Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Что просить у Бога?
Просмотров: 673     Комментариев: 0

Иисус Христос много раз наставлял учеников, что Отец Небесный не откажет своим любимым детям в том, в чем они нуждаются. Слова Спасителя — «просите, и дано будет вам» — многие понимают буквально. Считают, что у Господа можно просить все, что человеку захочется. Что на самом деле заповедует нам Христос и зачем обращаться к Богу с просьбами, если Он заранее знает, что нужно человеку? Разобраться с этими вопросами мы попросили священника Димитрия Попеко, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Господь слышит нас

— Отец Димитрий, не надо быть провидцем, чтобы перечислить просьбы, с которыми чаще всего люди обращаются к Богу. У Бога просят, конечно же, здоровья для себя и своих родных, благополучия, помощи в разных житейских проблемах и т.д. Но далеко не все просьбы исполняются, хотя Господь прямо говорит: «всякий просящий получает» (Мф. 7, 8).

— Но еще Спаситель говорит: ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Известный церковный публицист и миссионер иеромонах Макарий (Маркиш) объясняет слова Господа так: «Это напоминание нам о нашей активной роли, о нашем активном устроении этой жизни. У человека есть свобода воли, свобода выбора, свобода действий. Этим человек схож со своим Творцом. И наше стремление чего-то достичь, от чего-то избавиться, что-то получить — есть проявление свободы»».

В Евангелии мы видим, как Господь заботится о человеке. Вспомните евангельскую историю о насыщении семью хлебами и несколькими рыбами пяти тысяч человек. Сначала Господь посочувствовал народу, исцелил людей от болезней, потом накормил их, и об этом повествуют все четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Это чудо совершил Тот, Кто заботится о Своем творении, обо всех духовных и материальных потребностях человека. В Ветхом Завете Господь кормил манной небесной Моисея и его соплеменников, когда у них во время 40-летних скитаний после исхода из Египта кончилась пища. И когда люди начали роптать, вспоминая, как хорошо и сытно им жилось в плену у египтян, Бог послал им для пропитания перепелов. Это говорит о том, что Господь по Божественной любви, как Отец, внимает каждому нашему слову. Господь слышит нас, знает все наши просьбы, но всегда ли они спасительны для нас?

Предавайте сие на Его волю

— Отец Димитрий, но мы, прося Господа исполнить наши желания, зачастую не знаем, что нужно для нашего спасения.

— В каждом периоде своего взросления и совершенствования человек по-разному относится к своим жизненным потребностям. Младенцу требуется постоянная забота родителей, ребенок еще не понимает, что ему полезно, а что нет, или даже опасно для него. Взрослый человек уже не делает детских ошибок, но у него появляются другие желания. Всегда ли они нам полезны? Можно, конечно, учиться на своих ошибках, а можно обратиться к святым отцам, которые уже прошли этот путь и имеют опыт богообщения. Святитель Феофан Затворник говорит: «Молясь, ждите желаемого, но не предрекайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю». Воля Божия превосходит все наши планы и желания, поэтому, когда просите Бога, например, о здравии для себя или своих близких, не забывайте добавлять: «Да будет воля Твоя, а не моя!». Почему это важно? Потому что мы не знаем, к чему эта болезнь. Возможно, она убережет человека от большего испытания или сподвигнет его к чему-то важному. Человек не знает, что ему в данное время полезнее и нужнее: быть больным или здоровым, успешным или нет, иметь ребенка или повременить с его рождением и т.д. Но любой христианин приведет вам тысячу случаев, когда он помолился, и Господь ему ответил. И даже не помолился, а Господь уже увидел, в чем его нужда, и помог.

— Так о чем же можно просить Господа?

— А что мы просим у родителей? Все, что угодно! Но, в первую очередь, человеку нужно духовное исцеление. Давайте обратимся к известной всем библейской истории грехопадения человека. Адам и Ева были в раю бессмертны и бесстрастны, им было предназначено духовное совершенство, а не смерть и болезни. Но после грехопадения человек потерял свою целостность, стал немощным, его природа исказилась, разум, воля и чувства стали разобщенными. Нас тянет в разные стороны, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Задача человека, заложенная в нем Самим Богом, — совершенствоваться, обрести целостность, стать целомудренным. Высшая цель нашей земной жизни — через покаяние, через церковные таинства, участие в Евхаристии соединиться с Богом, спасти свою грешную душу. Человек должен еще постоянно трудиться, так сказал Господь Адаму: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). В раю у Адама и Евы не было такой нужды, они поддерживали свою жизнь, вкушая плоды, которые давали им бессмертие. После их изгнания из рая у человека появилась необходимость много трудиться, чтобы питаться, поддерживать свою жизнь. Поэтому у людей есть, о чем просить Бога, и Он знает наши нужды.

Обратите внимание, что наши утренние молитвы начинаются не с просьб, а с наставления «стать благоговейно», то есть настройся, человек, сейчас будешь разговаривать с Самим Богом. Поэтому оставь все земное, «подожди, пока все чувства твои не придут в тишину». Христианин должен настроиться на эту встречу и сначала попросить Его милости к нам, грешным, произнеся молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Затем мы прославляем Господа и только потом начинаем просить Бога о чем-то. И просим мы, в первую очередь, о духовных дарованиях, чтобы Господь очистил наш ум, сердце от всяких «скверных, лукавых и хульных помышлений», освятил разум, чувства. Он указал нам на то, что для нас полезнее всего: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Что еще здесь добавить? Часто люди просят священника: «Помолитесь, батюшка!» А сами не молятся. Одно дело — заказать сорокоуст в сорока церквях, другое дело — потрудиться самому. Взять в руки молитвослов, начать по-настоящему молиться, исповедоваться, причащаться. Заняться исцелением своей души.

Просить Бога можно обо всем

— Скажите, отец Димитрий, не докучаем ли мы Богу, если постоянно о чем-то его молим? Ведь Господь и так знает, в чем мы нуждаемся.

— Да, Господь знает все, и наши желания тоже. Но часто через долгое делание, постоянные молитвенные обращения к Богу человек сам понимает, что его просьба не исполняется не потому, что Господь его не слышит, а потому, что на данном этапе ему это не полезно. Богу важно, чтобы ты научился сам выбирать, что тебе полезно, что для тебя спасительно. Иногда какому-то упрямцу полезно немного обжечься, потому что он не слышит голоса Божьего — своей совести. Если у него все будет успешно, он дальше пойдет по жизни, задрав нос. Неслучайно есть хорошая пословица: «Все, что дается даром, способно развращать». Мне кажется, просить Бога можно обо всем, в этом нет греха. Наше обращение к Отцу Небесному, стремление приблизиться к Нему — это не столько выражение наших требований, сколько общение с Богом, вера в Него, как в Личность. И когда почувствуешь близость к Богу, можешь просить, что угодно. Но чем человек становится духовнее, тем больше все земное отходит у него на второй план. Он уже не просит машину, новый дом, дачу и т.д. Посмотрите, как скромно жили святые, в келье было только самое необходимое, они на земле уже стали небожителями.

— О чем никогда не стоит просить Бога?

— Богу желательно любое наше обращение, кроме просьб о наказании кого-то или мести. Мы дерзаем ставить себя выше Бога, дерзаем судить человека, хотя не знаем Промысла Божьего о нем. Единственное, о чем мы можем просить Бога, если держим на кого-то обиду, — чтобы Он вразумил человека. Если же мы кому-то желаем зла, то, наверное, уже не Бог в тебе дышит, а совершенно иное существо. Богу не свойственно мстить, Бог есть любовь.

«Православное Заволжье»