Для чего возрождать старинный храм в селе, казалось бы, умирающем, в селе, в котором не то что школы или детского сада нет, а даже магазина, в котором буханку хлеба можно купить? Увы, этот вопрос мы слышим нередко. Но он задается в земной плоскости: зачем, если не целесообразно. Верующий человек живет не на плоскости, а в трехмерном пространстве. Храм — не просто здание с определенными функциями, храм — место особого присутствия Бога, место встречи, место соединения человека с Богом в святой Евхаристии. Опыт возрождения храмов, уже имеющийся в нашей епархии и митрополии, подтверждает: ни один из тех храмов, которые подняты из руин, не остался пустым и никому не нужным. Каждый из них по-своему преобразил окружающее пространство и жизнь людей.
12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из древнего Владимира в молодую северную столицу (1724 год), село Афанасьевка Воскресенского района встретило престольный праздник. Александро-Невская церковь в Афанасьевке была выстроена по проекту знаменитого Алексея Салько и освящена преосвященным Иоанном (Кратировым), епископом Саратовским и Царицынским, в октябре 1899 года. После революции в церкви устроили клуб, колокольню снесли. А потом и в клубе тоже отпала надобность…
Но, надо сказать, этому храму повезло: он неплохо сохранился. И до начала восстановительных работ здание выглядело крепким. Мы приезжали сюда несколько лет назад, когда усилиями тогдашнего настоятеля храма в Елшанке иеромонаха Никиты (Сергеева) коечто для возрождения храма было уже сделано: вставлены окна, отремонтирована крыша. Но внутри царило еще запустение. Грязь, плесень, на месте алтаря — дощатая сцена с лесенкой, со стен осыпается грубая голубая краска, обнажая кладку, мыши рыщут стаями…
Сегодня уже все иначе. Снаружи храм стал белым и смотрится, как кораблик посреди бедного афанасьевского пейзажа. Все, что оставалось от Дома культуры, давно разобрано и вынесено, начаты отделочные работы внутри, установлена алтарная преграда, расчищена территория вокруг храма, в ближайших планах — восстановление колокольни.
Погода в день престольного праздника выдалась уже прохладной: мы жмемся к временной печке-буржуйке, возле которой ворох свежих дров. Но не только от этих дров в храме тепло. Хотя людей немного, но все, кто приехал сегодня в Афанасьевку — из соседнего Воскресенского или из Саратова, как мы — очень рады тому, что Божественная литургия в храме совершается, наконец, в приемлемых условиях.
Богослужение совершают иерей Сергий Туйгин, настоятель Свято-Троицкого храма в Воскресенском, и настоятель афанасьевского храма иерей Кирилл Суглобов. Среди молящихся — генеральный директор завода «Серп и молот» Вячеслав Зелепукин — восстановление храма стало возможным благодаря его помощи. На мой вопрос, почему он, не имея никакого отношения к Афанасьевке (то есть не будучи, например, ее уроженцем), решил помогать храму, Вячеслав Юрьевич отвечает просто и убежденно: «Потому что надо все восстанавливать».
Маленькую строительную бригаду, спасающую храм, возглавляет Сергей Иванович — бывший мастер авиазавода, которого сама жизнь среди разрухи 90‑х сделала строителем. Это не первая в жизни Сергея Ивановича церковная стройка — он возрождал Успенскую Золотниковскую пустынь в Шуйской епархии.
— Сергей Иванович, скажите, строить храм — это счастье?
— Это удовольствие большое! Я всегда любил делать хорошо, а здесь, в Церкви, нельзя делать плохо. И потом, здесь, на этой стройке — ни крика, ни шума, ни ругани, все тихо, спокойно, по-доброму… Строить храмы — самая нормальная работа.
Несколько лет в Афанасьевке обитала своего рода реабилитационная коммуна из бывших бродяг, людей с судимостями, с поломанными судьбами и тяжелыми зависимостями. Ее организовал Дмитрий Путин, человек, прошедший через ад наркомании и нашедший для себя спасение в Православной Церкви. Над коммуной шефствовал саратовский Свято-Троицкий собор. Его ключарь иерей Николай Генсицкий (с 25 августа отец Николай служит в Симбирской епархии. — Ред.) совершал богослужение в храме даже среди той разрухи, которую я описала выше. К сожалению, судьба Дмитрия Путина оказалась трагической, он безвременно скончался, а от его коммуны здесь осталось три человека. Они живут в доме, который выстроили своими руками, работают. По словам одного из них, тоже Дмитрия, они сделали свой выбор: «Спасаться».
Начинается крестный ход вокруг храма, я смотрю на Дмитрия, который идет впереди всех с фонарем — и верю, что он действительно выстоит.
Отец Кирилл Суглобов обращается ко всем собравшимся с проповедью. Он говорит о том, что причина разрушения сел, запустения небольших городков — не экономическая, а духовная.
— Когда люди приходили на новое место, они первым делом всегда строили церковь, потому что не мыслили своей жизни без нее. И молясь в этом храме, они получали Божие благословение на жительство на этой земле. А сейчас столько наших храмов разрушено, заброшено, вот почему и жизнь в селе замирает — отнято благословение. Возрождая храмы, мы возрождаем жизнь.
Отец Кирилл напоминает: 13 мая следующего года — знаменательная дата: 800 лет со дня рождения святого князя Александра Невского, доблестного защитника и хранителя Руси. И как хочется верить, что освященный во имя святого воина храм встретит праздник — если не в полной еще красе, то, по крайней мере, в виде, соответствующем торжеству; что будет уже колокольня и, может быть, даже колокола…
Свою лепту в это дело может внести каждый — на карту Сбербанка по номеру телефона 8–937–226–85–95 (Кирилл Александрович С.) с пометкой «На храм Александра Невского».
Газета «Православная вера» № 17 (661), сентябрь 2020 г.