Федор Викторович Кондратьев, профессор, доктор медицинских наук, психиатр-эксперт высшей квалификационной категории, заслуженный врач России, член церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московском Патриархате, прислал нам свою молитву, которая, как он сообщает — результат со-бытия с Богом. «Это со-бытие было со мной весь Великий пост, — пишет Федор Викторович, — и осеняло меня каждый день новым словом, пока я не поставил точку в Страстную Субботу».
Федору Викторовичу 81 год. Он попросил нас о содействии — сделать так, чтобы его молитву прочитали люди. Чтобы она осталась в их памяти, в их сердцах, стала их молитвой, дала им правильные ориентиры на жизненном пути. Доктор Кондратьев не хочет дар Божий оставлять только себе. Нам это очень хорошо понятно.
* * *
Федор Кондратьев — потомственный врач и в науке с 1953 года. Всех его научных трудов не перечислить. Многим кажется, что врач-психиатр должен быть «сугубым материалистом», т.е. объяснять все, происходящее с человеком, исключительно материальными, биологическими причинами и не принимать во внимание никакую «мистику». Но психиатру Кондратьеву давно понятно, что ни биологическими, ни социальными объяснениями личность не исчерпаешь, не определишь. В № 23 журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» Федор Викторович процитировал классика отечественной психиатрии Сергея Корсакова: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях так называемого “атеизма” можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и искусственно подавляемым религиозным чувством».
Сегодня в центре научных интересов профессора Кондратьева — вопросы религиозной, или духовной, безопасности, борьба с мошенническим использованием религиозного чувства в человеке или опасными извращениями этого чувства. Достаточно привести заголовки некоторых его научных работ: « Судебно-психиатрические аспекты криминальной агрессивности сатанистов»; «Сатанизм—реалии наших дней»; «Социально-психиатрические последствия религиозного сектантства»; «Шизофрения в психиатрических аспектах проблемы культовых новообразований (сект)» и т.п. Как психиатр-эксперт, Федор Викторович давал заключения по целому ряду резонансных уголовных дел, в том числе по делу об убийстве трех иноков Оптиной пустыни сатанистом Авериным в 1993 году. Выступая в Госдуме РФ, во многих программах ТВ, профессор Кондратьев показывал, насколько опасны для общества последствия таких телепрограмм, как скандально известный «Дом-2», «2х2» и прочие подобные. Читая статьи и интервью Федора Викторовича, убеждаешься в том, что он по натуре боец. Он всегда готов заступиться за честь российской психиатрии, за права психически больных людей, за гуманное отношение к ним. Возраст и нездоровье не заставили его сбавить обороты, скорее напротив. И не только во врожденных свойствах натуры или характера надо здесь увидеть причину, но и в области духа — духа, имеющего твердую опору и несокрушимое упование.
Подготовила Марина Бирюкова
* * *
Господи! Учение Твое есть Красота Мудрости и Мудрость Красоты, в нем есть всё, что необходимо для каждого помысла и для каждого поступка на жизненном пути каждого человека. Господи, я уверовал в истинность Учения Твоего по чувству своему постоянного со-бытия с Тобой.
Господи! Не дай мне гордыни пытаться спасти мир от греха — Спаситель мира только Ты! Мне же дай возможность жизнью свой свидетельствовать, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).
Господь всегда простит кающегося грешника, но сам грешник никогда не должен оправдывать свой грех, даже перед самим собой.
Господи! Дай мне большое поле для взращивания добрых плодов во имя Твое.
Господи! Прости меня — я видел такое поле, но не посеял доброго плода, и хуже того — оправдал себя в этом.
Господи! Дай мне доброе слово, которое я передал бы людям Твоим на радость им. Сдержи меня, Господи, и от слова и от дела, которые могут быть раной для ближних моих.
Господь создал меня по образу и подобию Своему, а Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Господи, дай мне всегда помнить, что, когда я отхожу от Любви к осуждению и вражде, то я отхожу от Тебя. Господи, сдержи меня!
Господи! Даруй мне зрети, что и другие люди созданы по образу и подобию Твоему, и если они сами не могут осознать это, то я всегда должен в них разглядеть образ и подобие Твое и возлюбить их.
Господи! Дай мне на обидчика, желающего унизить меня, смотреть как на ослеплённого грехом и простить его за слабость эту. Не дай мне самому зародить в себе напраслину греховную на ближнего моего и затаить в себе эту обиду на него.
Господи! Удержи меня от осуждения, ибо то, что казалось мне самым скверным в человеке, может и не быть его виной, или же он сам уже давно страдает от греховности своей.
Господи! Не дай мне стать причиной греха моего ближнего и, тем более, осудить его за грех этот. Не дай мне произнести такое слово, от которого ближний мой стал бы жалеть себя, и не дай мне возбудить у него зависть ко мне.
Господи! Огради меня от возможности внести вражду в сердца ближних моих и дай силы примирить их, если возникнет вражда.
Господи, сколько раз я нарушал заповедь Твою, когда давал знать левой руке, что моя правая сотворила добро (см.: Мф. 6, 3). Прости, что я получал вознаграждения в этом мире, не дождавшись перехода в мир Твой горний.
Господи! Пошли мне малое искушение, чтобы, поборов его, я окреп для борьбы с искушением бòльшей силы.
Господи! Помоги мне замечать, когда гордыня входит в меня, и дай силы изгонять ее. Дай мне бдительность, чтобы и случайно не унизить гордыней своей ближнего своего. Сохрани во мне, Господи, высокое чувство достоинства от того, что я создан по Образу и Подобию Твоему.
Господи, не дай мне зависимости ни от хлеба насущного, ни от вожделений телесных, ни от людей и ни от тщеславия мирского, ни от чужих властных наставлений, ни от желаний самому властвовать, но дай мне всего одну зависимость — зависимость от моей совести, которая в со-бытии с Тобой есть моя жизнь по со-Вèсти, по Вèсти Благой.
Господи! Оставь мне возможность сохранять в себе образ и подобие Твое — быть хоть сколько-нибудь свободным творцом. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты давал мне такую возможность — творить свободно.
Господи! Напоминай мне о краткости жизни моей земной, о том, что завтра для меня может не наступить, чтобы я торопился сделать должное сегодня и, помня о смерти, не тратил жизнь свою всуе.
Господи! Дай мне смирения в тяготах моих, чтобы не было от них у меня уныния и ропота на судьбу свою. Благослови меня на терпение.
Господи! Какое счастье быть в постоянном со-бытии с Тобой! Не прошу Тебя ни о чем, только не лиши меня этого счастья — без Тебя я буду одинок, и я страшусь этого!
Господи! Ты дал мне долголетие и возможность идти по жизни согласно указаниям Твоим — и жизнь моя была счастливой. Мне не нужна новая, вечная жизнь здесь, на земле, я хочу в Твой горний мир. Прими меня, Господи!
И последнее, Господи, дай мне терпения в ожидании исполнения всех моих прошений. Да будет воля Твоя! Аминь.