В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым.
Невиданная жертва
— Отец Михаил, все знают, что есть такой праздник – Пасха. В этот день приветствие «Христос воскресе» звучит практически в каждом доме, люди обнимаются с этими словами на улице, обмениваются пасхальными дарами, но порой смысл самого празднуемого события от нас ускользает. Не все осознают, для чего именно Иисус Христос пришел на землю, ради чего принял
такие страшные страдания, от чего Он нас спас?
— Само слово «пасха» означает «исход», «избавление». Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова в связи с исходом израильтян из Египта под водительством пророка Моисея. Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства. Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это —праздник победы над смертью. 2000 лет назад смерть была преодолена смертью Того, Кто не должен был умереть, —Богочеловека Господа Иисуса Христа. Он добровольно пошел на это, чтобы всех людей воскресить из мертвых.
— Почему потребовалась именно такая жертва? Можно ли было обойтись без нее?
— К моменту пришествия Христа на землю нравственное состояние общества, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Деградация человечества была связана с первородным грехом, который совершили Адам и Ева, а следствием его стала смертность людей. После грехопадения человека Бог сказал ему: «Ты —земля, и в землю уйдешь!» —то есть умрешь. Эта червоточинка первородного греха за всю историю ветхозаветного мира, приблизительно за 5000 лет, привела к тому, что люди жили в страданиях, вызываемых несправедливостью общественного строя, и страстями, грехами. Но Бог не отвернулся от своего создания. Он нашел выход из этого положения, жалея людей и страдая за них, и решил разделить с ними их страшную участь. Он послал Сына Своего родиться на земле, принял на Себя плоть
человеческую и был во всем, как человек, кроме греха.
Христос открыл нам все тайны мироздания, замысел Создателя о людях и искупил грехи человечества Своей смертью. А перед ней научил нас, как получить «прививку от смерти», дав нам таинство Причащения, то есть приобщения к Самому Себе, не уничтожая нашу индивидуальность и неповторимость каждой человеческой личности.
— Бог же знал, каким будет финал? Он осознанно принес Себя в жертву?
—Конечно, знал. Надо понимать, в какой исторический момент происходили описанные в Евангелии события. Бог через пророков давал обещания, что придет на землю Спаситель, который освободит людей. Вся ветхозаветная история пронизана этим ожиданием спасения. И вот этот момент настает. В это время иудейский народ находился под властью Римской империи и поэтому понимал пророчество о Спасителе так: придет царь, настолько могущественный, что разрушит римские оковы рабства и сделает из евреев нацию, господствующую во всем мире.
А Христос пришел и начал говорить об освобождении человека от греха, который разлучил человека с Богом, то есть Бог стал человеком для того, чтобы человек по благодати Божией мог стать богом. Он пришел поднять нас из праха, чтобы воссоздать по образу Своему искаженный грехом характер человека и облагородить его.
Но, поскольку иудеи не нашли подтверждения своим ожиданиям освобождения от римского господства, да еще были сурово обличены Христом, они предали Его смерти.
Сама святость была предельно унижена. Создавший этот мир был представлен самым последним разбойником. И Он отдал себя на поругание добровольно, из любви к человеку. А смерть на кресте стала видимым доказательством Его проповеди. О чем Он говорил в последние минуты жизни? «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23 : 34а).
Он просил милости для своих убийц. Этого на тот момент не мог понять ни один человек! На земле действовал закон, по которому на насилие принято было отвечать тем же: зуб за зуб, око за око. Когда Христос сказал, что надо прощать и любить своих врагов, его ученики были в ужасе. Как это возможно?! А вот когда Христос умер на кресте, не произнеся ни слова проклятия в адрес тех, кто Его осудил, распинал, издевался над Ним, смысл Его учения стал им понятен.
Особые предпосылки
— Можно ли осознать этот праздник умом, или это случается исключительно по милости Божьей, и от самого человека ничего не зависит?
— Конечно, о каждом человеке Господь имеет свое попечение. И приходит человек в храм с помощью Бога. Но это происходит лишь при одном условии: человек как существо разумное, имеющее свободную волю, должен сделать к Богу шаг навстречу. Хотя бы один, и тогда Бог пройдет весь остальной путь. Если этого шага не будет, встречи человека и Бога не произойдет.
А Пасха —такой удивительный праздник, когда создаются особые предпосылки для этой встречи, потому что благодать Божья в этот день подается особенно изобильно. Многие люди приходят в храм на пасхальную службу из любопытства, а уходят из него глубоко верующими.
— Пасха — еликий праздник. Казалось бы, сердце должно ликовать, жить этим ожиданием, но бывает так, что человек не чувствует этой радости. С чем это может быть связано?
— Если человек не является закоренелым противником Церкви, богоненавистником (тогда такое состояние понятно), то, возможно, у него просто какие-то личные проблемы, которые не позволяют ему в полной мере погрузиться в праздничную атмосферу. Но, если человек лично участвует в пасхальном богослужении, мне кажется, он не может остаться совсем безучастным. Не бывает такого, чтобы Воскресение Христово не всколыхнуло, не придало сил, воодушевления, понимания, что по сравнению с этим событием наши мелкие бытовые проблемы не так уж и важны. Нужно просто вспомнить о том, что волос не упадет с головы без воли Божьей, и поэтому любое событие, происходящее в нашей жизни, имеет смысл. И когда мы посмотрим на печалившие нас обстоятельства не с точки зрения «за что мне это?», а «для чего мне это?», и ответ будет найден, вся печаль растворится, словно утренний туман.
Мотивация в действии
— Как правильно встретить Пасху? Очень много уделяется внимания атрибутике: яйца, пасха, куличи. Но не в этом же самое главное?
— Традиции празднования Пасхи на Руси очень древние, красивые, и замечательно, что они сохранились до наших дней. Не вижу ничего дурного в том, что люди ходят в гости, дарят друг другу куличи, устраивают застолья. Но главное во всем этом пасхальном ажиотаже не забыть, что Христос воскрес!
Пасхальная радость — особенная, духовная, что не предполагает светского блеска, громких песен и плясок до упаду. Православные люди все праздники проводят скромно, без особых излишеств, чтобы, во-первых, не навредить организму после великопостного воздержания, во-вторых, не пустить насмарку все духовные достижения поста.
Конечно, верующие люди стремятся побывать на богослужении, потому что только в храме можно ощутить всю полноту Пасхи. Мы же не просто вспоминаем описанные в Евангелии события, мы их вновь переживаем, соучаствуем в них. Многие стараются в эту ночь исповедаться и причаститься.
— Стоит ли поздравлять людей невоцерковленных?
— Конечно, обязательно нужно поздравлять! Христос же пришел на землю не только ради верующих. Он пришел в первую очередь ради неверующих. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф. 9 : 12). Неверующие люди — они же духовно болящие, несчастные, обделенные. И, конечно, их надо к вере приобщать, объяснять им смысл праздника, делиться радостью, но самое главное — показывать личным примером, что значит быть христианином. Христос говорил апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13 : 34–35). Вот в чем главный принцип жизни христианина. Вслед за Христом не только словами объяснять, что жить по заповедям Божьим — хорошо, а доказывать это своим личным примером.
— Как не растерять пасхальную радость? Что сделать, чтобы она сохранилась как можно дольше?
— Если человек живет церковной жизнью постоянно, это ему не грозит, поскольку он находится внутри богослужебного круга и постоянно переживает те или иные евангельские события, венцом которых является Пасха. Если же человек внешний, который в храм пришел впервые на Пасху, почувствовал эту радость богообщения, он, наверное, получит, говоря современным языком, сильную мотивацию, чтобы познать этот мир глубже. И в этом познании пасхальная радость будет переживаться им каждый год уже по-новому.
Беседовала Оксана Лаврова
Газета «Саратовская панорама» № 15 (943)