Многие современные христиане не знают, что при отсутствии возможности молиться в храме каждый мирянин может совершать у себя на дому богослужения так называемым мирянским чином. Сейчас, в режиме самоизоляции, эта практика приобретает особую актуальность. О ней рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков.
Когда выход на улицу практически запрещен, осталась единственная возможность— молиться дома. Мы призваны сейчас к тому, чтобы дом каждого из нас стал храмом, в котором звучат не только утренние и вечерние молитвенные правила, но и, по возможности, уставное православное богослужение. Следует оговориться, что дом христианина должен быть обустроен по образцу храма вне зависимости от угрозы пандемии и других бедствий. Чин освящения дома во многом похож на освящение храма. Церковь этим сходством будто указывает, что и храм для нас должен стать домом, и дом — церковью.
Современное утреннее и вечернее молитвенное плавило сформировалось всего около двухсот лет назад как ответ на оскудение литургической грамотности. До этого времени в домах благочестивых христиан было принято совершать некоторые богослужения суточного круга. Возглавлял их, как правило, глава семьи. Вот как об этом сказано в Домострое: «Каждый день вечером муж с женою и с детьми, и с домочадцами… отпеть вечерню, павечерницу, в тишине со вниманием, предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно... А утром, поднимаясь, также Богу помолиться, отпеть заутреню и часы, и молебен с молитвою, да в тишине, со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить». Из этого видно, что совершение богослужений на дому — не какое-то нововведение, а древняя благочестивая практика. Сама планировка дома богатых людей на Руси обязательно включала так называемую крестовую палату — комнату, отведенную для молитвы. Нередко обустраивались и домовые храмы, где совершалась Божественная литургия.
Совершение богослужений мирянским чином имеет ряд особенностей. Мирянин может провести любое богослужение — кроме, конечно, Божественной литургии, которая в данном случае заменяется изобразительными, или, как еще называют это последование, обедницей. По церковному уставу вечером полагается прочитать вечерню и повечерие, утром — утреню, часы и изобразительны.
Перед началом богослужения на стол (или на аналой, если он есть) кладут крест и Евангелие, раскладывают богослужебные книги, чтобы они были под рукой, или распечатанный богослужебный чин. Возжигаются лампада и свечи перед иконами. Возможно совершение каждения с использованием ручного кадила(ка́ции) или треножника с чашкой, который надевается на горящую лампаду. На чашку, разогретую пламенем лампады, кладется ладан. Такие приспособления можно найти в свечных лавках наших храмов. Подкладывать ладан следует в те моменты богослужения, во время которых священник в храме обычно совершает каждение.
Вместо начального возгласа «Благословен Бог наш» при совершении богослужения мирянину следует возглашать «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» После прочтения (или пения) «Отче наш» возглас «Яко Твое есть Царство…» заменяется возглашением молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)!». Ектениивеликая («Миром Господу помолимся») и просительная («Исполним молитву нашу») заменяются чтением «Господи, помилуй» 12 раз. Вместо возгласа после ектении— «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». Малая ектения («Паки и паки…») заменяется троекратным «Господи, помилуй», вместо возгласа — также «Слава и ныне».После «Господи помилуй», заменяющихектению, можно читать тропарь: «Милостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), и избави их от всякия скорби, гнева и нужды, от всякия болезни, душевныя и телесныя, прости им всякое согрешение, вольное и невольное, и душам нашим полезная сотвори».Вместо сугубой ектении («Помилуй нас Боже») читается «Господи, помилуй» 40 раз, возглашается «Слава и ныне» и при необходимости вставляются особые прошения: молитва о болящих, путешествующих, и т.д. В нынешней ситуации здесь уместно вставить молитву во время распространения вредоносного поветрия:
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ныдвижимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
При совершении богослужения мирянином возгласы священника перед отпустом («Пресвятая Богородице, спаси нас» и «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...») опускаются.
Это основные особенности совершения богослужений мирянским чином. Безусловно, чтобы организовать богослужения у себя дома, нужно обладать определенной степенью литургической грамотности, знать церковный устав, уметь пользоваться хотя бы богослужебными указаниями, которые можно найти в электронном виде на сайте «Патриархия.ru». Благо, в настоящее время существует немало учебных пособий, которые могут в этом помочь. В частности, учебники «Устав православного богослужения» и «Литургика» в 2-х томах, написанные преподавателем Саратовской семинарии А.С. Кашкиным. На мой взгляд, это лучшие пособия для освоения чинопоследования богослужения.
В завершение хочется сказать, что нынешняя ситуация, когда многие православные христиане лишены возможности молиться в храме, при должном душевном расположении может послужить и во благо. Так, у наших прихожан есть возможность открыть, наконец, для себя сокровищницу православного богослужения, вникнуть в глубинный смысл молитв, припасть к этому живоносному источнику, стать, хоть и на время, самому совершителем богослужения. Это бесценный духовный опыт. Пусть пример святых отцов вдохновит и утешит нас! Святитель Феофан Затворник в своем многолетнем добровольном заточении совершал Божественную литургию. Преподобный Максим Грек, вверженный в темницу, углем на стене своего узилища написал сочиненный им канон Святому Духу. Исповедники и новомученики ХХ века в невероятных условиях, в лагерях, под страхом смерти находили возможность совершать богослужения. Не оставим его и мы!