+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Дух Господа Бога на мне...
Просмотров: 3798     Комментариев: 0

…ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих.

Именно эти слова из Книги пророка Исаии (61, 1–2) спустя семь веков прочитает Спаситель наш Иисус Христос в синагоге города Назарета, где был воспитан. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышаннное вами (Лк. 4, 20–21).

О том, как исполнилось Писание, о пророческих книгах Ветхого Завета, о Книге пророка Исаии рассказывает иеромонах Иов (Гумеров), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

Пророческое служение началось в XI веке до Р. Х. Но в V веке до Р. Х. голоса пророков умолкли, и до пришествия Предтечи пророков не было. Можно предположить, что вся полнота пророчеств о Пришествии Мессии, Сына Божиего, была уже дана — все, что могло быть открыто ветхозаветному человеку, было уже открыто. После этого наступила эпоха ожидания.

Несомненно, пророческое служение составляет духовный цвет всей ветхозаветной Священной истории. Если Закон был, по слову святого апостола Павла, детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24), то пророчества можно назвать мостом между Ветхим и Новым Заветами.

Ветхий Завет — о Христе

 

Закон готовил Пришествие Мессии. Если мы задумаемся над смыслом многих обрядовых действий, которые регламентировались Законом, то увидим, что все они стянуты к одной великой и главной цели: приготовить людей — сначала Израиль, а потом, когда апостолы выйдут на проповедь, и остальное человечество — именно к этому величайшему событию, Пришествию в мир Спасителя. Кто читал Книги Левит, Исход, тот, может быть, был удивлен и смущен таким обилием жертвоприношений. Десятки, сотни, а в праздники и тысячи животных! Для чего? Для того, чтобы ежедневно внедрять в сознание израильтянина, что жертва нужна Богу, и приготовить людей к той Жертве, которую принес Спаситель на Голгофе, где Он пролил Свою кровь ради нас, ради спасения рода человеческого.

Блаженному Августину принадлежат такие слова: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается». Как присутствует в Ветхом Завете Новый Завет? В виде символов, пред-изображений, пророчеств; Новый Завет есть исполнение этих пророчеств. Вот один из примеров: Авель, первый человек, убитый человеком, братом (Быт. 4, 3–8). С этого начинается страшная история человечества, полная кровавых событий. Но если мы посмотрим на убийство Каином брата не только с исторической, но и с духовной точки зрения, с точки зрения Божественного Промысла, который вел человечество к искуплению, ко спасению, то увидим, что Авель — пред-изображение Спасителя. Спаситель был Пастырь добрый, и Авель был пастухом. Спаситель принес Отцу Жертву благоприятную, и Авель принес жертву, приятную Богу, и это вызвало зависть у Каина. Авель был убит братом, и Спаситель — собратьями Своими по крови, полученной через Марию, Матерь Божию.

Вспомним Книгу Иова. В чем тайна страданий праведника? По ветхозаветным представлениям, праведник яко финикс процветет, яко же кедр, иже в Ливане, умножится (Пс. 91, 13). Если человек праведен, то и он, и семя его будет процветать; а смерть грешников люта (Пс. 33, 22). Так понимало это ветхозаветное сознание. И как оно могло такое вместить: истинный праведник, Иов претерпевает страдания, которые превосходят страдания всех ветхозаветных людей. Но это, конечно, предизображение страданий Единого Безгрешного Иисуса Христа. Вот почему Книга Иова в Церкви читается на Страстной седмице. И если мы обратимся к другим праведникам ветхозаветной истории, мы в каждом увидим Христа. Но только как прообраз.

Если человека духовно непросвещенного спросить, о ком Ветхий Завет, то он вспомнит, возможно, Адама, Ноя, Давида. А святые отцы нам говорят, что Ветхий Завет — о Христе. И только когда мы постараемся, насколько хватает нам сил, прочитать Ветхий Завет именно под этим углом зрения, мы в этом убедимся. Недаром Сам Спаситель по Воскресении, по дороге в Эммаус, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27).

И апостолы, когда они растеклись уже по всей тогдашней ойкумене, во главу угла ставили ветхозаветные пророчества, говорили о том, что Ветхий Завет предвосхищает явление в мир Спасителя. И тот, чье духовное зрение было достаточно здоровым, не было замутнено предрассудками, откликались на эту проповедь. Их поражала полнота предизображения Спасителя в Ветхом Завете.

Новозаветная Церковь, Христова Церковь восприняла из рук Церкви ветхозаветной все священные свитки. Ни один свиток, признанный ветхозаветной Церковью богодухновенным, не был отвергнут. Церковь Христа имеет твердую опору в долгой и славной библейской истории. Мы следуем тому, что Господь через Своих избранников, пророков, оставил нам в качестве Божественного откровения, Божественной истины.

Пророк — это призванный на служение

 

При всем многообразии пророческого служения главным и объединяющим в их речах были пророчества об Обетованном Мессии — Христе (по-еврейски Машиах). Все основные события Его земной жизни (от Рождества до славного Вознесения) предсказаны Богом через пророков.

Древние евреи называли своих пророков «наби» — «призванный». Впервые в Ветхом Завете это слово отнесено к Аврааму, и в том контексте оно означает, что Господь призвал Авраама, как впоследствии призывал пророков. К чему? К тому, чтобы служить Богу. Слово «наби» более емкое, чем наше церковнославянское «пророк». Наше слово — калька с греческого «профетис»: человек, который предрекает будущее. Но пророки не только предвещали будущее, они также напоминали народу о великих благодеяниях Божиих в прошлом и ревностно настаивали на исполнении воли Божией в настоящем. Их служение было очень высоким и трудным. От каждого требовался личный подвиг: непоколебимая преданность Господу, жертвенность, твердость, мужество и труд. К пророкам применимо слово «мученичество». Святой апостол Павел писал о них так: другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 36–38).

Се, Дева во чреве приимет

 

Книга пророка Исаии — это великий пример: подтверждение того, что Ветхий Завет — о Христе. Все пророки предсказывали события, которые в Новом Завете исполнились. Но Исаия — это явление особое. Он как скала возвышается над другими пророками. Блаженный Иероним в «Послании к Павлину» назвал его «ветхозаветным евангелистом».

Имя пророка Исаии, по-еврейски Ишайягу, означает «спасение Господне» или «спасение соделывает Всевышний». Исаия происходил из царского рода; отец его Амос (не следует отождествлять его с пророком Амосом) был родным братом царя Амассии. Пророческое служение Исаии было долгим: около шестидесяти лет. Начал он в царствование Осии, а закончил при Манассии. Самым драгоценным в Книге Исаии являются пророчества об искупительных страданиях Спасителя мира и о Приснодевстве Божией Матери: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14).

Сказано это было пророком по следующему поводу. Два сильных соседа царства Иудейского, цари Сирийский и Израильский, составили союз для низложения Ахаза, тогдашнего Иудейского царя, и воцарения на его месте другой династии. Ахаз, наполнивший Иудею идолами, искал себе помощи у царя Ассирийского. Но Бог повелел пророку Своему Исаии выйти навстречу Ахазу и возвестить ему спасение дома Давидова: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней (Ис. 7, 4). Таким образом Господь сообщил растерявшемуся царю, что не исполнятся намерения страшных для него царей: они заканчивают последние годы своего существования, подобно догорающим головням. Когда эти слова пророка были приняты Ахазом с недоверием, царю предложено было просить у Господа знамения. Упорство Ахаза было так велико, что он отклонил предложение. Тогда пророк, обращаясь ко всему дому Давидову, изрек упомянутое выше пророчество. Оно должно было удостоверить потомков Давида в том, что Господь верно исполнит все Свои обетования, данные прародителю их: о продолжении рода его, неотъемлемости царства и, наконец, происхождении от него Спасителя мира.

Почему пророк по повелению Божию произносит свое великое пророчество именно в этот момент? Почему это должен был слышать именно царь Ахаз, находящийся в крайне затруднительном положении? Потому что Ахаз должен был понять, что нужно уповать не на союз с земными царями, а на Бога. Однако любое мессианское пророчество значимо не только для современников, но и для последующих поколений.

Люди, противящиеся истине, утверждают: в ветхозаветные времена используемое пророком слово «алма» применялось не только к деве, но и к молодой женщине. Но, во‑первых, если мы посмотрим, как, в каком значении употребляется это слово в Священном Писании, то из контекста в большинстве случаев следует иное: речь идет именно о деве, девственнице. А главный для нас довод — то, что переводчики, собравшиеся на острове Форос близ Александрии в III веке до Рождества (подчеркиваю, до Рождества) Христова, чтобы перевести Библию на греческий, были евреями, знатоками Священного Писания. Их послал еврейский первосвященник Елеазар. И именно они, переводя на греческий текст Книги Исаии, поставили на место слова «алма» слово «парфенос», слово, смысл которого однозначен: девственница. Это не мы, христиане, притягиваем текст к своему догмату, нет. Об истине свидетельствовали сами евреи в лице самых образованных, специально отобранных книжников. Определенный артикль ha перед словом alma указывает на конкретное лицо, на единственную Деву — Пресвятую Деву, Богородицу.

Итак, Сам Господь даст знамение… Знамение — это особый знак, чудо. Это извещение людей о событии, которое является не естественным, но сверхъестественным. Если слово «алма» означает молодую женщину, то рождение ею ребенка — это не чудо, не знамение, а совершенно естественное событие. А в данном случае речь о чуде: Дева родит Сына.

Еще один довод — нарекут имя Ему: Еммануил. Еммануил означает «с нами Бог». Это тоже не случайно. Данное имя указывает на то, что родится Бог. Не просто праведник, не великий даже человек, а Бог. Иногда спрашивают: почему Еммануил, почему не Иисус? Потому что в данном случае речь идет не о личном имени Мессии, а о событии.

В Книге Исаии есть и другие пророчества о Божией Матери. Пророк предсказывает, что Господь наш и Пречистая Его Матерь произойдут от рода Давидова. Это очень важно, потому что род Давида был царский. Еще в Книге Бытия (гл. 49) мы читаем, как умирающий в Египте Иаков говорил о будущем каждого колена, то есть о потомках каждого из своих сыновей. О потомках Иуды сказано: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). И с той поры до явления Спасителя в мир говорилось, что Мессия произойдет из колена Иуды, из рода Давидова. И в Книге Исаии мы читаем: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его, и почиет на нем Дух Господень,  Дух премудрости и разума, дух совета и крепости (Ис. 11, 1–2). Иессей — это отец Давида. А под отраслью Святая Церковь подразумевает Деву Марию. Это нашло выражение в песнопении: «Тя жезл Исаия именова, от него же прозябе нам красный цвет, Христос Бог для спасения верою и любовию притекающих к Нему» (Октоих, 5‑й глас, канон на утрене, 4‑я песнь).

Но пророк Исаия говорит не только о рождении Сына от Девы, но и еще об одном евангельском событии, а именно — о путешествии Богоматери с Богомладенцем в Египет, когда Ирод замыслил убийство родившегося Младенца Христа: Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем (Ис. 19, 1). Легкое облако здесь — это Пресвятая Дева, об этом говорит святой Андрей Критский в Слове на Рождество Богоматери: «Тя облак легок древле зрит просвещаем Духом пророк Исаия. На нем же сидит славы Господь, приди и низложи египетския вся истуканы».

И еще одно место в Книге Исаии. Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать» (Ис. 29, 11–12). Эта таинственная запечатанная книга есть Пресвятая Дева. В церковном песнопении говорится: «Запечатанная ныне книга рождается, праздник Рождества Богородицы. Ю же прочести невозможно естеством законов земных. Соблюдаемо жилище Слова». В этой одушевленной Книге перстом Божественным начертано Слово Божие.

Будем ходить во свете Господнем

 

Икона пророка ИсаииА теперь мы переходим к мессианским стихам Книги Исаии, к его свидетельству о Мессии — Христе.

И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (Ис. 2, 2). В последние дни — в еврейском тексте буквально «в конце времен». История еврейского народа, по учению пророков, вела к Мессии, к Его Царству. Не только к Первому Пришествию, но и к последнему, славному, с которого начинается нескончаемое Царство Мессии. Поэтому последними временами или концом времен у Исаии, как и у других пророков (например, у Даниила; 10, 14), названо время Пришествия в мир Христа.

Гора дома Господня — в ближайшем смысле гора Мория, на которой стоял Иерусалимский храм. Но, несомненно, пророчество говорит о Церкви Христовой. Ведь Иерусалимский храм был только для иудеев. Не­иудеи, необрезанные не могли даже во двор войти, в более поздние времена для них было отведено специальное место в отдалении от храма. А здесь о горе сказано — потекут к ней все народы. Конечно, имеется в виду новозаветная Церковь: И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет Закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он (Мессия) судить народы, и обличит многие племена (Ис. 2, 3–4). Суд в Иудее был принадлежностью царской власти. Следовательно, Господь будет признан Царем всех народов, которые притекут к Горе Дома Господня. Конечно, речь идет о Господе нашем Иисусе Христе.

Мессианские пророчества Исаии неотрывны от пророчеств о судьбе дома Иакова — потомков Иакова­Израиля, то есть израильского народа. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем (Ис. 2, 5). Это вообще характерно для пророческой речи — пророк соединяет прошлое, настоящее и будущее, составляя единое время. Он обращается к настоящему, прилагает свое знание к современникам; к прошлому — чтобы напомнить о тех заветах, которые Бог уже заключил с людьми, о тех обетованиях, которые Он уже дал; и к будущему, предупреждая о бедствиях, которые ждут дом Израиля. Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — оно будет унижено (Ис. 2, 12). Но вслед за грозою над Иерусалимом вновь проглянет солнце: В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля (Ис. 4, 2). Отрасль Господа — это Сам Мессия. Плод земли — правильнее перевести «плод страны». Пророку открыто, что Мессия будет по земному своему рождению евреем, иудеем, Он родится в богоизбранном народе. С этим согласуется стих 6 главы 9: Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Нам — то есть иудеям. Но, как мы пояснили выше, Исаия не хотел этим сказать, что Мессия будет Спасителем одних лишь иудеев.

Младенец воссядет на престоле Давида и будет царствовать, и это совершенное царствование будет вечным: Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9, 7). За израильским народом стоит и все человечество. Архангел Гавриил скажет Деве Марии, что Ее Сын будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 33).

В 11‑й главе мы вновь читаем о корне Иессеевом, о ветви, которая произрастет от него. Когда побег вырастает из корня? Когда обрезан ствол. Царская власть к этому времени пресечется. Ко времени рождения Христа линия израильских царей пресеклась, царство перешло к идумеянину Ироду.

Исаия пророчит не только об обращении к Мессии, ко Христу — к корню Иессееву — язычников. В следующем стихе он говорит о вхождении остатка Израилева в Царство Божие. Мы знаем эту трагедию: народ израильский отпал и оказался вовсе не избранным. Лишь небольшая группа учеников пошла за Христом, а остальная часть до сих пор упорствует. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря (Ис. 11, 11) — так в Книге пророка предсказано рассеяние евреев и спасение остатка.

Ранами Его мы исцелились

 

Самая яркая мессианская глава Книги Исаии — 53‑я: она говорит об искупительных страданиях Мессии, дает поразительно точное описание того, что мы знаем из Святых Евангелий.

Глава начинается словами: Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Пророк здесь говорит о духовной слепоте иудеев. Через восемь веков это точно исполнилось. Святой апостол Иоанн Богослов приводит этот стих, чтобы сказать о современных ему иудеях: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка (Ин. 12, 37–38). Одна из главных причин неверия была в том, что ко времени прихода в мир Спасителя большинство евреев представляло ожидаемого Мессию могучим правителем, который упразднит все существующие царства и возвысит евреев над всеми окружающими народами; исцелит всех и сделает богатыми.

Но пророк Исаия предвозвещал иное: истинный Помазанник явится как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис. 53, 2). С какой пронзительной точностью пророк говорит о заблуждениях современников Спасителя: ведь, напротив этому мнению, облик Иисуса Христа, как об этом можно судить по новозаветным книгам, привлекал к Себе людей духовным величием. А это как раз было недоступно законникам и книжникам.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53, 3). Рожденный в вертепе, воспитанный в скромном галилейском городе, окруженный простыми людьми (в основном бывшими рыбаками), общающийся с мытарями и грешниками, Спаситель воспринимался вождями именно так, как пишет о Нем пророк Исаия. Муж скорбей — это указание на Его человеческую природу. По мнению блаженного Иеронима, эти слова показывают, что Мессия принял истинно человеческое тело и истинно человеческую душу. В приведенных словах содержится указание на тайну Боговоплощения.

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… (Ис. 53, 4). В этом стихе пророк дает ключ к пониманию такого необъяснимого для ветхозаветного сознания явления, как страдание праведника. Богословская мысль пророка поднимается на евангельскую высоту. В приведенном стихе ясно говорится, что Мессия будет страдать за грехи людей. Его мучения будут иметь великую искупительную силу, потому что Он будет невинным Страдальцем.

…а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис. 53, 4). Здесь пророк Исаия говорит от лица иудеев, которые первоначально заблуждались и соблазнялись, а потом уверовали в Мессию как Искупителя. История Распятия Господа нашего Иисуса Христа точно подтверждает это пророчество, ибо многие уверовали в Него только после Его Воскресения.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Этот стих является одним из самых ясных и сильных ветхозаветных пророчеств о крестных страданиях нашего Спасителя.

Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис. 53, 6). Говорится уже не от лица уверовавших иудеев, а от лица всего человечества — все мы. Последние слова этого стиха говорят о посланничестве: Господь возложил на Него грехи всех нас. Мысль о послушании Господу-Отцу соединяется с другой важной мыслью, выраженной в следующем стихе: Он истязуем был, но страдал добровольно… (Ис. 53, 7). Страдания Мессии не были лишь послушанием Отцу, но делом Его высочайшей жертвенной любви к погибающему человечеству. В этом же 7‑м стихе говорится о великом смирении:

…и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Пророчество точно исполнилось во время суда над Иисусом Христом. Об этом свидетельствуют евангелисты: И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал (Мф. 26, 62–63).

От уз и суда Он был взят… (Ис. 53, 8). Святые отцы эти слова понимают как указание на несправедливый суд над кротким Праведником.

…но род Его кто изъяснит? (Ис. 53, 8). Блаженный Иероним предлагает два возможных понимания этой части стиха: либо в смысле сокровенной для нас тайны предвечного Божественного Рождения Сына от Отца; либо в смысле непостижимости для человеческого разума тайны Его бессеменного зачатия и рождения от Девы Марии.

…ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь (Ис. 53, 8). Здесь пророк говорит о насильственной смерти Мессии и о причине Его смерти: за преступления народа.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Очень точное и конкретное пророчество. Исторически это подтверждается тем, что Христа Спасителя распяли вместе с двумя разбойниками. Обычно если казнили несколько человек, то всех без погребального обряда клали в один гроб-вертеп. Однако Иисус Христос был погребен в новом гробе, который принадлежал праведному Иосифу Аримафейскому, знатному и богатому иудею.

…когда же душа Его принесет жертву умилостивления (Ис. 53, 10). В этом стихе выражены важнейшие богословские мысли. Прежде всего, сказано, что страдания и смерть Мессии были жертвой умилостивления. Эти слова употребляет святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим. 3, 24–25): получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления. Святой апостол Иоанн Богослов так же пишет об этом: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10).

В том же стихе пророк ясно говорит о воскресении преданного смерти Мессии: Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис. 53, 10).

Заканчивается Книга пророка Исаии откровением о Страшном Суде и новой жизни человечества: как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше (Ис. 66, 22).

Журнал «Православие и современность» № 30 (46)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.