Мы продолжаем разговор о том, как сформировать у ребенка навык молитвы. Сегодня речь пойдет о молитвенной подготовке детей к Таинству Причащения.
Понемногу, но обязательно
В традиции Русской Православной Церкви детей до семи лет причащают без исповеди, поста и молитвенной подготовки. Считается, что до этого возраста у ребенка нет критического мышления, без которого невозможно покаяние, а ограничения в скоромной пище могут негативно сказаться на физическом развитии. Однако наши собеседники считают, что совсем без молитвы оставлять дошкольника не стоит. Приучать детей к правилу перед Причащением нужно понемногу с самых ранних лет. Если такого постепенного формирования молитвенного навыка не будет, в школьном возрасте побудить ребенка молиться будет очень трудно.
— Часто прихожане спрашивают, с какого возраста нужно учить ребенка молиться, — говорит священник Дионисий Каменщиков, настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади г. Саратова. — Я считаю, что с колыбели. Сначала мы молимся над ребенком, потом вместе с ним, потом он начинает молиться сам, а однажды наступит время, когда он, уже взрослый, будет молиться над нами — немощными стариками. Помню, когда родилась наша вторая дочка, первые месяцы были очень трудными. Ее часто мучили колики, и единственный вариант подготовиться к Причастию у меня был такой: кладешь младенца на руку, во вторую руку — молитвослов, и вот так молишься. И знаете, когда ты измучен бессонными ночами, такая молитва очень утешает. А ребенок привыкает к этим словам, они становятся ему родными, знакомыми.
По словам священника Александра Станотина, клирика Свято-Троицкого собора Саратова, уже лет с четырех-пяти можно читать ребенку вслух некоторые молитвы из последования ко Святому Причащению.
— Мне кажется, это неправильно, когда родители утром поднимают свое чадо и говорят ему: сегодня будешь причащаться. И ведут в храм без какой-либо предварительной беседы. Нужно за пару дней уже начинать готовить ребенка к этому событию. Участие в главном церковном таинстве не должно быть чем-то обыденным — этот день должен отличаться от других, быть значимым. И, конечно, помогают настроить ребенка на правильный лад в том числе молитвы. В детских молитвословах обычно есть несколько молитв перед Причастием, вот их и можно прочитать. Сначала одну, через какое-то время — две… Родителям нужно учитывать способность ребенка к восприятию новой информации, его темперамент; если малыш очень подвижный и ему трудно устоять на одном месте дольше минуты, не стоит принуждать его стоять смирно и слушать. Пусть лучше будет прочитана всего одна молитва, но в доброжелательной атмосфере. Однако обращение к Богу перед Причастием должно быть обязательно.
Не бояться усилий
По словам наших собеседников, у современных родителей наблюдаются два перекоса в воспитании у детей молитвенного навыка: они либо нагружают своих чад непосильным для их возраста правилом, либо вообще не предлагают молиться.
— Причем второе наблюдается гораздо чаще, — поясняет отец Дионисий. — Родители склонны жалеть ребенка, он же так устает в школе, у него столько занятий, куда же ему еще молиться! Пусть отдохнет. Мне кажется, такая духовная расслабленность детям на пользу не идет.
Да, молитва требует усилий, но нас же не смущает, что дети испытывают довольно серьезное напряжение, скажем, на тренировках, если занимаются в спортивной секции? Так почему же в молитвенном делании мы предпочитаем оставлять их в младенческом состоянии?
Пастыри говорят, что если грамотно выстроить молитвенную подготовку, год от года понемногу увеличивая объем правила, то к четырнадцати-пятнадцати годам подростки вполне могут готовиться к Причастию, прочитывая полностью каноны и последование ко Причащению. Если же такой постепенной подготовки не было, им просто будет не по силам освоить такой молитвенный объем. Да и желания не будет. Зачем? Ведь раньше он ходил причащаться, не прилагая к этому никаких усилий.
Молитвенная подготовка к Причастию — довольно серьезный труд, учитывая современные нагрузки в школе: даже старшеклассникам трудно весь объем прочитать за один раз. Поэтому пастыри рекомендуют разделять правило на части и прочитывать за несколько дней.
— Дети быстро растут, — говорит отец Дионисий. — Мы порой не успеваем отследить момент, когда они становятся способны на большее в церковной жизни. Но на то мы и родители, чтобы быть внимательными к духовному развитию ребенка. Руку на его духовный пульс положить и следить, как он себя чувствует, готов ли перейти на новый уровень. Не нужно загонять ребенка в какие-то шаблоны, все дети разные, и для каждого своя мера молитвенных усилий будет адекватна, но главное, чтобы эти усилия были, не нужно ограждать от них.
Не «вкусняшки», а «небесный хлеб»
Очень важный момент, который зачастую упускают родители, с младенчества приносящие своих чад в храм на Причастие, — это объяснение ребенку смысла происходящего. Дети привыкают к таинству и уже не задают вопросов, поэтому порой бывает так, что спрашивает священник юного исповедника, что такое Причастие, — а тот лишь плечами пожимает. Ну и, конечно, не допустимы такие «объяснения» таинства, как «там тебе вкусняшку дадут».
— Пока ребенок мал и не способен вместить, что в Таинстве Причащения мы соединяемся с Самим Христом, можно сказать, что это «святой хлеб», «небесный хлеб», «Святые Дары», — говорит отец Александр Станотин. — А лет с семи уже можно рассказывать о том, что это таинство установил Сам Господь, что это Он заповедовал нам принимать Его Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Как именно хлеб и вино становятся Телом и Кровью, мы не знаем, это тайна, но Господь велел нам поступать так, и мы как Его ученики это установление выполняем.
Дети могут задать вопрос: а зачем нам вообще причащаться? И вот тут от родителей требуются мужество и честность. По словам моих собеседников, взрослые часто допускают ошибку, говоря ребенку, что причащаться нужно, «чтобы стало хорошо», «чтобы выздороветь» или «чтобы лучше учиться». Это заведомая неправда. Причащаться нужно для того, чтобы соединиться с Богом, приблизиться к Нему, чтобы с помощью Божественной благодати становиться лучше, чтобы иметь силы творить дела веры и по-христиански совершать жизненный выбор.
— С ребенком нужно быть честным, — поясняет отец Дионисий. — Участие в таинствах, в целом церковная жизнь не являются залогом обретения земных благ, не гарантируют благополучия, здоровья. И если мы будем рисовать своим детям радужную картину земного бытия верующего человека, столкнувшись с трудностями, которые неизбежны в жизни каждого из нас, они испытают боль, недоумение, разочарование. Такие ложные установки часто приводят к протесту против веры, разрыву той связи с Церковью, которую родители, казалось, старались только укрепить. В истории христианства немало примеров, когда человек, обретая Христа, лишался всего земного, но обретал главное, величайшее сокровище. Я думаю, нужно ребенка с этими примерами познакомить. Кроме того, отвечая на вопрос о причащении, можно провести аналогию с отношениями ребенка и отца. Если сын или дочь совершили плохой поступок и огорчили отца, они как бы отдаляются друг от друга. А когда происходит раскаяние и примирение, это для ребенка огромное облегчение. Так и у человека с Богом. Мы исповедуемся, чтобы попросить у Бога прощения за свои проступки, а причащаясь, воссоединяемся с Ним. Как для чада состояние пребывания с родителями в мире — это полнота счастья, так и для христианина состояние соединения с Богом — это полнота бытия, высшее блаженство.
Газета «Православная вера» № 05 (649)