Вот и подошло оно снова — трудное, светлое время Великого поста. Мы стоим на нижней ступеньке лестницы, по которой нам предстоит взойти к великой радости Воскресения. В последнюю неделю перед постом мы слышим плач Адама, утратившего рай — и всё ближним своим прощаем, и себе у всех испрашиваем прощения, дабы начать восхождение налегке, без тяжкого внутреннего груза, в любви и доверии друг к другу.
Великий пост — это не просто период запретов, ограниченного питания и долгих молитв; это приглашение к богомыслию, к познанию себя, своего места во вселенной, своего пребывания в Церкви. Это время, когда мы получаем важнейшие духовные уроки. «Учебная программа» (если опять же использовать школьную терминологию) из года в год не меняется — меняться призван ученик, то есть каждый из нас. «Если вера не растет, она умирает», — так сказал мне когда-то один католический священник; уверена, что и любой православный пастырь подпишется под этими словами.
Нас ждут четыре вечера Покаянного канона. Однажды я прочитала в социальной сети: «Ну вот, опять эти бедные верующие будут слушать про то, какие они плохие». Но творение преподобного Андрея, архиепископа Критского, не о том, какие мы плохие. Святой Андрей говорит, напротив, о том, как прекрасен человек — творение Божие — в изначальном о нем замысле и сколь необходимо нам, отпавшим, вернуться — снова стать такими, какими хочет видеть нас Создатель. Но можем ли мы это сделать собственными силами? Конечно, нет, и потому весь канон — это молитва о помощи падшему человеку, молитва, наполненная светом надежды: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися».
На протяжении всего поста у нас будет возможность приобщиться к глубокой духовной поэзии Литургии Преждеосвященных Даров: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем…» Вы знаете, откуда пошла эта традиция — по средам и пятницам Великого поста причащать христиан ранее освященными Дарами? Напомним, Евхаристия в седмичные (будние) дни Великого поста не совершается, хлеб и вино не прелагаются в Тело и Кровь. Преждеосвященные Дары подаются нам в утешение, укрепление, а еще — в память о ранних веках христианства, об эпохе гонений. Первые христиане, расставаясь после Божественной Трапезы, брали частички Даров с собой, дабы причаститься дома в случае, если собраться вновь им уже не удастся. Зачастую это было последнее причащение перед мученической смертью, и оно давало силы, которых не дало бы тогда человеку ничто земное. А позже, когда эпоху гонений сменила эпоха подвижников, отшельников, аскетов, они брали с собой Святые Дары, надолго уходя в пустыню. Вот о чем напоминает нам это богослужение. Сейчас в нашу церковную жизнь возвращается древний обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров вечером, в соединении с вечерней, относя ее к следующим дням — четвергу и субботе. В полутемном храме, при свечах, преклонив колени, мы услышим одно из древнейших и красивейших песнопений Литургии — «Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою…» — с такими важными для нас словами: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» (т. е. в слова, оправдывающие грех). А потом священник произнесет молитву преподобного Ефрема Сирина.
* * *
Первое воскресенье Великого поста именуется Неделей Торжества Православия — в воспоминание о духовной победе над теми, кто в VIII–IX веках пытался запретить Церкви почитание икон — святых образов, возводящих наши мысли и чувства к Первообразу. Если бы они тогда победили, у нас не было бы ни рублевской Троицы, ни Владимирской иконы Божией Матери, ни Звенигородского Спаса — всего этого неисчислимого духовного богатства, этой духовной красоты. Но возникает вопрос: а Церковь-то у нас в этом случае — была бы? Ведь православие иконично по сути своей, Сам Христос — икона Отца, потому и Пресвятую Богородицу мы называем Священным Кивотом, Ковчегом. Иконоборчество шло дальше рукотворных изображений, оно покушалось на Богочеловечество Спасителя — зримого, осязаемого, изображаемого, нераздельно и неслиянно соединившего в Себе две природы — Божественную и человеческую.
Православие — это не правила религиозного поведения: «Тогда-то положено делать то-то, и делать это надлежит таким-то образом». Православие — это прежде всего стояние в истине. Истине совершенно ясной и определенной. Всё, что не от истины, всё, что эту истину искажает, — православием отторгается. Всё, чем Церковь богата, всё, чему она учит, всё, чем она нас лечит и, в конечном итоге, спасает, — следует из этой истины как ее продолжение. Вот почему в первое воскресенье Великого поста после Божественной литургии совершается чин провозглашения вечной памяти всем ревнителям православия, сохранившим для нас веру в чистоте, и анафематствования еретикам. Мы не только возвращение иконы в церковную жизнь празднуем в этот день: мы празднуем «Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения» (митрополит Сурожский Антоний).
* * *
Вслед за Торжеством Православия мы встретим Неделю святителя Григория Паламы. Кто же он такой, этот епископ, живший в XIV веке, почему он по сей день так ярко присутствует в нашей церковной жизни? Тогда, в том далеком столетии, вокруг его имени — а точнее, вокруг его учения — кипели яростные богословские споры. И кто-то из нас, сегодняшних православных прихожан, возможно, думает: «Да нам-то что за дело до этих высоких материй, какое они имеют к нам отношение?». Прямое. Учение святого Григория — о непосредственной встрече человека и Бога, воспринимаемого человеком как Нетварный Свет. Нетварен (не сотворен) один Бог, все остальное сотворено Им из ничего. Последователи Паламы, аскеты-исихасты (молчальники), духовными очами видели Свет — значит, видели Его. Противники же фессалоникийского епископа, его яростные гонители, добившиеся даже в какой-то момент его отлучения от Причастия, настаивали на том, что такое невозможно: Бог для человека непостижим, непосредственно воспринимать Бога человек не может, может лишь созерцать тварные предметы.
Да, в сущности Своей Бог непостижим, но человек встречается с Ним через Его действия — Божественные энергии. Это, по сути, то же, что благодать. Благодать — Божие действие — нельзя отделить от Бога, как нельзя отделить от человека, скажем, его руку. О даровании благодати православный христианин молится постоянно: «Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое» (молитва святителя Иоанна Златоуста); «Да бых устранился от страстей и Твоея благодати имел бы приложение» (Канон ко Святому Причащению). Преподобный Серафим Саровский учил, что цель христианской жизни — не просто некая праведность, а именно стяжание благодати Божией. Благодать воздействует на нас, реально нас изменяя. Изменяясь, мы познаём Бога — не о Нем что-то узнаем, а именно Его. Духовная жизнь, по существу, и есть познание Бога; именно к духовной жизни, а не просто к исполнению положенного призван каждый христианин, и пост не дает нам забыть об этом.
* * *
Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Это не только воскресенье, это именно неделя в нашем современном понимании: в субботу вечером, на утрене, на середину храма износится из алтаря крест, и он пребывает на аналое до вечера пятницы: поклонение святому знамению христианства совершается каждый день.
Казалось бы, крест — орудие жесточайшей и позорной казни, крест — это скорбь; а тут к тому же пост — время строгое, время труда, а не веселья… Но почему песнопения Крестопоклонной так радостны? «Поклонения день Честнаго Креста, приидите к сему вси, востания бо Христова зари, светосияяй предлагает ныне, того облобызаим душевно радующеся». Крест — это любовь Бога к человеку, любовь до конца (Ин. 13, 1), даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Взирая на Крест, мы видим, как мы возлюблены Господом, какою ценою (см.: 1 Кор. 6, 20) приобретена для нас вечная жизнь. Крест — это заря, предвестие Христова Воскресения, Его победы над смертью — той победы, праздновать которую мы будем уже совсем скоро… И именно в это время, когда половина поста уже позади и мы устали, нам столь необходима такая поддержка — совместное лобызание Христова Креста и радование ему.
* * *
Четвертое воскресенье Великого поста возвращает нас к понятию лестницы, или, на церковнославянском языке, лествицы. День этот посвящен преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайской горы, жившему в VI веке. Лествичником его зовут потому, что он оставил нам уникальное пособие к духовному восхождению — книгу, которая так и называется — «Лествица». Она состоит из тридцати ступеней-глав, которые озаглавлены (для примера) «О памятозлобии», «О злословии и клевете», «О многоглаголании и молчании», «О нетленной чистоте и целомудрии», «Об унынии и лености»… Последняя, тридцатая — «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви».
Опять же, приходится слышать: «Это очень трудно воспринимать и невозможно исполнить; он писал это не для нас, а для своих учеников, средневековых синайских аскетов — куда нам до них!». Нам до них действительно далеко, но к духовному совершенству на самом деле призван всякий христианин, не только монах: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Мудрость, которой полна «Лествица», необходима всем христианам; каждый найдет в этой книге то, что необходимо именно ему. Я, например, часто вспоминаю то определение греха уныния, которое дает Лествичник: «Клевета на Бога, будто бы Он не милосерд и не человеколюбив».
* * *
На пятой неделе поста, в среду, мы вновь переживем великую человеческую историю — услышим житие преподобной Марии Египетской, прочитанное, по традиции, на современном русском языке. И задумаемся о том, какая любовь к Богу и Пречистой Богородице должна была жить в сердце ужасной грешницы, чтобы она, руководимая этой любовью, поднялась со дна, очистилась от порока, стала святой. И в этот же вечер мы еще раз прочитаем Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — от начала и до конца.
А вечером в пятницу нас ждет особый праздник Пречистой Девы: в храмах читается и поется древний византийский акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная».
О богослужениях Лазаревой субботы, Вербного воскресенья и Страстной седмицы мы расскажем в следующем номере газеты. А сегодня закончить повествование о богослужениях Великого поста хотелось бы словами Самого Христа: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16–18).
Газета «Православная вера», № 03 (731), март 2024 г.