Пасмурное июльское утро. Природа как будто напоминает нам о трагических событиях, произошедших ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года,— мученической кончине последней царской семьи династии Романовых. Несмотря на дождливую погоду, храм в честь Преображения Господня в селе Пристанное Саратовского района заполнен прихожанами — детьми и взрослыми. Они пришли почтить память святых страстотерпцев и вознести молитвы ко Господу. В этот день в храме села Пристанное вспоминают не только царских мучеников, но и почившую 17 июля 1926 года дочь репрессированного священника Николая Алексеевского — Антонину.
Среди присутствующих в храме — потомки этого священника, расстрелянного в 1930-е годы, и внук тогдашнего церковного старосты Иосифа Алексеевича Беспалова. После Литургии настоятель разрушенной после Октябрьского переворота, а теперь вновь отстроенной церкви священник Макарий Тагаев пригласил гостей почтить память дочери отца Николая. Батюшка отслужил на ее могиле панихиду.
Встреча потомков двух семей состоялась впервые. Из родственников отца Николая присутствовали внук священника Вячеслав Анатольевич Толмачев и правнук Владимир Вячеславович Толмачев, а также правнучка Лариса Сергеевна Алексеевская. Идея организовать такую встречу пришла отцу Макарию Тагаеву полгода назад, в феврале, когда в Саратовской православной духовной семинарии состоялась передача в фонд Музея истории Саратовской митрополии материалов из семейного архива Алексеевских. Тогда же Вячеслав Анатольевич Толмачев передал сотрудникам музея камилавку своего деда. Этот головной убор долгие годы хранила вдова священника Вера Васильевна Алексеевская.
— Уже тогда я им сказал, что в селе Пристанное есть могила дочери отца Николая,— рассказывает отец Макарий.— В ходе разговора я дал обещание, что мы с прихожанами нашего храма ко дню памяти Антонины благоустроим ее могилу, установим новый крест. Около месяца назад мы это сделали. А сегодняшняя встреча состоялась во многом благодаря саратовскому церковному краеведу Валерию Теплову.
Именно благодаря трудам Валерия Теплова стала известна трагическая история жизни отца Николая Алексеевского. Она во многом похожа на сотни таких же историй попавших под каток большевистского террора священнослужителей того времени, но тем не менее очень дорога и памятна верующим саратовцам. В Пристанном этот пастырь прослужил более двадцати лет — до самого расстрела. Приговор был вынесен на основании ложного доноса и сфабрикованных свидетельских показаний. Священник был расстрелян 29 октября 1937 года в 22 часа — за то, что во времена гонений не отрекся от своего служения и продолжал втайне совершать церковные таинства. Известно, например, что прихожанку храма Лидию Петровну Беспятову он крестил за несколько месяцев до расстрела. По словам настоятеля храма, Лидия Петровна многое помнит из рассказов своих родных, которых связывали с отцом Николаем теплые отношения.
— Родители Лидии Петровны сохранили и передали ей воспоминания о том, как отец Николай приходил к ним в гости пить чай,— говорит отец Макарий.— По воспоминаниям ее родственников, он очень близко общался со всеми прихожанами храма. Одно из ярких воспоминаний: однажды он пришел к ним в дом не в подряснике, а в гражданской одежде. Это говорило об очень доверительных взаимоотношениях между семьями.
По словам старожилов села, этот пастырь был человеком с чутким и ранимым сердцем и поэтому утрату дочери Антонины — она умерла от болезни в подростковом возрасте — пережил очень тяжело. Внук церковного старосты Борис Александрович Белинский отметил, что когда отпевали Антонину, «отец Николай заливался слезами, а матушка Вера Васильевна как штык стояла». Так ему рассказывали родные.
После панихиды, отслуженной на могилах дочери Алексеевских и церковного старосты, Борис Александрович рассказал, что его мама и тетя просили в свое время разрешения у дочери отца Николая Александры быть похороненными рядом с Антониной. Она разрешила. Это также приоткрывает нам те отношения, которые у них были.
Церковный староста Иосиф Алексеевич Беспалов был рядом с отцом Николаем в его служении без малого двадцать лет. Как и священник, он подвергался гонениям за веру Христову и даже был на короткий срок арестован, но вскоре, по милости Божией, освобожден. После закрытия церкви он во всем поддерживал семью Алексеевских и до самого расстрела оставался верным помощником батюшки.
— Со времени мученической кончины отца Николая прошло много лет, и никто так и не знает, где он покоится. Но у нас есть могила его любимой дочери, которая связывает нас с ним,— подчеркнул отец Макарий.
По его словам, память о священнике Николае Алексеевском старожилы Пристанного хранят как часть истории своего села. Чтобы эта память не угасла с годами, нынешний настоятель проводит беседы с прихожанами и воспитанниками воскресной школы, рассказывает об истории дореволюционной церкви села, о том, при каких обстоятельствах она была разрушена и об исповедническом подвиге ее доброго пастыря.
Более подробно о жизненном пути Николая Алексеевского можно прочитать в статье «Пристанное — его пристань» саратовского краеведа Валерия Теплова на сайте Саратовской епархии.
Газета «Православная вера» № 14 (610)