Должны ли поститься дети? Если да, то в какой мере, с какого возраста? Как быть, если на период Святой Четыредесятницы выпадает день рождения ребенка? Может ли юный христианин сам определять для себя вид поста? Что делать, если он не справляется со взятыми на себя обязательствами и нарушает пост? Обо всем этом мы поговорили со священнослужителями Саратовской епархии.
Пост любой ценой?
Наши собеседники убеждены, что уже с пяти-шестилетнего возраста дети могут в определенной мере поститься. Но вопрос меры — очень тонкий и деликатный. У каждого ребенка может быть свое постовое делание, в зависимости от возраста, степени воцерковленности, духовного и психологического развития, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки. Главное правило лишь одно: пост все-таки дело добровольное, и родители не должны без согласия ребенка навязывать ему ограничения. В противном случае пост будет восприниматься как наказание, что не лучшим образом скажется на отношении к церковной жизни. А вот что точно нужно от старших — так это рассказать о смысле аскезы и возможных вариантах поста и на всем его протяжении оказывать ребенку поддержку.
— Мне кажется, что сначала родитель должен сам найти для себя четкий ответ на вопрос, почему и зачем мы постимся, — говорит священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма Саратова (в семье пятеро детей: Савелий — 15 лет, Сергей — 12 лет, Кристина — 11 лет, Елизавета — 9 лет, Александр — 6 лет. — Авт.). — Иначе объяснить своему чаду смысл поста он не сможет. Если ребенок поститься не хочет, можно предложить ему попробовать начать с малого: например, с отказа от мясного по средам и пятницам. Заставлять его соблюдать пост не следует, но постепенно приучать вполне можно.
— Наши дети вопросов о том, зачем поститься, не задавали, это для них само собой разумеющееся, — продолжает тему клирик Петропавловского храма Саратова священник Михаил Дубинин (в его семье четверо детей: Елизавета — 13 лет, Вера и Тихон — 10 лет, Варвара — 3 года.— Авт.).—· А вот юные прихожане часто об этом спрашивают. Объясняю так: смысл поста, как и в целом христианской жизни, в том, чтобы меняться в лучшую сторону, в том числе воспитывать свою волю, поврежденную грехом. Пост — это добровольный подвиг ради Бога. Благодаря таким усилиям мы можем себя проверить: я действительно что-то могу понести ради Христа? А еще я говорю о том, что радость можно ощутить не только от того, что мы получаем что-то нам приятное, — можно испытывать не меньшее удовлетворение от победы над собой. Если мы никак себя не утруждаем, то с чем мы к Пасхе придем? Ведь радость пасхальная заключается не в том, что мы можем наконец поесть вкусных куличей, а в том, что мы изменились в чем-то и хоть немного приблизились к Богу за время поста. Недавно у меня был разговор с одним мальчиком, недовольным тем, какую мама определила ему меру поста. Он сказал, мама соблюдает пост в еде, но при этом не отказывает себе в пользовании гаджетами, а его заставляет, не ограничивая в пище, отказаться от компьютера и смартфона. Он спрашивал, можно ли ему не есть скоромных продуктов, но не отказываться от гаджетов. Я ответил, что для него лучшим постовым деланием будет проявить послушание маме — это станет прекрасным уроком духовного самовоспитания. Но и родителям стоит иметь в виду, что если уж мы — взрослые — накладываем на ребенка какой-то вид поста, то сами должны соблюдать те же ограничения.
По словам отца Михаила, в «зоне риска» в период Святой Четыредесятницы оказываются дети начинающих воцерковляться родителей. Для периода неофитства характерны горячность и стремление во всей строгости соблюсти устав, такие же требования новоначальные нередко распространяют и на домочадцев.
— Если семья жила раньше вне Церкви, нужно обязательно показать детям, что пост — это не так страшно и тяжело, как представляется людям со стороны. Если они увидят, что постящийся член семьи становится более мягким, более терпеливым, более внимательным к ним и ко всем остальным, потому что работает над собой, тогда они тоже захотят этой жизнью жить. Господь ждет от нас добровольной любви, и важно, чтобы близкие видели: воцерковившийся член семьи постится добровольно, а не потому, что его «запугали» в Церкви. А следствием этого является то, что и мы никого не заставляем это делать из-под палки.
Без сосисок и конфет
Как именно на практике постятся дети в верующих семьях? Самый распространенный вид детского поста — отказ от сладостей и мультфильмов. Но и в этом нужно соблюдать меру, чтобы малыш не затосковал, говорят священники.
— У нас дети не употребляют мясные продукты в течение всего поста, — говорит отец Василий Куценко. — Но это правило касается только домашних приемов пищи. В школе они едят то, что там дают. Молочные продукты мы не ограничиваем. Зато количество сладостей в пост в доме сокращается.
Иная ситуация в семье Дубининых.
— Мы детей в еде не ограничиваем, — говорит отец Михаил, — но убираются из рациона сосиски, колбасы, и надо сказать, это тоже довольно ощутимо. В нашей семье акцент делается на отказ от развлечений. До появления младшей дочки мы на весь период Великого поста отключали телевизор. Сейчас иногда включаем ей мультфильмы. Старшие, бывает, тоже к ней подсаживаются — не запрещаем. У них довольно серьезные нагрузки в школе, кружки и секции, так что несколько минут такого отдыха не повредят. В начале поста мы каждого ребенка спрашиваем: как ты будешь поститься? И каждый для себя решает, от чего он отказывается — например, от компьютерных игр, или что в свою жизнь привносит — например, старшая дочь в этом году Великим постом решила прочитать Евангелие. В конце поста мы говорим с детьми о том, как они оценивают проведенное постовое время, в каком внутреннем состоянии каждый из них подходит к Пасхе.
День рождения — грустный праздник?
Вопрос, который часто волнует родителей: что делать, если день рождения ребенка приходится на Великий пост?
— День рождения двоих наших детей практически всегда выпадает на Великий пост, — говорит отец Василий Куценко. — Мы устраиваем постный стол в кругу семьи, а вот праздник с друзьями, играми, тортами переносим на Светлую седмицу. Дети спокойно к этому относятся, но нужно учесть, что они в Церкви с самого рождения. Если вы нецерковного ребенка поставите перед фактом, что праздник придется отложить, не думаю, что он будет в восторге. Подождите, пока он привыкнет к постам, увидит ваш личный пример отказа от каких-то увеселений в этот период. Рубить с плеча в этом вопросе не нужно.
Согласен с таким подходом и отец Михаил Дубинин.
— Думаю, если день рождения выпадает на Страстной седмице, празднование стоит перенести на Светлую седмицу — ведь это всего несколько дней. Если же день рождения в середине поста — почему бы не отметить? Иначе какие воспоминания у ребенка будут о своем детстве? Если он ходит на дни рождения к другим ребятам, а в его доме в его личный праздник такого никогда не бывает, разве это хорошо? Такое решение родителей будет восприниматься как незаслуженное наказание или свидетельство ущербности, и этот опыт ребенок понесет во взрослую жизнь.
Упал — поднялся
Что делать, если ребенок в процессе поста понимает, что взятые на себя обязательства ему не под силу? Как реагировать на срыв в постовом делании?
— Никаких санкций быть не должно, — считает отец Михаил. — И не надо делать из этого трагедию. Мы когда в нарушениях поста каемся, разве священник на нас обязательно епитимью накладывает? Так почему же мы так суровы к детям? Но поговорить с ребенком об этом отступлении обязательно нужно — о том, что именно не получилось, по какой причине и почему сейчас стоит подняться и с новыми силами продолжить. Этот опыт падений и вставаний для каждого христианина очень важен. Ну а если уж совсем невмоготу ребенку без игр, можно пойти на небольшую уступку: пусть отказывается от них только в будни. Дети не могут совсем без развлечений, без игры. И если правильно к этим уступкам подойти, ребенок не только получит опыт поста — он, зная уже, как трудно бывает удержаться, будет терпимее к недостаткам других людей.
Газета «Православная вера» № 06 (650)