Главное место в жизни Церкви и каждого христианина занимает таинство Причастия. Не ношение крестика и даже не однажды принятое крещение, а именно Причастие делает нас последователями Христа. Что это за таинство и как правильно к нему приступать и готовиться? Об этом мы решили побеседовать с клириком саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» протоиереем Сергием Ксенофонтовым.
— Что такое Причастие и почему это такое важное таинство?
— Евхаристия — благодарение, принесенное Богу,— таинство, установленное Самим Господом нашим Иисусом Христом. Оно имеет величайшую спасительную силу, поскольку является вместилищем главной миссии, которую Господь воплотил на земле. Эта миссия заключается в ликвидации препятствия, стоящего между Богом и человеком, — греха.
Господь установил Причастие как религиозное таинственное действие, при котором во время богослужения повторяются священные действия Спасителя: перед Своей спасительной смертью Он собрал учеников, благословил им хлеб и вино и преломил хлеб в знак Своих страданий на Кресте, а также в возвещение будущего Своего Воскресения и союза между Богом и человеком.
Союз человека и Бога для спасения и обретения человеком вечной будущей жизни при преодолении греха был назван Новым Заветом. Таинство Причастия — это религиозное действие, которое мы повторяем по завету Самого Христа на главном богослужении — Божественной литургии. Верующие, возглавляемые своим пастырем, приносят Богу дар — хлеб и вино, и по молитве всей Церкви в лице священника и присутствующих на богослужении, по действию благодати Святого Духа хлеб и вино, не изменяя ни вкуса, ни цвета, ни вида, становятся Телом и Кровью Спасителя — тем самым Телом, которое было распято на Кресте, и той самой Кровью, которая была пролита на Кресте во искупление наших грехов.
Евхаристия, или Святое Причастие, является вершиной религиозной жизни каждого верующего христианина, потому что требует максимальной веры в то, что мы воистину принимаем из Чаши Тело Христово и Его Божественную Кровь и через Спасителя соединяемся со Святой Троицей.
— Получается, на каждой Литургии мы становимся свидетелями чуда — чуда претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? То есть это — предмет нашей веры?
— Да, это предмет нашей веры, и она выражается как в наших молениях и в самом религиозном участии в Литургии, так и во всем том, на что падает отблеск Святой Евхаристии: в святости престола, святости Церкви, в освящении людей, которые принимают в этом участие. Народ причащающийся называется «новым Израилем», «обновленным Божиим народом», «царским племенем», поскольку он принимает Жертву Христову, и происходит чудо обновления человека через соединение со Христом. Людям посторонним, далеким от Церкви, или людям иных религий вера в то, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа может показаться безумием. А для христианина стержнем его веры как раз и является то, что он воистину верует: под видом хлеба и вина он принимает именно Тело и Кровь Спасителя. И это не символическое изображение. Этот вид нам дается лишь по попущению, чтобы мы, будучи людьми слабыми, не сталкивались с видом Тела и Крови. То есть Причастие — это таинственное действие любви Божией через установленные видимые действия и через невидимое действие Святого Духа, которые изменяют человека с его согласия.
— Мне кажется, что, с одной стороны, Евхаристия — это физически самое доступное таинство — в храмах практически каждый день совершается Литургия, и ты можешь приступить к Причастию всегда, в любой день. С другой стороны — это таинство самое труднодоступное для понимания. Его очень сложно уместить в сознании…
— Действительно, для современного человека, который имеет огромное количество нужных и ненужных знаний и испытывает большой скепсис по отношению ко всему религиозному, в особенности к правильной и здоровой религиозной мистике, понять и принять суть Евхаристии очень трудно. Не напрасно это таинство зовут Причастием. Причащаться — значит быть сопричастным. И самое простое объяснение для начинающих, что Причастие — это момент наибольшего, теснейшего возможного соединения человека и Бога в земной жизни. Все остальные таинства Церкви формируют религиозную жизнь людей таким образом, чтобы это соединение сохранялось, но обновляется и поддерживается оно именно Святым Причащением.
В таинстве Крещения мы вступаем в союз с Богом. Влияние первородного греха в этом таинстве ликвидируется, но его последствия еще продолжают сказываться в человеке как привычка. Поэтому искушение греха и страстность натуры могут приводить к возвращению той жизни, которой мы жили до крещения. Возбуждение тех или иных страстей свойственно любому из нас, даже людям крещеным и старающимся бороться с грехами. Поэтому нам и требуется прямое действие Божества в человеке.
— Причастие — значит, ты становишься частью?
— Бог пребывает в человеке, человек пребывает в Боге. Отношения между Богом и человеком складываются по любви, потому что Бог есть Любовь. Тайна наших сложных отношений с Богом и друг с другом в том, что любовь подразумевает свободный выбор и высшее проявление этой свободы выбора — веру, доверие. А доверие наше Богу проявляется в том, что мы принимаем от Него самый главный дар, который Он принес в этот мир, — дар будущей вечной жизни, который Он дарует через ту Жертву, которую Сам принес ради человека.
— Как часто нужно приступать к таинству Причастия? Нужно ли это делать на каждой посещенной Литургии?
— Частота причащения зависит от воцерковленности человека. Если он только входит в организм Церкви и еще не установил для себя молитвенные правила, не знает общину, в которой находится, иногда стесняется подойти к священнику и еще имеет многие комплексы и предубеждения, то священник может посоветовать ему причащаться хотя бы раз в месяц, а кроме того — Великим постом, в день своего небесного покровителя, в Святую Пасху, Рождество и, конечно же, в день установления Святой Евхаристии — в Великий Четверг.
Если человек воцерковлен более, то есть имеет молитвенные правила, советуется со священником и получает какие-то результаты своего воцерковления, то ему можно посоветовать причащаться почаще — Великим постом, может быть, даже каждое воскресенье, и обязательно на Пасху, Рождество, во все двунадесятые праздники, в день ангела и в Великий Четверг. Как вы заметили, в обоих случаях был упомянут Великий Четверг как день установления таинства Евхаристии. Для многих священников причащение прихожанина в день Великого Четверга, день воспоминания Тайной Вечери, является свидетельством успешного воцерковления человека. Это своего рода момент истины для христианина, момент глубокого понимания и серьезного подхода к тому, что происходит в Церкви. В Великий пост и во дни Страстной седмицы, которые ведут человека по пути осознания всей ценности Христовой Жертвы, пиком являются Тайная Вечеря, переживание страшных событий Страстной Пятницы и затем уже — радостного Воскресения. Для воцерковленного человека это явления одного порядка: моление Христа о Своих учениках, Тайная Вечеря, страдание, смерть, воскресение Спасителя. Мы переживаем их заново, словно находясь рядом со Христом. И без Святой Евхаристии в Великий Четверг, без переживания исторических и мистических событий этого дня для настоящего христианина понимание и переживание радости Воскресения Христова будут неполными.
Поэтому при любой степени воцерковленности прихожан священник, внимательно следящий за своей паствой, будет советовать им причащаться и на Пасху — в самый радостный и великий день — и в Великий Четверг. В остальное время частота причащения будет зависеть уже от каких-то других аспектов воцерковления и обстоятельств.
— Как правильно к этому таинству подготовиться и из чего состоит подготовка?
— Подготовка состоит из двух частей — физической и духовной, а именно — из поста и молитвы. На сегодняшний момент сложилась практика, которая в значительной мере следует традициям, идущим из советского времени. Она предписывает соблюдать перед причащением три дня или, по возможности, неделю поста и прочитывать особое молитвенное правило, состоящее из покаянного канона, канонов Божией Матери и Ангелу Хранителю и самого Последования ко Святому Причащению, состоящего из канона и нескольких молитв.
Но недавно, в 2015 году, вышло определение Священного Синода о том, что подготовка ко Причастию может определяться всей круглогодичной жизнью христианина. Если человек соблюдает все многодневные посты и среду и пятницу в течение всего года, такой строй жизни позволяет ему, при согласии священника, причащаться уже без дополнительного трехдневного или недельного поста.
— А как определить свою готовность приступить к Чаше? Ты вроде бы формально все правила исполнил, постился, читал необходимые каноны и молитвы, но ты чувствуешь, что духовные твои проблемы не решены, страсти не искоренены… Можешь ли ты причащаться?
— Не напрасно это религиозное таинство, которое в народе называется Причастием, а в догматике — Святой Евхаристией, имеет еще и другое название — Святые Дары. Тело и Кровь Христовы даруются человеку не потому, что он этого заслужил, а потому, что Бог любит человека. Это высшее таинство Любви. Можно сказать, что мы всегда не готовы. Но наша подготовка, то, что мы можем сделать, — это малый дар, который мы можем принести Богу. Это движение души человека, то, что мы можем проявить как свою волю для того, чтобы дать Богу возможность с нашей волей соединиться, усилить ее действие и продолжить действовать в нас. Определение готовности и неготовности, наверное, здесь не совсем подходит. В полной мере того величия Святых Даров, которые Господь нам дает по любви Своей, мы, конечно, недостойны. Но раз нам это даровано — этот дар надо принять.
С древности сложилась стойкая традиция приступать к Евхаристии с исповедованием грехов, с глубоким чувством покаяния. Ощущение своей греховности дает нам совершенно особенное понимание любви Божией и Его помощи. Это как раз то состояние, которое делает человека достойным принятия Святых Даров для своего духовного изменения. Ценно наше усилие, растворенное покаянием и смирением. И тогда Причастие становится для нас воистину даром.
— А есть ли опасность, что при частом Причащении оно может превратиться в формальность?
— К сожалению, да, как могут стать формальностью, привычкой и молитва, и другие отношения, например, отношения людей в семье. Это склонность нашей страстной души, побуждаемая извне темной силой. Вспомните, Иуда, три года бывший со Христом, видевший Его чудеса, слышавший Его слова, тем не менее из-за побуждений темной стороны своей души предал Спасителя, отошел от Него. И израильский народ формализовал свои отношения с Богом до состояния фарисейства. Поэтому в духовной жизни необходима постоянная живая работа.
— То есть нужно следить не за тем, насколько часто ты причащаешься, а за тем, чтобы происходило это каждый раз по горячему движению души, а не просто потому, что сегодня назначенный для этого день и нужно идти, чтобы «поставить галочку»?
— Несомненно! Поэтому в молитвах перед Причастием звучит постоянное предупреждение о том, чтобы причащение было нам не в осуждение. Недопустимо подходить к святому таинству в отсутствии веры, в состоянии отчаяния, уныния, которые являются следствием маловерия. При этом нужно помнить, что тайна спасения души известна лишь Богу. И религиозная подготовка к Причастию как раз и есть возбуждение веры, испытание себя.
— Отец Сергий, что бы Вы пожелали, завершая эту тему, нашим читателям?
— Мне бы хотелось пожелать, чтобы каждое ваше причащение приносило ту душевную пользу, которая приводит к главному, что определено для нас Господом в этом таинстве,— ко спасению души и теснейшему союзу со Христом ради будущей вечной жизни.
Газета «Православная вера», № 06 (734), июнь 2024 г.