Ярл Хальбьорн, сир Пейрак-Пейран, Крискентия, Кимико — что за странные имена у персонажей и почему они звучат в стенах воскресной школы? Оказывается, это герои постановок детского театра при храме великомученика Георгия Победоносца г. Саратова. Эти спектакли — не просто истории, в которых герои сражаются со злом и побеждают, но каждый из них — как притча, которая рассказывает о человеческих взаимоотношениях, о Благой вести, о Боге и Его Промысле. О том, как рождались эти сюжеты, юных актерах необычного театра и о том, как спектакли влияют на взрослых зрителей, мы поговорили с директором воскресной школы, по совместительству сценаристом и режиссером диаконом Кириллом Бобровым.
— Отец Кирилл, как пришла идея писать сценарии для театральных постановок воскресной школы?
— Еще в студенческие годы я ездил вожатым в лагерь и там впервые попробовал себя в роли сценариста. Нам дали задание: поставить спектакль. Мы со второй вожатой начали искать готовые сценарии и увидели, что большинство из них и так часто используются, другие же не подходят под наш формат. Тогда я предложил сочинить свою собственную историю. У нас получилась простая пьеса: главный герой шел спасать принцессу от злого дракона, по пути встречал разных персонажей, в конце дрался с главным злодеем и, конечно, побеждал. Но процесс творчества нам понравился, и зрители постановку приняли тепло. В другом году, когда работал со старшим отрядом, уже вместе с ребятами решили написать историю «Кощей смертный». Это была шуточная сказка, повествующая о том, как царь Кощей добыл бессмертие. Тема «предысторий» известных сказок мне оказалась близка. Позже, когда я стал служить в храме великомученика Георгия Победоносца, как-то попал на спектакль, который дети из воскресной школы ставили к Рождеству Христову. Это была история, написанная на основе сказки «Морозко». Тогда я задумался: а есть ли вообще в русском фольклоре сказки, в которых говорится о Боге? Открыв книгу с русскими народными сказками, я не нашел ни в одной из них явных отсылок к христианскому учению. Но какие тогда ставить спектакли в воскресной школе, если сам ее формат предполагает именно рассказ о Боге и Его присутствии в этом мире? Тогда я для себя решил, что буду сочинять сам. Были разные сценарии, как удачные, так и не очень, но спустя три года я написал первую фантастическую историю про будущее. Действие происходит в 2237 году, через 50 лет после великой катастрофы. Богачи живут в прекрасном Элизиуме — парящем в облаках городе, а бедняки ютятся на планете, которая превратилась в руины. И вот мальчик по имени Руфус изобретает аппарат, с помощью которого он может отправиться в Элизиум… Да, конечно, я не все придумал с нуля, что-то позаимствовал из медиапространства. Но главное в моих сказках — не антураж и декорации, хоть они порой несколько непривычны для традиционного представления о воскресной школе, а христианская мораль и нравственность и, конечно, незримое присутствие Божие, Его помощь героям, обращающимся к Нему.
В воскресной школе обычно не проходят историю других религий, но в жизни дети часто сталкиваются с этим. Я подумал, что эти темы можно изучить не в формате лекции или рассказа, а аккуратно внедрив их в сюжет спектаклей. Так родилась одна из последних историй — про народ Японии, где мы затронули тему даосизма и христианских доводов против него. Я вижу, что ребята лучше погружаются в любую тематику, когда пропускают ее через себя.
— Сейчас у школьников довольно серьезные учебные нагрузки — как находите время на то, чтобы создавать такие масштабные проекты?
— Стараюсь занять детей на каникулах. Почти все каникулярные дни мы репетируем. Раньше они жаловались, что в каникулы им скучно, теперь таких проблем нет. Ребята сами, в меру своих возможностей, создают декорации, костюмы и реквизит. Да, получается не всегда идеально, зато детям нравится сам процесс, который приучает к труду и сплачивает коллектив.
— Ребята сами вызываются участвовать в спектаклях?
— Кто посмелее — да, но есть и те, кто стесняется. Я стараюсь задействовать всех. Когда к нам в воскресную школу приходят новенькие, стараюсь и их привлечь тоже. Очень часто родители или дети говорят: «Какие спектакли, у нас и таланта нет!». Но в итоге оказывается, что талант есть у всех, главное — его разглядеть и подобрать роль, в которой ребенок будет чувствовать себя органично.
— В ваших пьесах ребята проявляют себя не только как актеры, но и как музыканты и певцы. Расскажите, как создавалась музыкальная группа в воскресной школе.
— Ученики сами однажды предложили создать ансамбль. Одна девочка умеет играть на скрипке, другая осваивает гитару. Мне и самому стало интересно, что из этого получится. Началось все с исполнения песен во время пасхального спектакля, потом стали выступать и перед прихожанами храма. Эта осень выдалась особенно плодотворной. Недавно ездили на фестиваль детского творчества «Поделись радостью с другом». Мы решили показать не просто музыкальный номер, а целое представление с участием нашего ансамбля. Детям очень понравилось, они готовились намного усерднее, ведь на фестивале куда больше сверстников и зрителей в целом, потому нужно было показать все, на что мы способны.
— Как стать актером в вашем театре?
— Это просто — нужно регулярно посещать воскресную школу. Если я вижу, что ребенок не пропускает занятия, значит, могу на него положиться. Тогда он и на репетиции придет, все выучит и спектакль неявкой не сорвет.
— Скажите, как на ваши нестандартные спектакли реагируют взрослые зрители?
— Первая эмоция у новых гостей, как правило, шок. Что за Япония? Что за город в облаках? Как это соотносится с христианством, становится понятно только к середине постановки. Но после спектакля многие спрашивают: «А будет продолжение?», следят за нашими анонсами. Есть, конечно, и те, кто нашей стилистикой не проникается. Я раньше расстраивался, мы с ребятами пытались все же донести заложенные нами смыслы, доказать свою правоту. А потом однажды собрались с детьми, поговорили и решили, что в искусстве всегда так — есть те, кому оно не по душе. Главное, что спектакли дают и нам, и многим зрителям огромный заряд энергии. Теперь мы спокойно реагируем на критику, к конструктивной — прислушиваемся, берем на заметку для следующих постановок.
— Кроме спектаклей и концертов в вашей воскресной школе проводятся квесты, игры. Это тоже способ донести до детей важные темы?
— Конечно, с детьми надо разговаривать на одном языке. Если мы будем объяснять всё заумными словами, то однажды в воскресной школе будет пусто. Кроме того, квесты и игры сплачивают ребят, воспитывают командный дух. Они вместе решают сложные задачи, а когда контрольные точки в игре пройдены и загадка разгадана — вместе чувствуют вкус победы. Даже на уроках мы стараемся все темы раскрыть с помощью примеров из жизни ребят. Что такое «хорошо» можно объяснить не только повторяя избитые истории, но и используя современную музыку, фильмы, книги.
— Есть ли у Вас и Ваших ребят мечта?
— Нам очень хочется, чтобы зрителей у наших постановок было больше. Правда, пока зал в храме не может вместить всех желающих, некоторым приходится смотреть спектакли стоя. Летом мы находим выход: устанавливаем сцену прямо на улице. Удивительно, сколько людей приходят смотреть наши постановки, слушать нашу музыку! В такие моменты мы понимаем, что все не зря, и хочется продолжать создавать новое.
Газета «Православная вера», № 01 (729), январь 2024 г.