Обычно во время Великого поста я всегда перечитываю «Поучения преподобного аввы Дорофея» и «Лествицу». Это книги, в которых содержится азбука не только монашеской, но и христианской жизни в целом, поэтому я советую читать их всем христианам. Они точно и глубоко раскрывают суть тех изменений, которые должны происходить и происходят с человеком, ведущим внимательную духовную жизнь.
Святоотеческая литература, как никакая другая, исчерпывающе полно говорит о природе человека и тех внутренних процессах, которые происходят в его сердце. Ни один самый замечательный писатель, «мастер художественного слова» близко не подошел к той глубине прозрения человеческой души, которой обладали святые отцы. Достаточно почитать тех же преподобных авву Дорофея, Иоанна Лествичника, древний Патерик чтобы увидеть, насколько мелки по сравнению с ними все психологические наблюдения и изыскания и старых, и новых писателей.
У наших святых отцов был очень точный инструмент ? слово Божие, в свете которого они видели и анализировали все то, что происходит в человеческом сердце, причем не только в их собственном. Ведь что такое прозорливость, о которой так много говорят, которую стремятся найти, увидеть? Это на самом деле то, что открывается святым, облагодатствованным Духом Божиим.
Когда это происходит ? с глаз спадает та пелена, которая закрывает от человека суть явлений нашего мира. И поскольку пост ? это время, которое Церковь определяет для нашего исправления и возрастания в добре, надо прикоснуться к опыту святых, попытаться с их помощью посмотреть на мир и самих себя, увидеть себя такими, какие мы есть.
Поскольку я «родом из СССР», то эти книги я начал читать, когда поступил в Московскую духовную семинарию: тогда их нигде больше не было. Они произвели на меня совершенно ошеломляющее впечатление. Думаю, что у любого человека со временем, с возрастом, с опытом меняется восприятие не только подобной литературы, но и всего того, что он читает. Что же касается святоотеческих книг ? в них такая глубина, что порой нужно долго жить и набираться опыта просто для того, чтобы осознать ее присутствие.
Великий пост — это не просто период запретов, ограниченного питания и долгих молитв; это приглашение к богомыслию, к познанию себя, своего места во вселенной, своего пребывания в Церкви. Это время, когда мы получаем важнейшие духовные уроки. «Учебная программа» (если опять же использовать школьную терминологию) из года в год не меняется — меняться призван ученик, то есть каждый из нас. «Если вера не растет, она умирает», — так сказал мне когда-то один католический священник; уверена, что и любой православный пастырь подпишется под этими словами