«Чем быстрее пройдет процесс осознания обществом того, что реально сейчас происходит, чем больше сердец загорится состраданием, участием, желанием помогать, тем быстрее наступит мир,— говорит иерей Кирилл Суглобов, настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района,— потому что всякая беда, всякое испытание посылается народу Богом не просто так, а для какой-то необходимой перезагрузки».
Мы беседуем с отцом Кириллом, его прихожанами и соратниками в трапезной храма. К словам, которые произнес отец Кирилл, я еще вернусь, а сначала расскажу о селе, храме и приходе.
Дело в том, что Елшанка — место особое, притягивающее. И это не только мое ощущение, поверьте: многие, побывав здесь однажды, приезжают потом еще и еще. В приходе местной церкви — и коренные елшанцы, и дачники, и саратовцы — благо, город всего в сорока километрах, а община, собравшаяся вокруг отца Кирилла, очень быстро становится родной и не отпускает.
А в XIX веке Елшанку знали богомольцы по всей Саратовской и прилегающим губерниям — вплоть до Москвы. Здесь, в Михаило-Архангельской церкви, хранилась чтимая икона святой мученицы Параскевы Пятницы, чудесным образом обретенная местными жителями в водах ключа, что в двух верстах от Елшанки. Документально подтвержденных сведений об этом событии, к сожалению, нет, как нет и точной даты; предание говорит, что икону нашли в десятую пятницу по Пасхе. Именно в этот день из года в год Елшанка принимала десятки тысяч паломников. Старая, 1754 года постройки, бревенчатая церковь не выдерживала такого наплыва; к тому же (об этом сообщают «Саратовские епархиальные ведомости» за ноябрь 1900 года) храм смотрелся убого на фоне зажиточного торгового и ремесленного села. Исходя из этого, благочестивые елшанцы решили возвести новый каменный храм, достойный пребывавшей в нем святыни. Одним из жертвователей стал купец Иван Мусатов — в принадлежавшем ему особнячке расположен сегодняшний елшанский храм.
Новая Михаило-Архангельская церковь была освящена в ноябре 1900 года. Позже были освящены два придела: во имя преподобной Марии Египетской и святой великомученицы Параскевы Пятницы; в последнем, надо полагать, и пребывала чудотворная икона. В 30-х годах новое, огромное кирпичное здание не поленились разобрать — скорее всего, срочно понадобился кирпич.
Мы выходим из храма крестным ходом, с хоругвями и иконами, во главе с отцом Кириллом, переходим дорогу и оказываемся на месте, где стояла ныне разрушенная церковь. С молитвой обходим этот храм по кругу, как принято обходить храмы в пасхальное время, и батюшка щедро кропит нас освященной водой. И так ясно становится, что храм не уничтожен, что он так здесь и стоит, только — незримо…
— Это ангел стоит, — скажет нам чуть позже отец Кирилл. — На месте каждого уничтоженного храма ангел стоит до конца времен — ждет и надеется, что восстановят люди святыню.
А где же чудотворная икона? Она исчезла. Говорят, что ее сожгли вместе с остальными иконами. Или спустили по Волге — есть и такая версия. Небольшой образ святой Параскевы в нынешнем храме напоминает о ней.
А вот источник, на котором святыня была обретена, — мощный, полноводный, по-прежнему почитаемый верующими и популярный среди ценителей вкусной, чистейшей воды. Здесь всегда народ, и даже зимой находятся желающие окунуться в благодатную купель. Я и летом ни разу не решилась (температура воды +50), но глотаю эту влагу — и всякий раз будто само небо пью… И сразу что-то изменяется внутри, сил прибывает.
Святой источник — предмет особой заботы елшанского прихода и молодого настоятеля. Отец Кирилл перечисляет сделанное за последние два года: реставрация бревенчатой часовни, ее утепление, обработка дерева специальным составом — от разрушения, строительство свечной лавки, ремонт лестницы, ведущей к воде, постоянная очистка русла от валежника и водорослей.
Каждый год, в десятую пятницу по Пасхе, к источнику святой Параскевы (он же, в народе, Белый ключ) отправляется многолюдный крестный ход; эта традиция XIX века возобновлена в начале века двадцать первого. В текущем году десятая пятница совпадает с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и приход готовится к двойному торжеству.
Елшанка умеет помнить утраченное и беречь то, что уцелело. Православный приход действительно стал сердцем села и не дает ему ни историю свою забыть, ни в житейских бедах отчаяться. Но сейчас у всех нас есть одна огромная тревога и боль — наши воины, участвующие в СВО. В елшанском храме за каждой Литургией поминают и живых — тех, кто сейчас воюет, — и убиенных. Списки большие, поэтому их раздают прихожанам — каждому по три-четыре листа. Сначала читаешь и молишься: «Господи, сохрани!» — и это надежда. Потом читаешь — и понимаешь, что вот здесь надежды в земном ее измерении уже нет, что эти люди, совсем молодые, ушли… Но не в небытие, а в вечность, и мы, помня, что они до конца исполнили свой воинский долг, молимся об их упокоении.
Но православная Елшанка не только молится о воинах: помня слова апостола вера без дел мертва… человек оправдывается делами, а не верою только (Иак. 2, 20, 24), она постоянно и весьма ощутимо им помогает. Вот мы и вернулись к словам отца Кирилла — к тому, с чего начали.
Настоятель елшанского храма и его помощники создали в телеграмм-канале группу «Крепкий тыл»: там размещаются списки того, что необходимо конкретным воинским подразделениям и военным госпиталям. Это продукты, медикаменты, перевязочные материалы, посуда для госпитальных поваров, белье, инструменты, сетка-рабица и т. д. Прилагаются адреса Интернет-магазинов, в которых все это можно купить, указав пункт выдачи в Елшанке. К группе присоединились сотни участников со всей России. Большинство из них — люди среднего достатка, но есть и более обеспеченные. Благодаря последним из Елшанки отправлено уже пять автомобилей, два мотоцикла, иные технические средства, необходимые для сохранения жизни наших бойцов. Совершено 11 поездок в зону СВО.
А сейчас мы познакомимся с теми, кто регулярно ездит «за ленточку», кто доставляет всю эту помощь в зону боевых действий. Это группа «За наших», созданная жителями поселка Сенной в соседнем с Воскресенским Вольском районе. В елшанском храме эти жители Сенного — всегда желанные гости.
Супруги Абрамовы, Виталий (водитель такси) и Наталья (повар), — люди, в жизни которых есть очень серьезная проблема — тяжелая болезнь дочери. И им, казалось бы, ни до чего уже должно быть, ни до кого. Но те ребята, которые сейчас воюют, похоже, тоже дети Виталия и Натальи. Поэтому супруги возят «гуманитарку» прямо в окопы и блиндажи.
— У нас не сразу все получилось, не сразу удалось правильно все организовать, ребята нас не знали… Но теперь телефоны просто разрываются от звонков и сообщений, и подопечных у нас все больше с каждым днем, — говорят они.
Прошу Наталью рассказать о поездках «за ленточку»:
— Первый раз мы доставляли помощь ребятам, которые участвовали в боевых действиях на запорожском направлении. Поехали втроем: мы с Виталием и наш товарищ Марат. Я вернулась оттуда в шоке и в депрессии. Муж даже сказал: все, больше тебя туда не возьму. Мы ехали по Мариуполю, и я говорила супругу: «Ты представляешь, сколько семей жило вот в этом доме? Люди рождались, росли, старели, это была жизнь — и вот в одночасье эта жизнь рухнула».
— А за себя Вам не было страшно?
— Нет, когда рядом наши бойцы, то уже не страшно.
— Рядом стреляют, арта грохочет, а они на стол накрывают — покормить нас скорее, чаем напоить, — включается Виталий. — Мы там ночь переночевали — и домой…
Наталья не могла ездить в зону СВО целый год после первой поездки — занималась сборами, а туда с собранным грузом провожала мужчин. Но потом все внутри как-то уложилось, и она опять стала ездить к бойцам. На момент нашего разговора они с мужем планировали поездку в Луганск.
— Что сейчас востребовано, главным образом?
— Технические средства: радиостанции, квадрокоптеры и тому подобное. Они спасают жизни наших ребят. Без отца Кирилла и группы «Крепкий тыл» мы бы никогда не смогли все это купить.
— Заявок на гуманитарную помощь у нас очень много, мы с трудом их закрываем, работа не прекращается ни на день, — дополняет Юлия Владимировна, мама и ближайшая помощница настоятеля елшанского храма. — У нас был такой момент: Наталья передала нам заявку от десантников наших, там было сорок два пункта. Нам казалось, что мы никогда такую заявку не сможем закрыть. Я батюшку спросила: что нам делать? Он посмотрел на эту заявку и сказал: «Раз ребята просят, значит, мы должны сделать, Господь поможет». И Господь помог — мы ее закрыли. Мы благодарны всем, кто нам помогает, но особенно хочется сказать о Сергее из Подмосковья и его сыне Георгии — они не только закрывают самые сложные позиции из заявок бойцов, но и сами ездят «за ленточку» от имени нашей группы.
Где Подмосковье — и где Елшанка: вот так и возникают живые связи, столь важные сейчас для всех нас.
— Первый помощник наших волонтеров — это Господь Бог, — говорит отец Кирилл. — Не раз было такое: нам заказывают что-то совершенно для нас нереальное. Но каким-то удивительным образом нам в руки попадает именно то, что нужно. Последний случай: ребята написали, что срочно нужна мощная радиостанция. И я даже не успел об этой заявке узнать, как прочитал у себя в мессенджере: «Батюшка, у меня есть японская радиостанция хорошая, могу пожертвовать»… Понимаете, для того, чтобы помочь, не нужно обладать какими-то великими возможностями. Какие у нас возможности? Мы обычный сельский приход, с миру по нитке собираем, чтобы за свет, газ и воду заплатить. Однако мы смогли за последние полгода отправить десять машин с «гуманитаркой».
Невольно вспоминаешь слова, услышанные в свое время апостолом Павлом от Самого Господа: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
В последнюю поездку в Луганск отец Кирилл впервые отправил своих родителей — просто потому, что в одну машину все не уместилось, нужна была еще одна — и, соответственно, еще один водитель. Юлия Владимировна рассказывает о своих впечатлениях:
— Как только оказываешься «за ленточкой», сразу совершенно другое самоощущение. Кажется, даже воздух стал другим. Ты просто понимаешь, что сейчас с тобой может случиться все что угодно. В этой поездке мы впервые увиделись с теми, кому уже долго помогали. Это совсем другие люди, не такие, как мы здесь, это совершенно другие мужчины. И они сами говорят: мы уже не понимаем тех, кто там, в тылу, нам будет трудно жить с ними…
Слушаю и думаю: да, общество ощутимо расслаивается, делясь на тех, кто понимает, что в стороне оставаться нельзя, что наших людей нужно поддерживать — и тех, кто хочет лишь одного — чтобы его не трогали и не мешали ему жить «в кайф». Закончится спецоперация — и люди совсем перестанут понимать друг друга… Что может помочь преодолеть этот разрыв? Только солидарность, сочувствие и содействие. Все мои собеседники говорят о том человеческом тепле, о той глубокой и трогательной благодарности, которой отвечают воины на заботу о них:
— Всю весну они каждый день присылали нашим волонтерам-женщинам фотографии расцветавших там цветов: вот гусиный лук, вот подснежник, а вот ландыши уже пошли, — рассказывает отец Кирилл.
Православная Елшанка помогает не только нашим солдатам, но и украинцам, находящимся сейчас у нас в плену.
— К нам приезжал офицер с позывным «Волга». Его обязанность — прием пленных и работа с ними. У него нет никакой к ним злобы, наоборот — сострадание, понимание их ситуации. Многим из них нужны одежда, медикаменты. И мы помогаем, закрываем заявки от «Волги».
Суглобовы в Елшанке уже пять лет. У отца Кирилла и его супруги Екатерины трое детей — старшей, Саше, недавно исполнилось семь. Матушка Екатерина — регент и создала очень хороший хор, в нем поет молодежь — и местные жители, и саратовцы. Хор храма в Елшанке — дипломант епархиального фестиваля приходских хоров. Иные говорят: только для того, чтобы послушать этих ребят и девушек, стоит приехать в Елшанку.
Но храм в Елшанке у отца Кирилла не единственный. Он несет послушание настоятеля еще в четырех сельских храмах, восстанавливает старинный Покровский храм в селе Подгорное…
Мне очень хочется задать каждому из моих елшанских собеседников, начиная с отца Кирилла, один и тот же вопрос: как вас на все хватает? Но нет, пожалуй, не стану я об этом спрашивать — пусть ответ останется у каждого внутри, в сердце. Ведь только сердце в совершенной своей тишине с абсолютной достоверностью может ответить: хватает потому, что я верую и люблю.
Если у вас есть стремление поддержать сельские приходские общины, вверенные отцу Кириллу, содействовать обустройству святого источника, напишите об этом сообщение в «Ватсап» или «Телеграме» по номеру его телефона: 8–937–226–85–95. Пожертвование вы можете перечислить на расчетный счет храма с. Елшанка на этой странице: https://elshankahram.ru/help
Страница иерея Кирилла Суглобова в социальной сети «ВКонтакте» — https://vk.com/iereu_kiril, в мессенджере «Телеграм» https://t.me/OtecKIRILL007.
Газета «Православная вера», № 07 (735), июль 2024 г.