Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Чтобы здесь жить, надо любить…
Просмотров: 4206     Комментариев: 2

Черкасское — село длинное. Не вдруг и доедешь до старинного белого храма с могучими колоннами и голубыми куполами. Домики разнообразные — то совсем уже ветхие, покосившиеся, нежилые, то ухоженные. Встречаются дореволюционные каменные дома с красивым декором — село в свое время было богатым, торговым.

Возникло оно в XVIII столетии; владели им Черкасские, Шереметевы, Разумовские, наконец, граф Сергей Семенович Уваров (1786-1855), действительный тайный советник, президент Российской Академии наук (1818-1855), а с 1833 по 1846 год — министр народного просвещения в правительстве государя Николая I. Он-то и выстроил в Черкасском каменную трехпрестольную церковь в честь Знамения от иконы Божией Матери, иже в Велицем Новгороде.Имелось в виду древнее событие:в 1170 году икона Божией Матери «Знамение» по молитвам святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, спасла новгородцев от осадивших город войск княжича Мстислава. Но сегодня храм посвящен просто образу Божией Матери «Знамение».

После революции церковь в Черкасском повторила судьбы сотен тысяч русских храмов: ее закрыли, опустошили, пытались взорвать, в ней хранили корма для скота и жгли пришедшие в негодность покрышки. Возрождение Знаменского храма началось в 1993 году — усилиями тогдашнего настоятеля священника Александра Каляева при активной помощи Вячеслава Володина, занимающего ныне пост председателя Государственной Думы. В 1997 году были восстановлены кровля, купола, колокольня, установлены мраморный престол и иконостас. Сделано много, однако полное восстановление огромного храма еще впереди.

Выехав из Саратова затемно, мы успели на воскресную Литургию. Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства. И ему нести еще этот крест до конца дней…. Мы как-то мало задумываемся об этой стороне пастырского служения; а если бы задумались, больше бы уважали, может быть, тех, кто избирает путь православного священника.

Но мне нужно побеседовать с людьми, и я прошу постоянных прихожан задержаться после службы. «Так вот они все и есть — постоянные прихожане»,— удивляется отец Иоанн. Да, не такой большой приход в Черкасском, но прочный и дружный. Об этом говорит и ухоженная территория вокруг храма, и то, как заботятся прихожане о детях священника. После службы — когда у батюшки еще масса дел — прихожане на это время приглашают детей в гости. Отец Иоанн контролирует ситуацию по телефону: «Ваня у вас? Серафим у вас?». Все присмотрены, все окружены заботой, любовью.

Жанна Фомина — прихожанка-старожил; она здесь с 1993 года, то есть с момента освящения храма и начала богослужения в нем. И все это время Жанна поет в хоре:

— Нас учила Надежда Каляева, дочь отца Александра. Мы не знаем нот, мы учим службу по книгам и поем на слух. Не только здесь поем — ездим в Покровское, там у отца Иоанна приписной приход, храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Елена МихайловнаВ разговор вступает Елена Михайловна Мамонова — учительница, отработавшая в местной школе четыре десятка лет, ныне пенсионерка:

— Нашему батюшке просто цены нет — он всегда учит нас добру и радости… Об одном только в жизни я жалею: что мы раньше не учились сами и детей не учили вере, Православию. Это ведь основа жизни. Но лучше поздно, чем никогда!

Владимир, отец молодого семейства и единственный мужчина в хоре — работает сторожем в детском саду.

— Это хорошо, конечно, что у нас храм есть и батюшка, что люди все-таки ходят в церковь, но вот перспектив у нашего села, я считаю, нет никаких.

Нина ЕгоровнаНекогда в Черкасском жило более шести тысяч человек; ныне, как сказали мне в сельской администрации, прописано 3128, но фактически живет гораздо меньше. Определенный — хотя не такой уж и большой — процент составляют мигранты из мусульманских регионов. С работой, занятостью в селе большая проблема: есть психоневрологичекий интернат, лесхоз, есть соцсфера — школа, поликлиника, детский сад — это по нынешним сельским меркам не так и мало, но недостаточно, конечно, чтоб занять людей, прежде всего — мужчин. Почему не развивается сельхозпроизводство, фермерство, почему многие сельские жители отказываются даже от личного подсобного хозяйства, почему им проще купить яйца в магазине, чем держать кур?

— Жить крестьянским трудом сейчас трудно,— говорит отец Иоанн,— дорогие корма, дорогое горючее, не хватает поддержки со стороны государства. Но главное не в этом. Крестьянская жизнь — это когда ты без всяких выходных встаешь в пять, а летом в четыре утра, потому что надо доить корову; когда у тебя если и есть какая-то возможность отдохнуть, то только зимой, и то недолго — надо ведь готовиться к весне. Чтобы согласиться жить в селе, надо любить свою землю, свое село, лес, реку, дом, огород, корову. Людей, способных любить, почему-то все меньше и меньше.

— А Вы за свои шесть лет здесь полюбили это село?

— Я думаю, меня Бог сюда привел. Любой человек, если посмотрит на свою жизнь внимательно, поймет, что в ней нет ничего случайного, что его ведет по жизни Бог. Во всяком случае, я не хотел бы никуда отсюда уезжать. Переезд, поиск лучшей доли — это суета: нужно дорожить тем, что у тебя уже есть. Здесь я знаю, что могу уехать по своим делам в Вольск, в Саратов, и мои дети не останутся без присмотра. Конечно, хорошие, добрые люди есть в любом приходе, и в городском тоже, но в городе все далеко — транспорт, пробки, масса сложностей. А здесь, в селе, всё рядом. Здесь нет, конечно, никаких парков, аттракционов, никаких особых развлечений для детей, зато есть лес, а он всегда такой разный — еловый, дубовый, липовый… Забрал детей из садика и сразу с ними в лес, дышать лесным воздухом.

— Что ищет, чего ждет сегодняшний сельский житель, приходя в храм? Становится ли он другим, воцерковляясь?

— Конечно. Я всегда говорю, что главная задача человека, пришедшего в Церковь,— изменить себя. И я вижу, как люди изменяются, растут, всё лучше видят бессмысленность жизни без веры.

— А Ваши дети растут верующими?

— Об этом, может быть, рано еще говорить. Нам ведь всегда кажется, что дети должны быть похожи на нас, а они, как бы мы ни старались — все равно будут похожи только на себя. И все, что мы можем им дать — это какие-то правила человеческого общежития, а еще — любовь к Богу и понимание того, что любить — Бога или человека — это всегда означает жертвовать.

— Жертвовать, любить, нести крест — призваны мы все, но Вы оказались в очень уж трудной ситуации…

Отец Иоанн спокойно отвечает, что Промыслом Божиим оказался к этой ситуации готов — еще до болезни супруги Елены (она скончалась через четыре месяца после рождения четвертого ребенка, Ксении) научился обращаться с малышами, делать всё, что нужно — начиная от смены памперсов и заканчивая прическами и бантиками. Мы не углубляемся: я могу лишь догадываться, что за этим чисто житейским, казалось бы, ответом — огромный душевный и духовный труд.

— Человек много чего в жизни хочет, но Господь дает ему то, что необходимо для его спасения.

Завершив этими словами нашу беседу, отец Иоанн категорически отправляет нас с водителем обедать в семью прихожан Петра Николаевича и Нины Егоровны Ерошкиных. Они чуваши, так сразу и представляются — для чуваша принадлежность к народу, к его традиции очень важна — и угощают нас с традиционным гостеприимством. Нина Егоровна сорок с лишним лет проработала нянечкой в психоневрологическом интернате…

— Трудно было, наверное, работать с этими людьми?..

— Нет, не трудно,— отвечает Нина Егоровна с удивительным спокойным достоинством, с убеждением в том, что была на своем месте и делала свое дело. И рассказывает о том, как приносила своим подопечным из дома деревенские гостинцы и устраивала в палате вечерние посиделки — нет, не потому, что их плохо кормят, их кормят как раз хорошо, но ведь им необходимо тепло общения.

— Что тяжело было видеть, так это когда привозили больного человека родные в интернат и говорили ему: «Ты поживи здесь немножко, мы скоро тебя отсюда заберем»,— и он верил, и ждал их, не понимая, что его на всю жизнь сюда привезли.

Ксюша, младшая из детей отца Иоанна, частая гостья в доме бабы Нины и деда Пети — если не знать, ни за что не подумаешь, что она не родная их внучка. Да полно, разве кровь делает человека родным? Побывав в Черкасском, лучше понимаешь: во всякой трудной, тяжелой, трагической ситуации первое, что необходимо, первое, а когда-то и единственное, что может помочь,— это любовь. И, может быть, поэтому я воспринимаю эту свою поездку — рядовую для меня командировку в отдаленный приход — как своего рода паломничество. Ведь именно из паломнических поездок мы привозим домой не подверженные порче духовные приобретения.

Газета «Православная вера» № 22 (642)

Материалы по теме

Мы в осеннем Аткарске: он пламенеет рябинами и звенит золотыми кленами. Перед нами — небольшой старый дом с забором и заросшим травою двориком. На стене — временная табличка: «Храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии». Память этих ранних — II век по Рождестве Христовом — страдалиц и исповедниц Церковь совершает 30 сентября. В этот день в стенах бывшего жилого дома, а ныне храма совершается первая Божественная литургия.

Просмотров: 2086
Комментариев: 0

Противоположного берега Волги не видно. Волны шумят, как морские, и лижут прибрежные камни. Купола белоснежного монастырского храма на утреннем солнце горят золотом. Березы шепчутся с волжским ветерком, молодые липы набирают силу, можжевельник выставил лиловые шишки — свечи, желтые ирисы отражаются в воде пруда, в его глубине мельтешат красно-золотые рыбки. Я навожу объектив на парящую в воде лягушку и прошу ее: «Улыбнись!». Матушка Еликонида смеется. Но нет, конечно, это не просто «райский уголок». Это место, где все — и местные жители, и паломники, и, конечно, сестры обители — ощущают живое присутствие святого праведного Иоанна, пастыря Кронштадтского и всея Руси

Просмотров: 3784
Комментариев: 0

Еще не рассвело. Мокрая метель разбивается о лобовое стекло, вдоль дороги громоздятся сугробы, призраками возникают деревья. В свете фар появляется вдруг заяц­-беляк и, вместо того чтобы убежать, скачет впереди машины по самой дороге: батюшке приходится тормозить, чтоб ушастый не попал под колеса. Мы едем в село Иваново‑Языковка Аткарского района; по субботам священник Георгий Полушкин совершает Божественную литургию там, по воскресеньям — в Ершовке, а в седмичные дни — в Аткарске, в храме Архангела Михаила

Просмотров: 2520
Комментариев: 0

Ранним воскресным утром, то есть именно тогда, когда в храмах готовятся к совершению Божественной литургии, волонтеры миссионерского отдела Саратовской епархии совершенно безвозмездно на личном транспорте в любую погоду едут туда, где Евхаристию, к сожалению, совершить некому: храм (хотя бы приспособленное помещение) есть, и верующие люди есть, но нет постоянного священника

 

Просмотров: 4076
Комментариев: 0

Молочно-желтый с небесно-синими куполами, этот маленький сельский храм всем светит издалека — особенно когда кругом снег. Напротив него — большой деревянный крест: это место старого Покровского храма, многострадального и, в конце концов, сгоревшего. А в новом Покровском храме села Максимовка удивительно чисто, тепло и уютно. Он очень домашний, этот храм — в добром, совершенно не принижающим его предназначения смысле слова. Для максимовских прихожан это действительно второй дом — дом их душ

Просмотров: 4509
Комментариев: 0

«Эй султи Аттемер, санан яту хисеплентер; санан патшалаху килтер санан иреку сер синче те султи пекех пултар…». Это «Отче наш». В храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в селе Калмантай богослужение совершается на двух языках: церковнославянском и чувашском. Почему это важно? Певчая Нина Ивановна Сараева, повар местного детского сада, отвечает: «Потому что мы должны знать свой язык»

Просмотров: 5690
Комментариев: 0

С Ольгой Лебедевой мы познакомились, когда приехали в село Воскресенское снимать репортаж в рамках проекта «Некраеведы». В тот день именно Ольга приняла нас в местном Свято-Троицком храме. В каждом ее слове чувствовались необыкновенная любовь к Богу и людям. С ней рядом настолько тепло и уютно, что не хотелось расставаться. Мы попросили Ольгу рассказать о своей жизни. Ведь она — настоящий хранитель прихода

Просмотров: 7882
Комментариев: 1

Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным

Просмотров: 12078
Комментариев: 0

Храм во имя святителя Николая Чудотворца села Стригай Базарно-Карабулакского района был построен тщанием прихожан в 1907 году. После революции 1917 года он был закрыт, а потом осквернен. Было утрачено внутреннее убранство церкви, и, что самое страшное, полностью обрушилась крыша. От святыни остались практически одни стены. Увы, мы можем сказать, что это типичная история для сельских храмов нашей епархии. То, что возводилось с любовью и верой в Бога, было разрушено в одночасье злой волей людей. Удастся ли восстановить храм в прежнем виде? Пока об этом нельзя сказать с уверенностью. Но можно, по крайней мере, попробовать привести в порядок то, что от него осталось. Это и делают волонтеры — прихожане саратовского храма во имя святого пророка Илии. Наш корреспондент присоединилась к ним, чтобы узнать, как идет восстановление старинной церкви силами добровольцев

Просмотров: 11122
Комментариев: 0

Поселок в Пугачевском районе, где расположен Свято-Никольский женский монастырь, так и называется — Монастырский. В его истории, начавшейся более двух с половиной веков назад, были разные времена: подъема и падений, разрухи и восстановления. Мы приехали в монастырь в благодатный его период. Для меня это была служебная поездка, для моих детей, никогда не бывавших в монастырских стенах,— паломническая

Просмотров: 11433
Комментариев: 0

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

Просмотров: 10743
Комментариев: 0

«Ведь все события, происходившие в нашей стране, коснулись и села Липовки. Нет уже сел Биклея, Бурцовки, Абалихи (можно продолжить: нет Надеждина, умирают Малая и Большая Гусихи, Белый Ключ…). Мы сделали все, чтобы нашу Липовку не постигла та же участь. И главное – всем миром построили церковь в нашем селе. Без веры в Господа движения вперед нет. Любить Родину – значит изучать ее прошлое, быть ей опорой в настоящем и – главное – верить в ее будущее»

Просмотров: 4394
Комментариев: 1

В Базарно-Карабулакском районе есть два старинных села — Алексеевка и Ивановка. В обоих — большие прекрасные храмы: соответственно, Сергия Радонежского и Иоанна Златоуста. Трудно поверить, что совсем недавно они являли собой руины; что на усеянный битым кирпичом и мусором пол Златоустовского храма в Ивановке падал снег и лил дождь, а в Алексеевском храме полвека кряду хранили зерно. Однако это так, и любой местный житель вам это подтвердит

Просмотров: 3211
Комментариев: 0

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 3635
Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее — Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера

Просмотров: 3230
Комментариев: 0

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 3294
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 3345
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 4434
Комментариев: 0

«Село было — вон оттуда и до прудов. Триста двадцать дворов, это сколько же народу…». Народ вымер и разъехался, дворы запустели и разрушились. Сосновки как села давно не существует. Но в низинке на месте бывшего села белеют новые кирпичные домики: с недавних пор здесь обитают рабочие местного фермера Владимира Мочкина. И именно руками этих рабочих на средства хозяина сейчас понемногу восстанавливается многострадальная, почти двухсотлетняя Покровская церковь — кстати, памятник архитектуры областного значения. Мой собеседник Саша гордится своей работой — голубыми, в звездочках, куполами — и показывает ее всем: «Нравятся звездочки?..»

Просмотров: 3741
Комментариев: 0