В Саратовской епархии реализован уникальный проект по обучению церковной флористике
Преподнести цветы — это универсальный способ выразить чувства: любовь, уважение, восхищение, благодарность или соболезнование. Цветы с нами во все значимые мгновения жизни: начиная с рождения и до дня, когда нас провожают в последний путь. Крестины, свадьбы, юбилеи — любой праздник ярче, если виновник торжества одарен красивым букетом. Раз в мирской жизни так, то что же говорить о церковной, в которой все направлено на пробуждение в человеке высоких чувств. Во все времена люди несли в храм живые цветы — прежде всего, чтобы возблагодарить Бога, Его Пречистую Матерь и святых. Сегодня церковная флористика активно развивается и становится отдельным видом служения. Вот только специалистов в этом деле не так много. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы «остатками рая на земле». Именно эта цитата стала лейтмотивом проекта по обучению церковных флористов, который был поддержан Фондом президентских грантов и реализован в Саратовской епархии в 2023 году.
Обучение, обмен опытом, общение
Разработала проект «Согревая душу цветами» флорист Покровского собора Саратова Лидия Васильевна Иванова. Проект объединил цветоукрасителей не только из Саратовской митрополии, но и из других регионов России. География оказалась обширной: Москва, Нижегородская область, Башкортостан, Чувашия, Волгоградская и Владимирская области, Донецк, Мариуполь, Луганск, были даже участницы из Дивеевской обители. Но большинство учениц, естественно, из Саратова.
Лидия Васильевна хотела решить с помощью проекта три задачи: обучить азам церковной флористики желающих и обеспечить все храмы епархии методической литературой; создать профессиональное сообщество, в котором начинающие флористы могли бы учиться у более опытных; организовать пространство для свободного общения друг с другом. Все задуманное удалось. Мероприятиями проекта было охвачено 472 человека, которые осваивали азы флористики по видеоурокам и вебинарам, приходили на встречи группы поддержки в Покровский собор, участвовали в мастер-классах, оттачивали свои навыки на выездных площадках во время флористических туров.
— Обучающих курсов по церковной флористике в нашей стране не так много, и не для всех они доступные по стоимости,— пояснила Лидия Васильевна.— А в открытом доступе информация, как правило, отрывочная и бессистемная, поэтому большинство из тех, кто занимается церковной флористикой, действуют больше по наитию либо учатся у более опытных коллег. Особенно сложно начинающим флористам в глубинке. Поэтому, задумывая проект, мы в первую очередь хотели сделать знания об этом мастерстве доступными, чтобы любой желающий мог бесплатно обучиться и начать потом самостоятельно работать.
Лидия Иванова записала пять видеолекций и провела пять вебинаров, на которых раскрыла основы «кухни» церковной флористики: показала инструменты и необходимые расходные материалы, без которых не создать композицию, объяснила, какие существуют способы крепления цветов, приемы аранжировки и многое другое. Все эти уроки можно посмотреть и сейчас, достаточно только отправить ведущей проекта заявку.
Не меньшую ценность представляют собой комплекты методической литературы «Библиотечка храмового флориста»: три вида брошюр по основам церковной флористики, наборы открыток с цветами, «Календарь храмового флориста». 500 комплектов по окончании проекта были переданы в храмы и монастыри Саратовской епархии и иногородним участницам.
— Когда пришел по почте комплект «Библиотечка храмового флориста», мы поняли, какую титаническую работу проделала Лидия Васильевна,— говорит участница проекта Наталья Гончарова из Чувашии.— Столько информации переработано, систематизировано, технические моменты изложены максимально доступно. Удобный календарь-безвременник, который будет актуален во все времена. А какие великолепные рисунки!
О рисунках хочется сказать отдельно. Любое изображение защищено авторскими правами, поэтому для проекта пришлось искать художника. И он нашелся — прямо в группе флористов.
— Когда я поняла, что с иллюстрациями из Интернета выпустить методическую литературу не получится, написала в чате нашей группы: «Есть проблема с картинками. Как ее решить?» — вспоминает Лидия Васильевна.— Одна из участниц откликнулась, сказала, что у нее племянница рисует, и предложила попробовать с ней. Агата Лысова — подросток, еще учится в школе. По просьбе тети она нарисовала несколько цветов, качество всем понравилось. Так у нас появился свой художник.
Проект длился год и завершился большим праздником — фестивалем церковной флористики, который прошел в сентябре 2023 года. Это был своего рода выпускной бал для участниц проекта. Впереди — самостоятельная профессиональная жизнь. Но все, что дал проект участникам, сохраняется и приумножается. Чтобы не терять друг друга, флористы продолжают взаимодействовать в мессенджерах: одна группа — для профессионального обмена опытом, другая — для неформального общения.
— Ни один храмовый флорист в нашей епархии теперь не останется без поддержки,— говорит Лидия Васильевна.— За этот год мы смогли объединиться в крепкое профессиональное сообщество, в котором можно решить любой вопрос: от совместной закупки цветов до поиска помощника на сложную работу или того, кто может заменить на время отпуска. И всегда находятся желающие. Если флорист не знает, как решить ту или иную творческую или техническую задачу, он задает вопрос в группе, и коллективный разум находит подходящее решение. А еще исполнилась моя давняя мечта: чтобы в каждом храме был комплект обучающей литературы. Теперь любой новичок, который захочет украшать храм цветами, может воспользоваться нашими пособиями и узнать, как это правильно делать в православной традиции. Это важно, поскольку православная церковная флористика имеет отличия от светской и западной церковной флористики.
Флористические туры, которых за время проекта было проведено шесть, позволили цветоукрасителям отработать важный навык — умение работать в большой команде. Это бывает сложнее, чем при индивидуальной работе, ведь у каждого человека свой ритм, своя скорость. Но, как отмечают участницы туров, на выездах оформление всегда проходило на одном дыхании, чувствовалась помощь Божия и тех святых, ради которых трудятся оформители.
— Флористические туры — это поездки в отдаленные районы области,— поясняет Лидия Иванова.— Они решают две задачи: помощь храмам и монастырям в оформлении к значимому событию и возможность непосредственного обмена опытом флористов как членов одной команды.
Собирается группа флористов из разных храмов. Ограничений нет, берем в команду всех, кто хочет и может. Запомнилась поездка во Владимирский женский монастырь в Вольске. Мы заранее решили, что будем украшать не покупными цветами, а местными — из палисадников, лугов, лесов, чтобы передать колорит местности. Оформляли иконостас, паникадило, икону праздника. Мы приехали, а нас уже ждут: все цветы подготовлены, столы для работы поставлены. К нам присоединились и вольские флористы, и коллеги из Балаково. В итоге собралась команда 20 человек! И все эти люди, как говорится, на одной волне — чувствуют друг друга, понимают с полуслова. Атмосфера невероятная. Это не работа, а праздник!
Лидия Васильевна рассказывает, что пока длился проект, с каждым месяцем к группе присоединялись новички, ранее вообще не украшавшие храмы. С поддержкой более опытных коллег они не только смогли научиться искусству оформления, но и найти свой храм, где им были рады. К примеру, Татьяна Жир, у которой был опыт в светской флористике, никогда не украшала иконы цветами. Сначала Татьяна приходила на группы поддержки. Затем понемногу стала помогать в украшении Покровского собора. Были и тревоги, и переживания, и сомнения, и вопросы, но Татьяна всегда могла получить поддержку в сообществе единомышленников.
— Я пришла в проект «Согревая душу цветами», чтобы получить новый профессиональный опыт, но получила гораздо больше — пользу для своей души,— рассказывает она.— Через искусство храмовой флористики я смогла глубже понять историю Церкви, смысл праздников, православную символику. Когда мы украшаем храм к какому-то празднику, необходимы молитвенное настроение, внутренняя гармония — тогда и композиция будет глаз радовать, при этом людей от молитвы не отвлекая. И ты учишься настраиваться на это сосредоточенно-молитвенное состояние, которое потом хочется сохранять и в обычной жизни. А еще для меня лично каждый рабочий эпизод — повод задуматься о том, что наша земная жизнь временна. Когда видишь увядающие цветы, не можешь не думать о конечности нашего земного существования. Думаю о том, что и нам надо быть, как цветы — расцвести в полную меру, как нас задумал Господь, исполнить свою миссию на земле, принести плод, а дальше уже к Нему идти…
Красота требует выносливости
Пасха, двунадесятые и великие праздники, престольные праздники храма, прибытие в храм значимых святынь — работы приходскому флористу в течение года хватает. А какова она — эта работа? Приходя в большой праздник в храм, мы невольно замираем в восхищении, когда видим красиво оформленные иконы, паникадило, царские врата, но даже не догадываемся, сколько труда в это вложено. Иногда флористы слышат в свой адрес неожиданные высказывания: «Да чего там сложного — цветочки повтыкать». Так может сказать лишь тот, кто никогда сам не занимался оформлением цветами. Лидия Иванова рассказывает, из каких этапов состоит работа церковного флориста, сколько времени она занимает.
— Для начала нужно поговорить с настоятелем храма, выяснить, какие у батюшки пожелания, какие объекты в храме нужно оформить, какой бюджет на это выделяется. Уточнить, какого цвета облачения будут у священства. Далее изучается история праздника, к которому готовится оформление, чтобы понять духовный смысл торжества. После этого разрабатывается эскиз оформления, передающий настроение конкретного праздника. Когда эскиз готов, нужно продумать, какие цветы и в каком количестве необходимы для его реализации, и за две недели до праздника сделать заказ на оптовой базе. При подборе цветов необходимо учитывать множество факторов: цвет, форму, размер, фактуру, чтобы оформление получилось гармоничным. Перед тем как забирать заказанные цветы, необходимо лично приехать на оптовку и проверить, что для вас приготовили. Может быть, придется что-то дополнить, а что-то убрать, в зависимости от состояния цветов. Иногда оттенок цвета не подходящий, и вся композиция зрительно рассыпается. Иногда форма бутонов не устраивает. Цветы не первой свежести для украшения в храме не годятся. То, что одобрено, нужно попросить прямо на базе поставить в воду, освежив срезы. В день оформления нужно решить финансовые вопросы, приготовить емкости с водой, каркасы, крепежи, флористический оазис. Если в храм привозят икону нестандартного размера, то заранее заказать рабочим под нее специальный щит. Создание правильного каркаса — половина успеха. Он должен быть так устроен, чтобы влага не попадала на икону, на аналой. Если нужен будет букет для владыки, подготовить ленты, упаковку. Проверить ножи и секаторы, достаточно ли они острые — если нужно, заточить. От качества инструмента тоже зависит результат оформления. Когда все готово, можно ехать на базу, забирать цветы. По прибытии каждый цветок необходимо обработать: снять листья, подрезать основание, поставить в специальную воду с минералами, причем цветам нужны особые условия: помещение, где прохладно, но нет сквозняков. И только после этого можно начинать «собирать цветочки», но и это непростой процесс. Каждый цветок, каждую веточку зелени нужно поставить в нужном направлении, с правильным наклоном, утопив в оазис на нужную глубину, так, чтобы все детали композиции сочетались друг с другом, чтобы в оазисе не было пустот. А когда оформление закончено, необходимо регулярно проверять его состояние. Если какой-то цветочек завял, его нужно заменить.
По словам Лидии Васильевны, когда случается такое масштабное оформление, как, например, когда привозили частицу мощей святого Георгия Победоносца, флористы работают двое-трое суток по многу часов, не присаживаясь. Даже на перекусы нет времени.
— Я принимала участие в масштабных оформлениях Дивеевской обители, и там нагрузка еще больше. Так что физически это очень непростой труд, флористу нужна выносливость,— добавляет моя собеседница.
Не могу не задать Лидии Васильевне вопрос, который иногда приходится слышать в храме: ради чего столько усилий, столько денег, столько хлопот? Что ответить скептикам, которые говорят: «Лучше бы эти деньги, которые на цветы потратили, нищим раздали»?
— Цветы трогают сердце,— отвечает Лидия Васильевна.— Когда вам дарят цветы, вы же понимаете, что на самом деле дарят любовь, внимание, заботу, восхищение, радость общения. Даже на похороны живые цветы приносят. Казалось бы, зачем? Это способ выразить чувства — скорбь от утраты, печаль, грусть, любовь, сопереживание близким усопшего. В миру это душевные чувства, в храме — духовные. Когда люди заходят в храм и видят красивое, гармоничное оформление святынь, это трогает сердце, и оно устремляется ввысь.
Без «вау-эффекта»
Церковная флористика имеет свои отличительные особенности. В ней не должно быть «вау-эффекта», когда оформление чрезмерно пышное, за ним теряется икона, а люди забывают, зачем пришли в храм, и только рассматривают цветочную композицию.
Самое нарядное оформление — на Пасху и Рождество Христово, в остальные праздники уместны более скромные композиции. Чувство меры для флориста не менее важно, чем хороший вкус. Достоинство, скромность и красота — вот критерии, на которые опирается православная флористическая традиция.
Цветы не должны мешать прихожанам прикладываться к иконам. В украшении храмов не используются растения с резким запахом. Необходимо также, чтобы цветочная композиция гармонировала с облачением священства, органично вписывалась в интерьер храма, сочетаясь с росписью и резьбой.
Часто опытные флористы оказывают предпочтение тем растениям, которые упоминаются в Священном Писании или похожи на цветы на иконах, в росписи, орнаменте, изразцах храма. Экзотические цветы, как правило, не используются в русском православном храме, поскольку при всей своей красоте они не соответствуют стилю архитектуры и внутреннего убранства.
Храмовая флористика должна быть осмысленной, руководствоваться принципом: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме — не просто украшения, это жертва Богу и дань уважения святым, изображенным на иконах. Цветочное убранство должно напоминать молящимся о рае и красоте Царства Небесного.
— Когда украшаешь храм, такое ощущение, что время замедляется, в душе наступает тишина,— говорит Юлия Ракчева, флорист храма новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района.— Так происходит потому, что на эти часы ты оставляешь все суетные мысли и окунаешься в этот мир — такой нежный, светлый, красивый! И ты понимаешь, что и эти цветы, и твой труд — маленькая жертва Богу, Матери Божией, святым. Особенно люблю украшать иконы Богородицы, по внутреннему состоянию это похоже на ощущение, которое испытывает маленький ребенок, когда делает открытку маме на 8 Марта. Тебя переполняют нежность, любовь, доверие, благодарность. Помолишься про себя: «Пресвятая Богородица, прими дар рук наших!» — и так на душе светло после этого!
Служение в радость
Церковная жизнь настолько разнообразна и разнопланова, что каждый человек может найти для себя подходящее послушание. И если служение позволяет творчески реализоваться через взаимодействие с тем, к чему лежит душа, оно позволяет человеку чувствовать себя в нем по-настоящему счастливым.
Церковные флористы — это «люди с цветочными сердцами» — единожды попав в это сообщество, пообщавшись с этими людьми, тебе уже не хочется его покидать, хочется быть к нему причастным, настолько оно наполняющее, поддерживающее, щедрое.
Как люди становятся церковными флористами? Конечно, по зову души. Лидия Васильевна вспоминает, что и мечтать не смела о такой возможности, но флористы Покровского храма сразу приняли ее в свою дружную семью, щедро поделившись всем, что умели. Потом десять лет совмещала это служение с работой психолога в государственном учреждении. И вот теперь она сама передает знания начинающим флористам.
Зачастую для флористов служение в храме — занятие для души, которое наполняет жизнь положительными эмоциями. Так получилось у Елены Леоновой, флориста Духосошественского собора и соборного храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского.
— Я сотрудник банка, работаю по стандартному графику пять дней в неделю, а флористика — это отдушина, то, что меня вдохновляет. Да, я занимаюсь оформлением в выходные дни, часто ночью или очень рано утром, но это самые счастливые часы.
Елена — прихожанка Духосошественского собора, и ей давно хотелось принимать участие в украшении храма, но она долгое время считала, что этим делом должны заниматься только профессионалы. А когда увидела объявление о наборе в команду флористов, решилась и позвонила Лидии Васильевне. И сразу попала с ней в дуэт — оформляли Казанскую икону Божией Матери для крестного хода.
— В процессе я поняла, что кое-что под руководством наставника делать могу, это придало уверенности. И в следующий раз, когда нужна была команда, Лидия Васильевна меня снова пригласила. Так потихоньку я начала работать. Проект «Согревая душу цветами» для меня оказался просто подарком! Общение с высокопрофессиональными людьми, знакомство с их опытом, техниками — это все нас, начинающих флористов, очень развивает! Мы ездили во флористические туры, и там я увидела, как оформлять паникадило. Считала, что это очень сложно, даже не представляла, что смогу с таким проектом справиться. Но когда посмотрела, как это делается, рискнула и на престольный праздник в Спиридоновском храме в прошлом году в первый раз самостоятельно украсила паникадило. Оно объемное, диаметром в полтора метра. Работать приходилось на высоте три метра. Но благодаря полученному на проекте опыту я смогла это оформление реализовать.
Спрашиваю Елену: как ее близкие относятся к тому, что она пропадает ночами в храме?
— Сначала относились настороженно, но постепенно тоже прониклись этим послушанием, и теперь вся семья участвует в оформлении. Дочка Маша, ей шестнадцать лет — моя главная помощница. Муж Александр — он врач — изготавливает конструкции, крепления. Сын Антон уже взрослый и отдельно живет, но когда нужна помощь, чтобы цветы привезти, не отказывает.
В 2023 году митрополит Саратовский и Вольский Игнатий наградил Елену Леонову епархиальной медалью священномученика Германа, епископа Вольского, III степени. Это признание очень важно для самой Елены, ее семьи, а также для всех флористов. Это знак, что их служение, их вклад в жизнь Церкви видят и отмечают его важность.
Грантовый проект завершен, но семена, которые благодаря ему были посеяны, дают все новые всходы. Сообщество флористов пополняется, мастера становятся все более профессиональными, а значит, наши храмы будут достойно украшаться, напоминая приходящим в них людям о небесных обителях и о Том, Кто нас в них ждет.
Историко-публицистический альманах
«Православное Поволжье. Саратовские епархиальные ведомости». 2024 г.