17 июля, в день памяти святых царственных страстотерпцев, завершился очередной крестный ход Саратов — Вавилов Дол. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, в том числе мучеников Вавилова Дола — насельников пещерного монастыря, убиенных в годы советской власти. В этом году крестный ход прошел впервые после нескольких лет перерыва, связанного с пандемией. Его продолжительность составила 20 дней, протяженность — около 500 километров. Во время шествия одна из его участниц, Наталья Музафарова, вела дневник крестного хода в социальной сети «ВКонтакте», ежедневно описывая будни крестоходцев. Мы попросили Наталью поделиться своими наблюдениями, размышлениями о том, что значит для человека участие в крестном шествии.
Иные, может быть, скажут: разве непременно надобно куда-нибудь идти, чтобы «возрадоваться Господеви»? Разве нельзя быть со Христом и дома сидящему? Как писал святитель Филарет (Дроздов), «Бог всегда близок к человеку, по Своему вездесущию; но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по занятию земными предметами, по склонностям и действиям богопротивным».
Нам дана в Евангелии заповедь непрестанно молиться (см.: 1 Фес. 5, 17). Крестный ход дает такую молитву тем, кто ищет духовной радости, а не только походного счастья спать в палатке, видеть рассвет каждый день, укрепляться от чистого воздуха и волжской воды, которая была нам желанной телесной баней. А баней духовной являлась каждодневная исповедь. Такие они — крестоходные радости тех, кто умеет их ценить. Человек слишком немощен, чтобы в каждодневной суете держать сердце в непрестанной молитве. Есть такие подвижники, но их немного. А в крестный ход затем и вливаются люди, чтобы почувствовать этот опыт ежедневного, ежечасного живого общения с Богом.
Крестный ход — один большой организм. Ты идешь, молишься, не думаешь, чем тебе питаться, не планируешь, что будет завтра — и в дне сегодняшнем, и в дне завтрашнем Господь Сам позаботится о тебе. А подвизающиеся на кухне крестоходцы с вечера уже моют котлы, до рассвета встают и начинают готовить кашу и рассольник, вкуснее которых нет ничего.
Хозблок загружает полевую кухню, чтобы разгрузить на новой стоянке. Мужчины-крестоходцы, наши братья, и иконы несут, и еще успевают участвовать в погрузке-разгрузке личных вещей. У некоторых один рюкзак. У других пять баулов. Кому что для крестоходной жизни необходимо, перевозит с места на место вместительный грузовик.
Есть запасливые, у кого все имеется на все случаи жизни. У меня все по минимуму и наспех — лишь бы сердце вырвать из суеты. Мы с детьми накануне крестного хода вернулись из Санкт-Петербурга, где успели пожить на Оптинском подворье и в Александро-Невской лавре. Я себя уговаривала: хватит крестных ходов! Уже другим, молодым надо идти, а у тебя и дома забот много, и по послушанию в храме…
Но с утра в день начала крестного хода за полчаса был собран рюкзак, и я ушла. Домашние скрепя сердце поняли и приняли мое решение. Мои дети и сами бывали в крестных ходах. Старшая, Вера — присоединилась в этот раз на несколько дней. Младшая, Лидия — до конца дошагала. Петр в спортивном лагере был, а потому пропустил все счастье крестоходной жизни.
О детях в крестном ходе много размышлений. Не все они, эти размышления, в радость. Они, дети наши, — отражение нашего взрослого мира сейчас. Труднее всего во время крестного хода сподвигнуть их утреннее и вечернее правило читать со всеми вместе, как заведено. Трудно побудить выстаивать часы службы. Только некоторые дети на это были способны. Но все они рвались идти, совершать «свой челлендж» даже в сорокаградусную жару и под проливным дождем. Особенно подростки. Маленьких берегли, особо не напрягали. Они как в раю — дозированно учились молитве и стоянию, послушанию и дисциплине. Православные песни учили на привалах, концерты для нас готовили, дарили подарки. Это все — останется в моем сердце вместе с благодарностью за труд организаторам и духовенству крестного хода.
«Армия затем уже нужна, что она выправку дает, с нуждой знакомит и мужеству научает…» Святитель Феофан Затворник это писал. Выправку дает, с нуждой знакомит, мужеству научает и крестный ход. Мы живем в кровопролитную и сложную эпоху, когда нельзя думать исключительно о своем спасении. Ктото вообще не замечает, что фронт на самом деле не гдето, а здесь — среди нас и внутри нас. Ты либо по ту сторону, либо по эту — либо Богу служишь, либо мамоне.
Этот крестный ход посвящен святым царственным страстотерпцам и новомученикам безбожного времени. Нет из нас, крестоходцев, тех, кто не видел бы взаимосвязи: все мы сейчас платим по счетам за истребление лучших из лучших нашего человеческого рода в безбожное время.
Нас было меньше количественно, чем обычно, хотя все ожидали большого наплыва. Немало было вдов и жен участников СВО — одни оплакивали своих мужей, другие молились об их благополучном возвращении.
А вот качественно состав крестного хода был более цельный, более сплоченный, чем в прежние года. «Единомыслием исповем…» Это очень важно! Мало было новеньких и тех, для кого «ни о чем» служба, правило утреннее и вечернее, исповедь, Причащение Святых Христовых Таин.
Встречались очень яркие личности. Например, Георгий, молдаванин. Он уже много лет кочует по крестным ходам. Характер взрывной, горячий. У него часто вспыхивали с кемнибудь ссоры, но он тут же чистосердечно просил простить его. Весь крестный ход нес икону Божией Матери «Плачущая» — ее одному из храмов Саратова подарил священник из Приднестровья.
«Иногда Он предваряет наши призывания и ожидания Своим утешительным посещением: но если иногда и не так, то мы “предварим лице Его во исповедании”, — во исповедании нашей немощи, а Его силы, нашего недостоинства, а Его благодати, нашей скудости, а Его великодаровитости, Его безчисленных благодеяний и нашего, по крайней мере, искреннего желания быть Ему благодарными», — писал святитель Филарет, митрополит Московский. В таком расположении духа и возвращаешься из крестного хода.
Газета «Православная вера», № 08 (724), август 2023 г.