид восклицает: Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (Пс. 118:97); Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим (Пс. 118:103).

– Владыка, скажите, каждому ли может открыться воля Божия?

– В отношении внутреннего духовного развития она открыта всем – в Его законе (см.: Пс. 1:2). Для нас это, в первую очередь, Евангелие, в частности, Нагорная проповедь Христа (см. Мф. 5:7).

Намного сложнее вопрос о воле Божией в отношении жизненно важных решений каждого человека – вопросы выбора профессии, спутника жизни, места работы и т.п. Многие пытаются искать Божие решение за себя, вероятно, ища более легкого пути, возможно, чтобы потом возложить на Него вину в неблагополучном конце.  

Мне кажется, что в решении этих вопросов надо руководствоваться следующим принципом – если воля Божия не явлена открыто, то решение надо принимать самому, беря на себя полную ответственность, помня, что Бог дал тебе свободу для ее реализации в любых условиях жизни. Необходимо ориентироваться на нравственную сторону любого действия. Для вечности не важно какую ты выбрал профессию, главное – поступай по-христиански, обладая полученными знаниями. У христианина есть главный путеводитель – Евангелие. Этот путеводитель должен быть самым важным и основным. Все остальное приложится. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)

Существует и древняя практика искать духовного окормления и получения советов у людей, достигших совершенства. Такие духоносные отцы, пройдя путь внутренней борьбы, видят человеческую душу и, исходя из своего богатого опыта, очень тонко чувствуют ее свойства и движения. Часто и к ним обращались и обращаются за советом по разным жизненным вопросам. Иногда подобная практика доходит до крайностей – какую марку автомобиля купить, в каком городе приобрести квартиру. Мы должны помнить, духоносные старцы, в первую очередь, представляют кладезь аскетического опыта, который мог бы послужить для нашей внутренней духовной жизни.

– В послании апостола Павла есть такие слова: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2). Как их понимать?

– В послании апостола Иоанна Богослова есть такие слова: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:16), а также весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19). Это означает, что люди, разделяющие ценности мира греховного, «сообразующиеся» с ним, живущие низменными страстями, не способны к принятию и осуществлению в своей жизни воли Божией. Но, по мере их освящения и просвещения светом Евангелия, сначала умом, а затем и сердцем познают, что воля Божия блага, совершенна и полезна для каждого из них. Следовательно, по мере возможности и по мере духовного возрастания осуществляют ее в себе и своей жизни.

– Владыка, наших читателей интересует, как в жизненных обстоятельствах правильно разглядеть и понять волю Божию? Скажите, пожалуйста, необходимо ли противостоять, преодолевать обстоятельствам, или нужно «плыть по течению»?

– Пусть у каждого человека перед очами сердца будет всегда находиться духовный маяк – святое Евангелие, и тогда в каждой жизненной ситуации мы сможем принять правильное решение. Надо помнить, что жизнь христианина – это крестоношение. В мире греха мы инородные элементы. Христос говорит: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15:19). Следовательно, мы не имеем права плыть по течению реки, наполненной грехом и беззаконием. Образы Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников пусть будут для нас ярким примером следования всеблагой и всесовершенной воле Божией.

Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 4 (15), апрель 2024 г.