На въезде в село Малая Осиновка Аткарского района — руины Свято-Троицкой церкви. В ее стенах служил священномученик Феодор (Смирнов) в бытность свою еще не Феодором, а просто отцом Владимиром.
Он не входит в Собор Саратовских святых, но его жизнь тесно связана с нашей землей. Всмотримся в его икону – она не то, конечно, что реалистический портрет, но разве не передает она напряженности духа, открытости и живости характера? Будучи еще молодым человеком, Владимир Алексеевич Смирнов находил себе применение при новой власти, он мог бы, наверное, к ней приспособиться. Но вместо этого он решил принять священный сан, а затем, после трех арестов и ссылки – монашеский постриг и архиерейство. Какая же вера, какая сила духа была нужна для такого выбора! Сын сельского псаломщика, русский православный человек, сохранивший верность Христу даже до смерти, и смерти крестной (Фил.2,8) – вот кто смотрит на нас теперь с иконы.
Проследим его земной путь с помощью православного краеведа Валерия Теплова, члена епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.
Священномученик Феодор (в миру Владимир Алексеевич Смирнов) родился 4/17 января 1891 года в селе Козловка Петровского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Отец Владимира Алексей Степанович прослужил в храмах Козловки псаломщиком, а затем диаконом более 30 лет. Мать Надежда Алексеевна трудилась при местных храмах просфорницей. В 1905 году в г. Петровске Владимир окончил Духовное училище, в 1911 году — Саратовскую духовную семинарию по первому разряду, причем получил следующую характеристику: «Поведения отличного, усерден к наукам, скромен. Может быть добрым тружеником на поприще пастырского служения. К обязанностям отношение вполне доброе. Обнаруживает незаурядные педагогические способностии любовь к учительской деятельности».
Один год состоял учителем двухклассного земского училища в селе Малая Сердоба Петровского уезда, а в 1912 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1916 году со степенью кандидата богословия за кандидатское сочинение объёмом более 650 страниц на тему: «История взаимоотношения русских славян и германо-турецкого мира, их смысл и ближайшие религиозно-культурные задачи России по суду истории и писателей славянофилов. (По поводу современной войны)». Рецензент профессор и священник Н. Н. Писарев высоко оценил проницательный ум Смирнова, его патриотическое сердце, любящее православную Россию и предлагал издать работу В. Смирнова отдельной книгой.
31 мая 1916 года выпускник академии был назначен псаломщиком в Покровскую церковь г. Вольска Саратовской губернии. С 1 октября 1916 года по 1 ноября 1917 года он преподает историю и латинский язык в епархиальном училище г. Вольска. Владимир Смирнов опубликовал несколько заметокв «Саратовских епархиальных ведомостях». 20 апреля 1917 года по собственному прошению уходит за штат.
С 1 ноября 1917 года по 1 августа 1918 года —учитель мужской гимназиив г. Екатеринограде (ныне г. Маркс Саратовской области). С 1 августа 1918 года он - делопроизводитель «Волгопрода» (комиссия народного комиссариата продовольствия по приему и передаче продовольственных грузов Волжского бассейна) и учитель школы для подростков «Рупвода» (районное управлениеводного транспорта)г. Саратова.
С 1 мая 1919 года заведовал научным кабинетом Народного дома города, который был устроен в здании бывшего Коммерческого собрания (в советское время — гарнизонный Дом офицеров).
С 1 октября 1919 по 1 марта 1921 года Владимир Смирнов — учитель школ грамоты и инструктор школьного дела политотделов Донской советской кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. В 1921 году — инструктор дошкольного воспитания при Саратовском райкультводе, член профсоюза работников водного транспорта Саратовского района.
1 (по другим данным — 4) октября 1921 года Владимир Смирнов был рукоположен в сан иерея и назначен в село Малая Осиновка Аткарского уезда Саратовской губернии. Он стал настоятелем храма во имя Живоначальной Троицы. В Малой Осиновке отец Владимир прослужил полтора года и в апреле 1923 года былперемещен в Старо-Казанский храм Саратова.Проживал он тогда на улице Валовой в доме Синегубова.
31 августа 1923 года иерей Владимир Смирнов был арестован по обвинению в антисоветской деятельности вместе с большой группой саратовского духовенства во главе с епископом Петром (Соколовым), но, как и многие, был в декабре того же года освобождён. После этого отец Владимир возглавил причт Ново-Покровского храма Саратова. В Государственном архиве Саратовской области хранится список приходских священнослужителей православного вероисповедания староцерковного направления церквей Саратова, датируемый 15 сентября 1924 года, где сообщено, что настоятель Ново-Покровского храма священник Владимир Смирнов проживал по адресу: ул. Александровская, дом № 80, кв. 3.
В 1929 году отец Владимир был вновь арестован и осуждён за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в противодействии закрытию церквей; его выслали на три года в Нарымский край. На момент ареста состоял клириком утраченного кафедрального Петропавловского собора и был благочинным городского духовенства. В ссылке отец Владимир был рабочим и по контракту служил в кооперативных и госучреждениях. За время заключения был оставлен женой.
По возвращении из ссылки в 1933 году служил священником в Любиме Ярославской области, где проживали его родственники. 24 октября 1934 года принял монашество с именем Феодор. Через четыре дня возведен в сан архимандрита в г. Ярославле. Назначен священником в село Никольское Кузнецкого района Средне-Волжского края (Кузнецкий уезд ранее входил в состав Саратовской губернии). В апреле 1935 года архимандрит Феодор переехал в Пензу.
23 сентября 1935 года он был хиротонисан во епископа Пензенского. Служил в Митрофановской церкви Пензы, которая была его кафедральной церковью, проживал по ул. Кладбищенская, д. 2-а. Епископ приблизил к себе священника Митрофановской церкви отца Гавриила Архангельского, как старого знакомого по Саратовской духовной семинарии и ревностного пастыря. Отец Гавриил был также сыном псаломщика Петровского уезда, окончил местное духовное училище и был рукоположен в 1918 году во священника.
В условиях отсутствия системы епархиального управления владыка Феодор проводил важнейшую и крайне рискованную работу ради укрепления духа православной паствы во вверенной ему епархии. Для такой работы Преосвященный посылал своих единомышленников, священников тихоновского направления, в том числе отца Гавриила Архангельского, в сельские приходы Пензенской области. Деятельность сослуживцев епископа охватывала Башмаковский, Наровчатский, Беднодемьянский и другие районы. Она заключалась, в частности, в поиске православных христиан, которые бы способствовали открытию храмов в епархии, а также переходу храмов из рук обновленцев под омофор законного архиерея — епископа Феодора.
18 октября 1936 года епископ Феодор был арестован. По делу, кроме него, проходило еще пять человек: священники Иринарх Умов из Беднодемьяновска, И. К. Хорошунов из Наровчата, Андрей Голубев из села Ольшанки Башмаковского района, уже упомянутый здесь Гавриил Иванович Архангельский и заштатный священник Василий Сергеевич Смирнов, работавший на момент ареста дезинфектором пензенского бактериологического института. На допросах епископ Феодор держался стойко и категорически отрицал свою контрреволюционную деятельность. Ему инкриминировалось организация из репрессированных советской властью элементов контрреволюционной группы с целью ведения агитации среди населения, направленной на свержение советской власти и установления в стране фашистской диктатуры.
В августе 1937 года все, проходившие по этому делу, были осуждены, а 4 сентября того же года пятеро из них (кроме Хорошунова, получившего десять лет) расстреляны в Пензе и погребены в общей безвестной могиле.
20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, епископ Пензенский Феодор и иже с ним пострадавшие священники Гавриил Архангельский и Василий Смирнов были причислены к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.