Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Благословенная Суббота
Просмотров: 10456     Комментариев: 3

Литургия Великой Субботы — особенная, неповторимая служба, единственная в году — как правило, совершается в пустом или полупустом храме. Даже большинство из тех, кто старался по максимуму посещать службы Страстной седмицы, воспринимают утро субботы как время, когда можно немного выспаться, отдохнуть перед ночной службой и доделать перед праздником хозяйственные дела. Даже в храмах сразу после Литургии начинается суета — освящение куличей.

Почему же так получается, что день, в который Церковь заповедует всем молчание, день Божественного покоя стал для нас самым суетным днем в году?..

Когда я только начинала ходить в храм, я ничего не знала о богослужении, но очень остро чувствовала: во время службы что-то происходит, невидимо совершается нечто чрезвычайно важное, именно здесь и сейчас. Со временем это чувство притупилось, почти стерлось, но каждый год оно вновь возвращается во время Страстной седмицы, и особенно в Великую Субботу. Божественная литургия в богослужебном смысле является завершением этого дня: по древней традиции, как и в дни Навечерия Рождества и Богоявления, она совершается в соединении с вечерней. В песнопениях этого дня говорится, что Великая Суббота — благословенный, спасительный и в то же время таинственный день, в который Спаситель сошел во ад.

«Днесь ад, стеня, вопиет… (Сегодня ад со стоном кричит)» — такими словами начинаются три стихиры вечерни. Богослужение и иконография этого дня рассказывают о Сошествии Господа во ад ярко и подробно. Ад олицетворяется — повествование ведется от его лица, он жалуется: он не смог удержать Того, Кого принял за одного из умерших,— Пастырь Распятый разрушил смертную державу, воскресил Адама и возвел с Собой всех, кого от века поглотил ад. Все эти стихиры завершаются благодарением молящихся — то есть нашим благодарением: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему».

Начинается чтение паремий, первая из которых — повествование из Книги Бытия о сотворении мира. Основные темы пророческих ветхозаветных текстов этого дня — прообразы Воскресения, переход от рабства к свободе, от смерти к жизни. Последняя из паремий — отрывок из Книги пророка Даниила. Хвалебная песнь трех отроков в огненной печи Вавилонской подхватывается духовенством, хором, молящимися: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Это уже не обычное пение, а торжественное, ликующее, непередаваемо радостное славословие, которое обнимает собой всю вселенную. Вся природа, все умные силы — всё, сотворенное Богом призывается к благодарению: «Благословите вся дела Господня… Благословите Ангели… Благословите небеса»… Солнце и луна, звезды небесные, дождь и роса, холод и зной, свет и тьма, моря и реки — все мироздание и мы, рабы Господни, вместе со святыми «хвалим, благословим, покланяемся Господеви». Это один из самых волнующих моментов этой удивительной службы, которые помнишь и к которым стремишься весь год.

В Великую Субботу читается 15 паремий — больше, чем в какой-либо другой день церковного года. Дело в том, что, согласно практике Древней Церкви, во время этого продолжительного чтения совершалось крещение оглашенных. Именно поэтому вслед за паремиями вместо Трисвятого в этот день поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» Помню, как в Саратове, в Троицком соборе два года назад впервые была предпринята попытка возродить эту традицию, и группа оглашенных со свечами, в белых одеждах в этот момент службы вошла в храм. Возникло удивительное ощущение, о котором говорили многие: мы не понимали, в каком веке, в каком времени находимся. Не просто потому, что ход службы оказался непривычным, но и потому, что были совершены те действия, события, память о которых сохраняло богослужебное последование.

После чтения праздничного Апостола, в котором также уже открыто говорится о Воскресении Христовом и его значении для нас, поется особый аллилуарий: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех (… ибо Ты будешь иметь последователей среди всех народов)». Этот стих несколько раз возглашается чтецом и подхватывается хором. Именно во время этого торжественного пения в алтаре духовенство переоблачается в белые одежды. И минута, когда распахиваются Царские врата и диакон в белом выходит читать Евангелие о Воскресении, становится истинным предвестием Пасхального торжества. Но здесь (знаю по собственному опыту) важно не перерадоваться, а сдержать себя — в Великую Субботу наша радость должна быть тихой: в этот день Церковь призывает нас к молчанию.

На Литургии Великой Субботы вместо Херувимской, единственный раз в году, поется такое песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа (Да умолкнет все плотское в человеке, да стоит он со страхом и трепетом, не помышляя ни о чем земном; ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Ему предшествуют сонмы Ангелов, различные чины их, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя)».

Исполнилось все то, ради чего воплотился Спаситель. Господь приходит на заколение, дает себя в пищу верным. Это превышает человеческое разумение. Бесплотные Ангелы закрывают от ужаса лицо своими крылами, они не в силах смотреть на эту тайну…

Еще одна особенность Великой Субботы — вместо Достойно есть поется ирмос 9?й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия (Не рыдай надо Мною, Матерь, видя во гробе Сына, Которого Ты во чреве без семени зачала, ибо Я воскресну и буду прославлен, и во славе вознесу, как Бог, непрестанно с верою и любовию Тебя величающих)». Опять происходит смена настроения — и в смысловом, и в музыкальном отношении: от скорби к радости, к обещанию Воскресения и вечной жизни…

Великая Суббота — это день, когда лучше всего осознаются святоотеческие слова о том, что наше спасение совершается между страхом и надеждой. Господь еще во гробе, и мы видим перед собой, в центре храма, Плащаницу с изображением Почившего Спасителя. Это благословенная Суббота — «упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий». Но в то же время мы чувствуем — что-то происходит. Вместе с тем, как проявляются в ходе богослужения и звучат все громче вести о грядущем Воскресении Христовом, укрепляется и наша надежда: Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею (1 Кор. 6, 14).

…Лично я тоже страшно устаю к наступлению Великой Субботы. Всегда требуется немалое усилие для того, чтобы попросту утром встать и пойти в храм. Единственное, что может помочь,— чувство, что, если не пойдешь на Литургию Великой Субботы, то потеряешь неизмеримо больше, чем получишь, проспав лишний час или сделав что-то по дому. Нужно попытаться прожить этот благословенный день вместе с Церковью, не пропустить в беспамятстве, не перепрыгнуть, а пройти вместе с ней тот важнейший участок пути, который ведет нас от Страстей к Воскресению.

Фото Дениса Каменщикова

Газета «Православная вера» № 07 (469)

Материалы по теме

Утреня Великого Вторника также начинается пением тропаря "Се, Жених грядет в полунощи". В основе его лежит притча о десяти девах (см.: Мф. 25, 1–13); воспоминанию о ней и посвящено богослужение Великого Вторника. В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный клик в нощи:Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется в последующих песнопениях и в Евангельском чтении о десяти девах. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха. "Жениха, братие, возлюбим,— поется в седальне на утрени,— свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки, Жених бо дары, яко Бог всем подает нетленный венец"

Просмотров: 7229
Комментариев: 0

Храм облачен в черное, и в нем полутемно. Вслед за священником мы опускаемся на колени. Сердце замирает от знакомых и всегда новых, простых и таинственных слов: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…» На наши вопросы об одной из самых древних молитв Церкви — молитве преподобного Ефрема Сирина — отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Архиерейского подворья — Свято-Духовского собора в Саратове

Просмотров: 3099
Комментариев: 0

Православное богослужение – не только молитва, но и училище благочестия, то есть кладезь догматической, нравоучительной, исторической и агиографической информации. Из всей этой сокровищницы особую ценность представляют догматические истины, содержащиеся в церковной гимнографии (то есть в изменяемых песнопениях богослужения: стихирах, тропарях, кондаках, светильнах и др.)

Просмотров: 3408
Комментариев: 0

Наши обращения к Богу чаще всего связаны с просьбами – с этим согласится практически каждый. А благодарим ли, умеем ли мы благодарить за все, что дает нам Бог – всему человеческому роду или отдельному человеку? В том числе – за возможность приходить в храм на богослужение, получать Божественную благодать, прощение грехов. Размышлениями на эту тему, связанные с прочтением одной из книг митрополита Вениамина (Федченкова), делится с нами клирик Свято-Троицкого собора иерей Александр Станотин

Просмотров: 3355
Комментариев: 0

Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, в переводе с церковнославянского языка «неделя страданий» — время, в которое Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение. В эти дни христиане призываются к усиленной молитве и усугублению подвига поста. С благоговейным вниманием Церковь следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведя нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути — от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на Кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения

Просмотров: 5636
Комментариев: 0

Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок

Просмотров: 6316
Комментариев: 1

Многие современные христиане не знают, что при отсутствии возможности молиться в храме каждый мирянин может совершать у себя на дому богослужения так называемым мирянским чином. Сейчас, в режиме самоизоляции, эта практика приобретает особую актуальность. О ней рассказывает настоятель Свято-Ильинского храма на Ильинской площади Саратова, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков

Просмотров: 4189
Комментариев: 1

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения

Просмотров: 13857
Комментариев: 0

Каждую неделю в мире появляется два-три новых гимна. Кто составил самый первый сборник акафистов на Руси? Есть ли канонические нарушения в столь любимом у нас акафисте «Слава Богу за всё»? Что делается для создания «золотого фонда» акафистов? На эти и другие вопросы отвечает участник рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клирик Саратовской епархии священник Максим Плякин

НАЧАЛО

Просмотров: 4044
Комментариев: 0

Кто-то, помнится, сказал, что сила святоотеческой литературы — в очевидности правды: такое невозможно придумать, надумать, намудрствовать, это непосредственно передаваемый опыт стояния в истине; каждый из святых авторов — не просто автор, но именно свидетель

Просмотров: 2994
Комментариев: 1

Общее количество акафистов в мире сегодня насчитывает более двух тысяч. В мире в течение года в среднем появляется около сотни новых акафистов, посвященных преимущественно святым. Почему этот жанр так популярен среди верующих, какому святому написано больше всего акафистов и зачем переводить акафист с другого языка, если он уже написан по-славянски? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал участник рабочей группы по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, клирик Саратовской и Вольской епархии священник Максим Плякин. Интервью опубликовано в № 7, 2019.

Просмотров: 3920
Комментариев: 0

Наш богослужебный церковнославянский язык – уникальное явление в мировой культуре. И дело не в том, что сфера его применения ограничена только богослужением, ибо более половины верующего населения земли (по некоторым оценкам – около 80%) молятся на языке, который не является их разговорным. А в первую очередь в том, что он никогда и не был разговорным, но сразу был создан как язык богослужения. Рассказывает Алексей Сергеевич Кашкин, преподаватель Саратовской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой библеистики, кандидат богословия.

Просмотров: 4644
Комментариев: 0

Все тексты, которые поются или читаются в нашем богослужении, можно в упрощенном виде разделить на две группы: библейские фрагменты и гимнография. В настоящей статье речь пойдет о второй группе песнопений/чтений, то есть о гимнографии

Просмотров: 5979
Комментариев: 2

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 9190
Комментариев: 0

В этот день воспоминаются два события, которые и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудницы, возлившей миро на ноги Спасителя, и замысел злочестивого Иуды предать своего Учителя.

Просмотров: 7859
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 6451
Комментариев: 0

Пассия — самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,— на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым

Просмотров: 8127
Комментариев: 0

Взор Христа, тот взор, который радовал Ангелов, угасал, как лучи солнца при закате. Смертельная бледность покрыла Его лицо. Последние слова были: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Совершилось страшное и непостижимое таинство. Только в вечности узнаем мы, братия и сестры, что произошло на Голгофе

Просмотров: 13671
Комментариев: 1

Страстной седмицы ждешь весь Великий пост. Начиная с вечера Вербного воскресенья, Церковь в своих богослужениях предлагает нам вспомнить последние дни земной жизни Спасителя, проследовать за Христом, прожить вместе с Ним и Его учениками каждое мгновение тех далеких и страшных событий. Cамые торжественные и незабываемые службы, несравнимые ни с какими другими по своей внутренней напряженности, начинаются с Великого Четверга

Просмотров: 5807
Комментариев: 0

Народ израильский ничего плохого от Христа не видел. И тем не менее Спасителя возненавидели. И это тайна, это какой-то страшный выбор, который совершается в глубине человеческого сердца. Постигнуть это можно только лишь опытным путем. Кто это осознает во всей полноте, тот и способен вместо «Осанна!» кричать: «Распни Его!» — понимая, о Ком он это кричит

Просмотров: 8531
Комментариев: 0

Душевный сон — это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах

Просмотров: 5027
Комментариев: 0

Подошел к концу еще один Великий пост в нашей жизни. Для христиан, постепенно приготовленных подвигом поста, вступление в Страстную седмицу — это великое событие, о котором нужно именно просить Бога, чтобы удостоиться стать причастниками событий последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий на Кресте, смерти и погребения.

Просмотров: 5155
Комментариев: 0

Все начинается в последнее предпасхальное воскресенье, когда Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим. Есть у этого дня и еще одно название — Вербное воскресенье. Оно связано с совершаемым во время богослужения освещением вербы в память о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа у входа в город, держали в руках пальмовые ветви — символ радости и торжества

Просмотров: 4964
Комментариев: 0

В пятницу шестой — Вербной — седмицы заканчивается Святая Четыредесятница: шесть седмиц без Лазаревой субботы и Вербного воскресенья — это как раз сорок дней. В названные субботу и воскресенье (неделю) пост послабляется, что не удивительно: ведь впереди у нас максимальное духовное и физическое напряжение Страстной седмицы. Четыредесятница призвана подготовить нас к ней.

Просмотров: 3443
Комментариев: 0