Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Будем бескорыстно изливать лучи добра»
Просмотров: 4380     Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) как духовник

 

2 августа — день памяти саратовского архипастыря епископа Вениамина (Милова), которого почитает множество православных христиан. Без сомнения, он оставил свой след в истории Церкви как богослов и исповедник веры. Вместе с тем он был замечательно глубоким, внимательным к людям духовником, и тому есть множество свидетельств. Отношения с некоторыми духовными чадами длились в течение десятилетий: бывало, что батюшка был духовным отцом для нескольких поколений одной семьи. Сохранились воспоминания таких людей, записанные ими проповеди будущего владыки и самое главное — письма, в которых он дает наставления, отвечает на вопросы, делится пережитым. К сожалению, дневники, письма, проповеди владыки Вениамина издавались достаточно давно, в конце 1990-х годов, и сегодня они не очень доступны. В день памяти владыки постараемся их перечитать.

Как можем мы судить о том, каким духовником был будущий владыка Вениамин? Прежде всего, по его письмам. Большая часть сохранившихся писем была адресована двум семьям: московского потомственного художника П.П. (при публикации он пожелал не раскрывать своего имени) [1] и протоиерея Тихона Пелиха, который, в свою очередь, стал одним из самых известных и любимых паствой духовников советского времени [2]. В двух этих семьях письма батюшки Вениамина передаются из поколения в поколения. «Для нас отец Вениамин стал больше чем родным»,— писал П.П.

Почему слово его было «с солью» и почему его письма и наставления и по сей день производят столь глубокое впечатление на тех, кто их читает (а мне говорили об этом многие и многие люди)? Нет сомнения в том, что они находятся строго в русле православной традиции духовничества, и в то же время это плод собственной напряженной внутренней христианской жизни — видения своих немощей и исправления себя.

Мы часто сетуем, что не имеем духовников, ищем и не находим… Мне кажется, важно подчеркнуть, как происходило общение членов двух этих семей со своим духовником — ведь оно пришлось на период гонений на Церковь, и в 1930–1940-е годы было крайне затруднено: за владыкой следили. В семье П.П. архимандрит Вениамин находил приют в 1935–1937 годах. Тогда он жил во Владимире практически на положении ссыльного и, приезжая в Москву, тайно останавливался в их маленьком доме в Москве, где имел возможность встречаться с духовными чадами, немного отдохнуть и поработать (тогда он писал свою магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви») [3]. Связь не прервалась и после второго ареста и ссылки — тогда будущий владыка стал насельником Троице-­Сергиевой Лавры. Дочь П.П. вспоминает, что он «наказал папе каждое воскресенье обязательно приезжать к нему. Папа садился на первую электричку, успевал к концу ранней Литургии, которую всегда служил Владыка и на которой всегда проповедовал. Потом оставался в Трапезном храме на позднюю Литургию и слушал еще одну проповедь, потому что владыка по воскресеньям проповедовал дважды. И потом у них была возможность пообщаться».

А вот как вспоминала о встречах с будущим владыкой дочь батюшки Тихона Пелиха Екатерина Тихоновна Кречетова († 2009): «В 1948 году в Лавре открылись семинария и Академия, но еще до этого в Москве работали богословские курсы, и батюшка Вениамин там преподавал. Два раза в неделю он ездил в Москву на электричке. Маме он сказал: "Садитесь в соседний вагон и, когда проедем Хотьково, переходите в тот, где еду я. Если я один, садитесь напротив, и мы с вами побеседуем". Так вот и бывало. По его совету мама брала с собой меня, чтобы не было никаких эксцессов, и мне запомнились эти поездки. Владыка обычно сидел у окна, с закрытыми глазами, молился, конечно. А когда мы тихонечко садились напротив, они с мамой начинали беседовать. Батюшка отвечал на ее вопросы и о себе рассказывал». Позднее семья Пелих взяла на себя заботу о батюшке в годы тяжелейшей для него казахской ссылки.

Нет сомнения, что глубокое духовное общение с батюшкой было необходимо его духовным чадам как воздух: они встречались с ним и заботились о нем, несмотря на то что в годы массовых арестов это было небезопасно. И главное — они были полны решимости жить по-христиански, исполнять на деле то, чему учил батюшка. Вот этого-то стремления так часто не хватает нам сегодня…

«Надо спешить исправляться»

 

Усердие в самоисправлении — первое, чего требовал батюшка Вениамин. Исправляет нас только Господь, но Он помогает нам в ту меру, в которую мы сами прилагаем усилия к исправлению - писал будущий владыка.

«Надо спешить исправляться. Хотя в деле преобразования грешной души большая часть и принадлежит благодати Божией, тем не менее и на нашу долю остается многое: нужно непрерывно понуждать себя к деланию добра, бороться со своими немощами до самозабвения. Спасает Господь лишь самоотверженных, лишь мучеников Небесной Отчизны ради».

Владыке, как и всем нам, тоже было знакомо чувство внутреннего охлаждения, когда «все духовное кажется чуждым, вкуса к нему нет». «Это — явление временного порядка и плод нашей греховности»,— считал он. С этим чувством необходимо бороться: «Погибать легко нравственно, но стоять в Боге мысленно и деятельно можно только при непрерывном личном напряжении. Хотя бы это было по инерции ума». За «недостаток борьбы» приходится платить «сердечной тоской, мраком души и обострением нервности. А если все совершаемое молитвенно и без настроения продолжать в периоды сокрытия от нас благодати, тогда Бог вернет дух радости, сделает опять и людей приятными нам, а духовные упражнения легкими».

«Душа должна всегда находиться на распутье между упованием на милосердие Божие и страхом вечной гибели за нерадение»,— учил владыка. Как тут не вспомнить правило преподобного Силуана Афонского: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся»…

«Начало спасения — в чистой исповеди»

 

По мнению владыки, исключительное значение в деле спасения человека принадлежит церковным Таинствам: «Для силы благодати мы, пока не отрешились от греховных расположений, представляем закопченное стекло. Протирается это стекло понуждением себя к молитве, чистой исповедью, слезами сокрушения и действием Святых Даров».

«Навсегда вошло в душу его отношение к исповеди: он требовал готовиться к каждой исповеди с мыслью, что она может стать последней в жизни, что за нею — смерть и ответ пред Богом»,— вспоминал духовный сын владыки. Именно ему и его семье впоследствии и было адресовано удивительное письмо архимандрита Вениамина о сути покаяния: «Сокрушение — дар Святого Духа, а чистосердечие исповеди зависит от нас. Суть исповеди — это попрать гордость, которая сжимает душу и мешает ей быть откровенной. Что касается перемены на лучшее после исповеди, то она вытекает из меры нашего смирения. Когда смирения нет и нет приверженности к Богу, то никак сам не изменишься. Дальше дряблого сентиментализма не уйдешь. Вот и я плачу и скорблю о себе, всегда молю, чтобы Господь Сам изменил меня, но до сих пор все так плохо у меня, что ручьев слез недостаточно для оплакивания своей греховности. В таком же положении, думаю, и вы находитесь. Хотим мы с вами исправиться, а наступает час испытания — и все наши добрые намерения разбиваются вдребезги. Отчего? Да оттого, что мы еще не приобрели в воле центра, устойчивости через силу благодати. Исправление вот когда настанет у нас — как только натерпимся мы своей нищетности для добра, исстрадаемся в своем бессилии измениться и как только беззвучно, но пронзительно для Неба закричим: "Боже! Нет мне от дел моих спасения. Я без Тебя погиб. Чуда жду. Оживи меня Твоею силою! Спаси по милости Твоей!" — тогда-то приходит неизвестно откуда Божия благодать и переплавляет всю нашу греховность. Начало же спасения, безусловно, в чистой исповеди».

Отношение к скорбям

 

Так же, как и святитель Игнатий (Брянчанинов), владыка часто говорил о том, что современные христиане немощны, и настало время, когда люди спасаются только терпением скорбей: «…О скорбях нужно помнить, что это зов, самый сильный призыв Господа. Потому что как море взбаламученное выбрасывает из себя ил и песок, так и душа, стесняемая скорбями и испытаниями, выбрасывает то гнев, то злобу, то несовершенство, и отверзается в ней сокрушение, раскаяние — начинает плакать душа. А это самое дорогое, что можем принести мы Богу. Поэтому на скорби нужно смотреть как на милость Божию, как на зов Его, ибо без скорби никто не спасся бы, потому и сказано, что святые досадами совершаются. А Господь — милосердный. Он все скорби посылает потому, что любит всех,— ведь и солнце светит на всех, и дождь Его падает и на грешного, и на праведника».

Скорбь претворяется в радость, когда мы укоряем себя, молимся и всю жизнь свою обращаем к Богу, учил владыка. Без сомнения, человек, проведший более 16 лет в лагерях и ссылках, имел внутренний опыт преодоления скорбей. Прислушаемся к его советам.

«Когда приходят скорби, будем ожидать радости, когда люди обижают — себя осуждай, когда грехи мучают — укоряй себя каждый день и сокрушайся в грехах своих. И если будем так поступать, то Господь исполнит и над нами слово Свое: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, и посетит душу тихим благодатным покоем, и даст ей нерушимый мир вовеки».

«Всякий раз, как что бы то ни было скорбное ни посетило вас, укорите себя за саможаление, превратите свои думы в молитву о помощи свыше. Короче, от самоукорения чрез молитву порывом воли устремляйтесь к делу».

«Творец изливает на каждого человека только любовь. И беспросветно скорбно становится лишь тем, кои сами вырываются из одеяния Божест­венной любви, не хотят признавать Бога и полагаются более на свои собственные разум, опыт, дарования».

Поразительно чувство близости Божией, которое испытывал владыка Вениамин, без ропота перенося те скорби и болезни, которые были дарованы ему в изобилии: «Бог близок всегда к нам. Все слышит, всегда отвечает на молитвы не только сменой наших внутренних состояний, но и кризисами в наших внешних положениях. Почему Он попускает нам пребывать в горниле разных искушений, это мы узнаем после».

«Каждый из нас вЕдом Богу, и Бог поразительно близок к человеку — так близок, что внемлет всякому слову молитвы его и с нежностью выше материнской утешает его». Но вот важное дополнение: «Сила не в простом зове, а в сердечно-смиренном зове, в зове, усиленном делами доброты, делами смирения. Тогда не успеет человек устно произнести имя Божие, как Господь осиянием души благодатию без слов, но самым действием Своим говорит: “Вот — Я!”».

Владыка подчеркивал, что нужно стараться исправлять прежде всего свое внутреннее, а «внешнее все приложится».

«Знайте, что счастье наше вот в чем: когда к человеку приходит сила Божия и напоит его, как губу, живой своей водой, тогда он, упоенный, насыщенный, ничего уже не желает: ни телесных удовольствий, ни сладкой пищи, ни земных удобств, ни зрелищ, ни сладких чувственных впечатлений вообще… Вот этого-то упоения действием Божиим я и желаю вам».

О воспитании детей

 

В письмах к семье Пелих владыка часто спрашивает о детях и многие свои наставления адресует им. Но, думаю, эти строки важно запомнить не только детям, но и взрослым. То, что выделено,— подчеркнуто самим владыкой.

«Родным моим деточкам желаю в наступающее лето провести каникулы в сдержанной осторожности и серьезности души, чтобы чем-нибудь не огорчить папу и маму. Покой родителей есть и ваш покой. Если вы сохраните к родителям бережение их покоя, то в этом найдете и свой покой и счастье. Иначе и на каникулах не отдох­нете. Господь да сохранит всех вас и благословит».

«К[ате] и С[ереже] желаю успехов, а С[ереже] отдельно молитвенно желаю, чтобы он порадовал папу и маму безупречностью обращения и скромностью. Он — виноградная веточка, а Господь Спаситель — лоза. Если дорогой мальчик молитвой привьется к Спасителю, научится терпеть молитву, чувствовать ее слова, сила молитвы облагородит его сердечко. Без Иисуса Христа мы не можем исправиться — не умеем, не хотим и бессильны. Здесь тайна перерождения каждого сердца».

«Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда».

При встрече с Екатериной Тихоновной Кречетовой (мы встречались в 2008 году, незадолго до ее кончины) я не могла не спросить: «Мне кажется, что в своих письмах к вам, тогда еще детям, он обращается очень серьезно, не делая снисхождения на малый возраст — именно как к маленьким христианам. А как вы воспринимали эту строгость?». Она ответила: «Мы просто любили его. По-моему, когда любишь человека, любая его строгость воспринимается, как должное. И дети всегда буквально льнули к владыке».

Во все времена, даже при самой благоприятной семейной ситуации воспитание детей — особый, чрезвычайно ответственный подвиг. Сердце матери всегда болит о детях. Зная об этом, владыка так старался утешить и укрепить Татьяну Борисовну Пелих (супругу батюшки Тихона) в ее трудах: «Ваша участь по дому — нести покорно крест печалования о детях с надеждой на Бога. Человечески мы хотели бы, чтобы детки сразу сделались ангелами. Но характер их и недостатки в своем исправлении подчинены судьбам Промысла Божия. Богу возможно их сразу исправить промыслительными воздействиями. Т[атьяне] Б[орисовне] же, как хананеянке, предлежит вопиять и вопиять к Богу. Господь всегда Вас видит и слышит Ваши молитвы. Нужно только смиреннейше и непоколебимо продолжать молиться, нести подвиг состраждущей любви и мужественно с верой стоять в ходатайстве пред Богом за детей».

О самолюбии

 

«Главными врагами нашими ныне являются самолюбие, нечистота и забвение Бога»,— говорил Владыка. Необходимости борьбы со страстью гордости он уделял особое внимание: его записи, опубликованные под названием «Дневник инока», показывают, что сам он в молодые годы был весьма подвержен этой страсти, а потому понимал и ее опасность, и ее коварство. О гордости и ее противоположности — добродетели смирения — владыка часто говорил и в личных беседах, и в проповедях: «Когда на человеческом теле появляется опухоль, тогда к больному месту без страданий нельзя и прикоснуться. Подобно этому, когда в душе, по выражению преподобного Нила Синайского, появляется опухоль от гордости, тогда, дотронется ли кто до нас обидой, болит сердце, назовут ли нас как-нибудь — не терпим, укорят ли — ропщем, не исполняются сердечные молитвы наши — отчаиваемся и ропщем. Кто же не излечит души от этой страшной опухоли, тот не наследует Царства Небесного. В наше время, по пророчеству святого Нифонта Цареградского, люди будут спасаться в безызвестности, без частых поразительных знамений благодати Божией и спасутся, именно уничтожив опухоль гордости смирением сердца».

«И от нашей гордости, от нашего самомнения у нас нет покоя на душе, нет радости. Душа неспокойна — и нервы болят от этого, мы тревожны, постоянно волнуемся, раздражены»,— наверное, многие узнают себя в этих словах Владыки, увидят, в чем корень их проблем…

«Надобно еще приходить к Богу с делами смирения. Тяжело нам сейчас жить, тяжело терпеть скорби от близких, от родных, но надобно бороться с собой и смирять себя. Нас все раздражает, все возмущает, но не надобно доводить себя до раздражения, а если по немощи и согрешим, то сейчас же нужно исправлять сделанное, просить прощения у окружающих, хоть сто раз просить прощения, сто раз стремиться к исправлению, сознавая себя грешным и окаянным».

«В знак смирения пред делами и при совершении их призывайте на помощь благословение и силу Божию с чувством раба ничтожного, ничего не стоящего по грехам своим. Так смиряется душа пред Богом. Смириться же пред людьми — значит кротко и в простоте переносить все, что ни случится скорбного, и всем бескорыстно, насколько возможно, оказывать любовь».

В духовной жизни не бывает мелочей, наставлял владыка, нужно хранить постоянно внимание к себе, к движениям своей души, и особенно — в отношении к ближним, к людям, которые находятся рядом с нами: «Мы должны стараться избегать ссор с ближними, должны побеждать эти искушения, молясь за ближних, которых должны любить, ибо в сердце, чуждое любви, не может войти Господь».

Нужно беречься даже малейшего проявления недружелюбия к кому бы то ни было: «Удаляющийся от человека — удаляется от Бога».

«…Необходимо пред началом всякого дня молиться Господу о том, чтобы Он положил печать силы Своей на все, что мы мыслим, говорим и делаем. Например, можно молиться такими словами: “Господи Боже! Даруй мне в наступающий день Твою силу и положи ее как печать на мой ум, сердце и волю. Даруй мне благодать обращения со всеми, чтобы я не огорчил Твою святую любовь своими грехами”».

«Мы спасаемся чрез доброе отношение к другим и чрез строгое отношение к себе благодатию Христовою»,— говорил владыка. Без сомнения, сам он жил так, как учил других. Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров, † 2005) вспоминал, как владыка говорил проповеди: «В Саратове, когда он только произносил слова обращения: "Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…", причем сказанные с такой теплотой и сердечностью, что с этих начальных слов прихожане начинали плакать. Говорил он всегда с большим чувством».

Несмотря на то что внешне владыка выглядел строгим, люди всегда чувствовали его любовь, тянулись к нему и раскрывались в ответ. Научиться такой любви — долг христианина, цель христианской жизни. Владыка предупреждал, что это трудно, но необходимо и возможно: «Без труда не делаются люди святыми и без горечи не достигают покоя и на земле. Не станем же ожидать благодарности и памяти о себе людей, а, помня о своих великих немощах, будем бескорыстно изливать лучи добра на тех, кому можем оказать благодеяние. Его запишет Бог, совесть наша и совесть облагодетельствованных лиц, и когда Господь придет на землю для суда над живыми и мертвыми, представят Ангелы-хранители наши память пред Богом о наших делах, и тогда по заслуге каждому будет похвала от Бога. Смиримся же под крепкую руку Божию. Взыщем от Бога, Помощника и Покровителя нашего, благодатной силы во спасение и покажем друг другу бескорыстную любовь, которая, по апостолу, никогда не перестает (1 Кор. 13, 8)».

Невеселый постскриптум

 

Мы привыкли говорить, что владыка Вениамин является самым почитаемым подвижником Саратовской епархии. Но, к сожалению, некоторые «формы почитания» подвижника могут вызвать только скорбь и недоумение. Например, его могилу в день памяти заваливают продуктами питания. Священник служит панихиду, а на могилу тем временем вываливаются хлеб, конфеты, печенье, ставятся какие-то бутылки и даже банки с консервами. Однажды в какой-то момент панихиды я увидела, что на оградке могилы висят… блины! Кто-то считает, что снедь «освящается» на могиле праведника и тот, кто съест, «получит благодать»… Насколько же это отличается от здравого христианского учения о благодати и сути христианской жизни — от того, чему учил сам владыка Вениамин! Думаю, что лучшим проявлением нашей памяти об этом замечательном подвижнике, нашей любви к нему будет знакомство с его письмами, проповедями, дневником и главное — стремление исполнять на деле то, чему он старался научить свою паству: жить по заповедям, жить со Христом.

 


[1] См.: Горенок Н. Он все принимал в своей жизни как волю Божию // Православная вера. № 15 (395). 2009.

[2] См.: Горенок Н. Для духовного общения нет ни границ, ни расстояний // Православие и современность.  № 11 (27). 2009.

[3] См.: Вениамин (Милов), еп. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви). Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2011.

Материалы по теме

Совсем недолго — чуть менее полугода — возглавлял Саратовскую кафедру епископ Вениамин (Милов), но остался в сердцах христиан всенародно чтимым подвижником благочестия — печальником нашей земли. К месту его погребения всегда приходили люди со своими горестями и радостями, и молитва их была столь небесплодна, что это преданное паломничество длится до наших дней — почти 70 лет. Как свидетельствовал один из очевидцев, когда в 1955 году владыка с большой теплотой и сердечностью произносил с амвона первые слова обращения: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети…», прихожане начинали плакать, видя искренность и духовную наполненность его слов. Это был глубокий богослов, аскет и смиренный ученый монах — саратовская паства приняла служение пострадавшего за веру Христову исповедника как милость Божию. А мраморный крест на месте его упокоения на старом Воскресенском кладбище на десятилетия стал ориентиром для ищущих ответы на непростые жизненные вопросы

Просмотров: 1433
Комментариев: 0

2 августа к могиле владыки Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского, на старом Воскресенском кладбище Саратова приходит множество людей. В этом году отмечается 65-летие со дня его кончины. Можно утверждать, что на Саратовской земле это самый почитаемый подвижник. Уже несколько поколений верующих саратовцев приходит к месту его упокоения с твердым убеждением: «Здесь лежит наш святой»

Просмотров: 6460
Комментариев: 0

В чем смысл поста? Как он связан с покаянием? Какова его мера для мирян? Зачем вообще в христианской жизни необходимы внутренняя дисциплина, самопонуждение? Разве нельзя обойтись без всего этого?... Эти вопросы обычно бурно обсуждаются в православном Интернете в дни постов, ведь современному человеку пост кажется ненужным и непонятным анахронизмом.

Но тем, кто искренне ищет ответы на эти вопросы, могут помочь письма архимандрита Вениамина (Милова), будущего саратовского архипастыря, его духовным чадам. Напомним, при каких обстоятельствах они были написаны

Просмотров: 3264
Комментариев: 1

Значительную часть духовного наследия епископа Вениамина (Милова) составляют его письма. Это просто чудо, что они сохранились во времена гонений и лихолетья. Давайте себе представим: владыка более семнадцати лет провел в лагерях и ссылках, а поднадзорным он был всегда. И то, что люди бережно сохраняли его письма, которые в любой момент могли стать уликой против них самих, говорит о том, что эти листочки были им крайне дороги

Просмотров: 4151
Комментариев: 0

2 августа — годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) — подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Просмотров: 3764
Комментариев: 0

В своих письмах из ссылки архимандрит Вениамин рассказывает о пережитом, о сложностях быта ссыльного, иногда просит о помощи. Но главное – это была единственно возможная для него беседа с близкими ему по духу и дорогими людьми. Как духовник, он отвечает на вопросы, дает советы, разъясняет недоумения. И многие из его советов и сегодня важны для всех, кто стремится к духовной жизни

Просмотров: 7441
Комментариев: 0

В Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)». Владыка Вениамин пребывал на Саратовской архиерейской кафедре неполных шесть месяцев — с февраля по август 1955 года. А тропа к его могиле на Воскресенском кладбище не зарастает с той поры, то есть вот уже более шестидесяти лет

Просмотров: 3601
Комментариев: 0

13 сентября в Саратовской митрополии пройдут торжества в честь Собора Саратовских святых. Сегодня в состав Собора входит 12 новомучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В этот день мы чтим память и тех мучеников и исповедников Саратовской земли, кто пока еще не прославлен в лике святых. Епископ Вениамин (Милов) более семнадцати лет провел в тюрьмах и ссылках. Сохранившиеся письма из ссылки в Казахстан датированы 1949–1954 годами. В них будущий владыка рассказывает о пережитом, делится своими размышлениями, отвечает на вопросы, дает советы духовным чадам. Публикуем выдержки из этих удивительных писем

Просмотров: 4045
Комментариев: 0

2 августа 2015 года исполняется 60 лет со дня кончины Преосвященного Вениамина (Милова), епископа Саратовского и Балашовского. Этот архипастырь — один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. Ежегодно в Ильин день — день памяти владыки Вениамина, и в день празднования в честь Собора Саратовских святых у его могилы на Воскресенском кладбище служатся панихиды и литии. Да и в течение всего года на место упокоения архипастыря приходит множество саратовцев, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 4394
Комментариев: 1

Местом завершения пастырского подвига епископа Вениамина (Милова; † 2 августа 1955) стала Саратовская земля. Все новые и новые подробности его жизни, Промыслом Божиим запечатленные в счастливой памяти людей, становятся нам известны. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ жительницы Сергиева Посада Софии Ильиничны Бульчук

Просмотров: 4562
Комментариев: 0

Владыка Вениамин (Милов) скоропостижно скончался 2 августа 1955 года и был похоронен на Воскресенском кладбище. Глубоко почитается верующими как подвижник и исповедник Православия. Несмотря на то, что служение Епископа Вениамина в Саратове было кратковременным, его удивительное смирение, любовь к Богу и народу Божию произвели большое впечатление на саратовцев

Просмотров: 3840
Комментариев: 0

В Саратове состоялась премьера документального фильма «Сердечное знание Епископа Вениамина». Работа над фильмом об удивительной судьбе Епископа Вениамина (Милова) (†1955) — саратовского архипастыря, подвижника, почитаемого далеко за пределами епархии — продолжалась около года. Ее проводила совместная творческая группа Нижне-Волжской студии кинохроники и епархиального информационно-издательского отдела. Съемочная группа работала в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве, где начинался монашеский путь Владыки. В процессе съемок были записаны воспоминания людей, лично знавших Владыку Вениамина (протоиерея Геннадия Белякова († 2009), Е.Т. Кречетовой-Пелих († 2009))

Просмотров: 4320
Комментариев: 0

Деткам желаю успехов в учебных занятиях, но прежде того — успехов в послушании папе и маме и в исполнении молитвенного долга пред Богом. Теперь сознание этого долга не стоит ли на втором плане, если только не на третьем у деток? А надо, чтобы Бог — Источник всего святого в нас — был на первом плане всегда...

Просмотров: 4736
Комментариев: 0

Значительную часть опубликованного письменного наследия Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова), одного из самых почитаемых подвижников Саратовской земли, составляют письма к семье Пелихов — священнику Тихону Пелиху, его супруге Татьяне Борисовне и их детям. «В лице Вашей семьи я получил от Бога и брата, и сестру, и детей»,— слова благодарности не раз повторяются в письмах, написанных в годы тяжелейшей для будущего Владыки казахской ссылки (1949-1954 годы)...

Просмотров: 6240
Комментариев: 0

2 августа, в день кончины епископа Вениамина (Милова), к его могиле на Воскресенском кладбище Саратова в течение всего дня шли люди. По приснопоминаемому Владыке служились панихиды и литии...

Просмотров: 3691
Комментариев: 0

Иногда совершенно необъяснимыми кажутся причины народной любви, памяти, сохраняющейся в сердцах людей о том или ином и человеке. К примеру: в Саратовской епархии существует особое почитание епископа Вениамина (Милова) (†1955). Это очевидный, никем не оспариваемый факт: из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, Владыка Вениамин ― самый известный и любимый. Ежегодно в день его памяти, 2 августа, у могилы на Воскресенском кладбище собираются люди, до позднего вечера почти непрерывно служатся панихиды и литии. Место упокоения Владыки остается самым посещаемым на этом кладбище и в течение всего года, сюда приходит множество саратовцев: помолиться не только о самом Владыке, но и ему ― попросить его молитвенного предстательства, потому что многие уверены в его святости

Просмотров: 6061
Комментариев: 0

Епископ Вениамин (Милов) (†1955), без сомнения ― самый почитаемый из подвижников и исповедников Православия на саратовской земле. Все служение Владыки ― от монашеского пострига до кончины ― протекало в тот страшный период российской истории, когда Церковь была приговорена к полному уничтожению. Сам он провел в тюрьмах и ссылках семнадцать лет. В краткосрочных «перерывах» между арестами ему удалось создать несколько значительных богословских работ. Предлагаем вашему вниманию отрывки из писем Владыки Вениамина к духовным чадам, в которых говорится о возможности и необходимости «оживления сердца» ― стяжании благодатного чувства присутствия Божия рядом с нами

Просмотров: 4886
Комментариев: 0