На часто задаваемые вопросы о христианском браке отвечают священнослужители Саратовской епархии.
Почему в православной семье мужчина главнее женщины? А если между супругами равенство во мнениях и обязанностях, это уже не христианский брак?
Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное Саратовского района:
— Действительно, в Послании апостола Павла к Ефесянам говорится: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (Еф. 5, 22–23). Этот отрывок читается во время венчания. Но из этих слов мы не можем сделать вывода о некоем превосходстве мужа над женой.
Главенство мужа в христианском браке — это, скорее, ответственность перед Богом и обществом за духовное состояние всей семьи и забота о ее нуждах. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в этих словах мужу и жене Церковь предлагает «основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указывая каждому подобающую область: ему — начальство и попечение, а ей — повиновение».
На вопрос о равенстве между супругами святитель отвечает так: «Где равенство, там не может быть мира,— необходимо, чтобы было одно начальство». Связывает это он с греховным состоянием всего человечества после грехопадения. При этом святитель никак не ограничивает распределение обязанностей в браке и не умаляет роль жены.
Апостол Павел все в том же Послании к Ефесянам указывает на то условие, при исполнении которого главенство мужа может стать благим для всей семьи: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее (Еф. 5, 25). Только жертвенная любовь мужа к своей семье может дать добрую и правильную основу брака.
Христианская семья, как и Церковь Христова, представляет собой единый целостный организм, в котором ни глава, ни тело не могут существовать друг без друга. «Жена — не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой; и он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она — тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама, а взамен послушания она должна привносить любовь» (святитель Иоанн Златоуст).
Правда ли, что священник может отказать в венчании, если молодые люди знают друг друга менее полугода?
Отвечает священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:
— Священник не может отказать в венчании на основании этого обстоятельства. Основными требованиями при совершении Таинства Венчания являются православное вероисповедание брачующихся и регистрация брака в органах ЗАГС. Продолжительность общения супругов до вступления в брак не является гарантией счастливой семьи, поэтому в Церкви нет строгих временных рамок, определяющих готовность мужчины и женщины к семейной жизни. Священник, исходя из пастырского опыта, может дать совет не торопиться со вступлением в брак. Но и в такой ситуации решение остается за будущими супругами.
Господь говорит в Евангелии, что нельзя разводиться, кроме вины прелюбодеяния. Означает ли это, что в случае измены супруга заповедано развестись с ним?
Отвечает священник Ярослав Коздринь, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского на Соколовой горе г. Саратова:
— Очевидно, что люди, задающие этот вопрос, имеют в виду следующие евангельские строки: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф. 19, 3–11). Не думаю, что можно воспринимать эти слова Христовы в качестве «заповеди о разводе», ведь Свой ответ на вопрос о возможной причине развода Спаситель начинает с напоминания слушающим о замысле Божием относительно семейной жизни человека. Только «жестокосердие» человека, которое толкуется комментаторами Священного Писания как готовность избавиться от надоевшей супруги, становится причиной распада брачных отношений. Прелюбодеяние одного из супругов может явиться, как сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», «допустимым основанием» для развода, поскольку греховная рана, нанесенная браку изменой, крайне велика. Возможно ли сохранение супружества после подобной катастрофы? Ответ здесь не может быть универсальным и зависит от готовности мужа и жены каяться и прощать.
Можно ли, с точки зрения Церкви, людям вступать в брак в пожилом возрасте, когда они уже не могут иметь детей?
Отвечает священник Александр Степовик, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:
— Ответ на заданный вопрос мы найдем, обратившись к области церковного права, а конкретно — к разделу, касающемуся канонических препятствий для вступления в брак. В вопросе затронуты два момента: возраст и неспособность к деторождению.
Что касается возраста, то в церковном брачном праве действительно установлен высший возрастной предел для вступления в брак. Изначально Правила Василия Великого устанавливали возрастную границу для женщин в 60 лет, для мужчин — 70 лет. Позднее Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. В современной практике вопрос о венчании людей пожилого возраста рассматривается в индивидуальном порядке; если это не первый брак для одного или обоих супругов, этот случай рассматривается в епархиальной канонической комиссии. Если это супруги, долгие годы прожившие в зарегистрированном, но не венчанном браке, то совершается «Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих».
Теперь о неспособности к деторождению. Протоиерей Владислав Цыпин — виднейший специалист по каноническому праву — касательно канонических препятствий к браку указывает на физическую неспособность к брачному сожитию (изначально это правило касалось запрета на вступление в брак евнухам). При этом он отмечает, что физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Другими словами, невозможность иметь детей вне зависимости от возраста не является для человека препятствием к вступлению в брак.
Газета «Православная вера» № 22 (642)